Индивидуальное занятие по коррекции оптической дисграфии с обучающимся 3 класса (ИН) Дифференциация букв П и Т.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Сорокина Марина Владимировна

Формирование умения различать звуки [П]-[Т]  (на слух, по  артикуляции) и букв П-Т(по написанию), совершенствование навыков языкового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса детей - вот цель данного коррекционно-развивающего занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp.docx49.99 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по коррекции оптической дисграфии с обучающимся 3 класса (ИН)

Тема занятия: Дифференциация графически сходных букв П и Т.

Речевое заключение: СНР

Цель:    Учить различать звуки [П]-[Т] изолированно, в слогах и  словах и правильно обозначать их буквами  на письме

Задачи:  

Коррекционно-образовательные:  

- Формирование умения различать звуки [П]-[Т]  (на слух, по  артикуляции) и букв П-Т(по написанию)

- Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза

 - Уточнение и обогащение словарного запаса детей

Коррекционно-развивающие:                

- Развитие фонематического восприятия

- Развитие мышления, зрительного и слухового внимания и памяти

- Развитие навыков самоконтроля и самопроверки

Коррекционно-воспитательные:    

- Расширение  представления об окружающем мире       

- Воспитание познавательного интереса

- Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям

- Воспитание  усидчивости и аккуратности в работе

- Совершенствование навыка адекватно оценивать свою работу на логопедическом занятии

 Базовые учебные действия:

Регулятивные БУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать предположение.

Коммуникативные БУД: умение формулировать и высказывать свои мысли в устной форме, понимание речи учителя.

Познавательные БУД: формулировать познавательные цели, строить логические цепочки рассуждений, составлять алгоритм действий, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Оборудование:         компьютер, экран, зеркало, предметные картинки в названиях которых есть звуки [П] и [Т], таблички с буквами П п –Тт,  карточки-символы с буквами П-Т, таблица «Характеристика звуков», карточки с элементами букв П-Т, слоговая таблица, мяч, сигнальные карточки, карточка со словами-паронимами, карточка со словами с пропущенными буквами П-Т.

                                 

Ход занятия:

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

II. Этап формулировки темы и целей занятия

Цель: сориентировать  по теме и целям занятия, выявить причины затруднения и постановки цели, актуализировать умение вступать в диалог.

Учитель-логопед предъявляет 3-4 предметные картинки, в названии которых есть звук [П]:

- Посмотри на картинки, назови одинаковый звук в словах [П].

- Какой буквой обозначается этот звук? (пэ).

Вывешивается табличка с буквами П п.

Учитель-логопед предъявляет 3-4 предметные картинки, в названии которых есть звук [Т]:

- Посмотри на картинки, назови одинаковый звук в словах [Т].

- Какой буквой обозначается этот звук? (тэ).

Вывешивается табличка с буквами  Тт.

- Догадался, чем мы будем сегодня заниматься? Какая тема нашего занятия?

(Будем учиться различать между собой звуки [П]-[Т]) 

- Итак, сегодня мы с вами будем учиться находить сходство и различие межу звуками [П]-[Т], будем упражняться в правильном написании букв П-Т. 

- Для того, чтобы достичь поставленной цели что нужно делать на уроке? (быть внимательным, старательным, активным)

III. Актуализация знаний. Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний.

1. Сравнение звуков [П]-[Б] по звучанию и артикуляции. Работа с индивидуальными зеркалами.

Посмотри в зеркало, произнеси звук [П], дай ему характеристику.

 - согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (губы),   - твёрдый,

- глухой (произносится без голоса).

Учитель-логопед в таблице «Характеристика звуков» выполняет соответствующие записи.

- Посмотри в зеркало, произнеси звук [Т], дай ему характеристику.

- согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (язык),

- твёрдый,

- глухой (произносится без голоса).

Учитель-логопед в таблице «Характеристика звуков» выполняет соответствующие записи.

-Скажите, чем похожи эти звуки. (Оба согласные, твёрдые) 

- В чем же их различие? (звук [п] произносится с помощью губ, а звук [т] с помощью языка, поднимающегося к твердому нёбу)- разглядывание артикуляции в зеркале.

Напомни, как можно проверить звонкость-глухость звуков.

(двумя способами: 1- руку на горло, 2-закрыть уши).

- Ребята, вы правильно определили сходство и различие между звуками [П]-[Б]

2. Соотнесение звуков [п] и [т] с буквами. Зрительный анализ букв т и п. Определение их сходства и различия.

Обучающемуся раздаются картонные буквы п и т (выполненные рукописным шрифтом). Он должен самостоятельно отметить сходства и различия в их написании. Логопед проводит опрос.

— Что общего у букв  п, т? (в их состав входят одинаковые элементы — «вертикальная наклонная палочка» и «рыболовный крючок»)

 — Чем же они различаются? (у этих букв разное количество элементов. У буквы «п» — два, у буквы «т» — три. (Третий элемент — «крючок», смотрящий вверх влево).

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/04/s_59fe21a90b013/731780_1.jpeg

3. Конструирование букв п и т.

(На парте лежит конверт с элементами букв п и т вперемежку).

Инструкция: Сконструируй из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах: точка, поле, паром, тарелка. (На парте – т, п, п, т)

IV. Дифференциация звуков [П]-[Т] на слух. Звукобуквенный анализ.

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия.

1.Работа с картонными буквами п и т.

Логопед диктует слоги, ученик показывает картонную букву п, если услышит звук [п], и букву т – если [т].
Па, та, по, ту, ты, пе, те, тю, пю и т.д.

2.Запись букв п и т.

Я буду диктовать слова, а ты должен выписать из них только буквы

П и Т. Если в слове есть обе буквы или две одинаковые, то писать их нужно в одной клетке.

1-й ряд: пенал, птичий, костюм, тапочки.

2-й ряд: каток, капель, потерял, мастер.

3- й ряд: тётя, братик, спел, капуста.

- Проверяем. На экране образец

п

пт

т

тп

т

п

пт

т

тт

т

п

пт

V. Дифференциация букв п – т в слогах. Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слогов.

1. Чтение слоговой таблицы. Таблица выполнена рукописным шрифтом.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/04/s_59fe21a90b013/731780_2.jpeg

2. Игра «Волшебный ластик».

- Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стёр в буквах п и т перекладины. Посмотри, что получилось. Прочитай слоги, опираясь на количество ножек букв.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/04/s_59fe21a90b013/731780_3.jpeg

- Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.

В тетради : пу, та, пат, пу, ты, пя, пот, та, тет, пё

- Какое слово спряталось в слогах? (пот.)

VI. Дифференциация букв п – т в словах.

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слова, развитие способности активно взаимодействовать со взрослыми.

1. Анализ слов-паронимов. Сравнение слов по написанию и смыслу.

Чтение слов по карточке: тачка, пачка, точка, почка, пушка, тушка.

- Давай посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы “т”.

На доске карточка “тачка”.

- Объясните значение слова. (Учитель убирает один элемент у слова “тачка”)

- Какое слово получилось? (“Пачка”).

- Объясни значение слова.

Точно также сравниваются слова “точка”, “почка”.

Вывод: Вот видишь, как важно не допускать ошибки при написании буквы п и т.

Запись слов в тетрадь.

Образец: тачка – пачка, точка – почка

Физкультминутка.

Цель: развитие общей и мелкой моторики, развитие слуховой памяти и внимания.

Логопед бросает мяч ученику и говорит слово:

Полк – , Тачка - , Почки – , Тара - ,Топил - , Порт – , Пушка - .

Ребенок ловит мяч и возвращая его логопеду, меняет п на т и наоборот

- Меняется ли смысл слова при замене букв?

2. Игра в разведчиков.

Записи на экране:

2авлин, у3ка, лас3очка, 2о2угай, 2е3ух.

3игр, бегемо3, 2они, ан3ило2а, 3елёнок.

- Как ты думаешь, какую букву может обозначать цифра 2? Почему?

- А три? Почему?

- Читаем и расшифровываем. Назови каждую группу слов одним словом.

- Найди лишнее слово у зверей.

Закрывает запись на экране.

- Запиши в тетради птиц, которых запомнил. Проверка по экрану.

3. Запись слов под диктовку.

Ученик записывает слова в два столбика (по наличию букв п и т). Букву п написать синей ручкой,  т – зелёной. 
 Поле, пушка, танк, парк, карта, лапа, утка, почки, ветер, капли, тачка.

VII. Подведение итога занятия. Рефлексия.

Цель: рефлексия способов действия.

- Итак, подведем итог занятия.

- Чем мы занимались на занятии?  (Устанавливали сходство и различие между звуками и буквами [П]-[Т]).

- Что общего между звуками [П]-[Т]?  (согласные, твёрдые, одинаковая преграда во рту - губы).

- Что общего между буквами[П]-[Т]? (в их состав входят одинаковые элементы — «вертикальная наклонная палочка» и «рыболовный крючок»)

 - Чем они различаются? (у этих букв разное количество элементов. У буквы «п» — два, у буквы «т» — три. (Третий элемент — «крючок», смотрящий вверх влево).

VIII. Оценивание работы.

Цель: организация  оценивания  собственной деятельности на занятии, осознание  того, что ими усвоено, а что нет.

- Оцени свою работу на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось на уроке… быть внимательным, все задания выполнить без ошибок

Я могу похвалить себя за … старательность, активность, аккуратность

Мне надо еще поработать над… этой темой, еще допускаю много ошибок



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"

Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»

Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....