Индивидуальное занятие по коррекции оптической дисграфии с обучающимся 3 класса (ИН) Дифференциация букв П и Т.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Формирование умения различать звуки [П]-[Т] (на слух, по артикуляции) и букв П-Т(по написанию), совершенствование навыков языкового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса детей - вот цель данного коррекционно-развивающего занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp.docx | 49.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное занятие по коррекции оптической дисграфии с обучающимся 3 класса (ИН)
Тема занятия: Дифференциация графически сходных букв П и Т.
Речевое заключение: СНР
Цель: Учить различать звуки [П]-[Т] изолированно, в слогах и словах и правильно обозначать их буквами на письме
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формирование умения различать звуки [П]-[Т] (на слух, по артикуляции) и букв П-Т(по написанию)
- Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза
- Уточнение и обогащение словарного запаса детей
Коррекционно-развивающие:
- Развитие фонематического восприятия
- Развитие мышления, зрительного и слухового внимания и памяти
- Развитие навыков самоконтроля и самопроверки
Коррекционно-воспитательные:
- Расширение представления об окружающем мире
- Воспитание познавательного интереса
- Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям
- Воспитание усидчивости и аккуратности в работе
- Совершенствование навыка адекватно оценивать свою работу на логопедическом занятии
Базовые учебные действия:
Регулятивные БУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать предположение.
Коммуникативные БУД: умение формулировать и высказывать свои мысли в устной форме, понимание речи учителя.
Познавательные БУД: формулировать познавательные цели, строить логические цепочки рассуждений, составлять алгоритм действий, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Оборудование: компьютер, экран, зеркало, предметные картинки в названиях которых есть звуки [П] и [Т], таблички с буквами П п –Тт, карточки-символы с буквами П-Т, таблица «Характеристика звуков», карточки с элементами букв П-Т, слоговая таблица, мяч, сигнальные карточки, карточка со словами-паронимами, карточка со словами с пропущенными буквами П-Т.
Ход занятия:
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).
II. Этап формулировки темы и целей занятия
Цель: сориентировать по теме и целям занятия, выявить причины затруднения и постановки цели, актуализировать умение вступать в диалог.
Учитель-логопед предъявляет 3-4 предметные картинки, в названии которых есть звук [П]:
- Посмотри на картинки, назови одинаковый звук в словах [П].
- Какой буквой обозначается этот звук? (пэ).
Вывешивается табличка с буквами П п.
Учитель-логопед предъявляет 3-4 предметные картинки, в названии которых есть звук [Т]:
- Посмотри на картинки, назови одинаковый звук в словах [Т].
- Какой буквой обозначается этот звук? (тэ).
Вывешивается табличка с буквами Тт.
- Догадался, чем мы будем сегодня заниматься? Какая тема нашего занятия?
(Будем учиться различать между собой звуки [П]-[Т])
- Итак, сегодня мы с вами будем учиться находить сходство и различие межу звуками [П]-[Т], будем упражняться в правильном написании букв П-Т.
- Для того, чтобы достичь поставленной цели что нужно делать на уроке? (быть внимательным, старательным, активным)
III. Актуализация знаний. Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний.
1. Сравнение звуков [П]-[Б] по звучанию и артикуляции. Работа с индивидуальными зеркалами.
Посмотри в зеркало, произнеси звук [П], дай ему характеристику.
- согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (губы), - твёрдый,
- глухой (произносится без голоса).
Учитель-логопед в таблице «Характеристика звуков» выполняет соответствующие записи.
- Посмотри в зеркало, произнеси звук [Т], дай ему характеристику.
- согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (язык),
- твёрдый,
- глухой (произносится без голоса).
Учитель-логопед в таблице «Характеристика звуков» выполняет соответствующие записи.
-Скажите, чем похожи эти звуки. (Оба согласные, твёрдые)
- В чем же их различие? (звук [п] произносится с помощью губ, а звук [т] с помощью языка, поднимающегося к твердому нёбу)- разглядывание артикуляции в зеркале.
Напомни, как можно проверить звонкость-глухость звуков.
(двумя способами: 1- руку на горло, 2-закрыть уши).
- Ребята, вы правильно определили сходство и различие между звуками [П]-[Б]
2. Соотнесение звуков [п] и [т] с буквами. Зрительный анализ букв т и п. Определение их сходства и различия.
Обучающемуся раздаются картонные буквы п и т (выполненные рукописным шрифтом). Он должен самостоятельно отметить сходства и различия в их написании. Логопед проводит опрос.
— Что общего у букв п, т? (в их состав входят одинаковые элементы — «вертикальная наклонная палочка» и «рыболовный крючок»)
— Чем же они различаются? (у этих букв разное количество элементов. У буквы «п» — два, у буквы «т» — три. (Третий элемент — «крючок», смотрящий вверх влево).
3. Конструирование букв п и т.
(На парте лежит конверт с элементами букв п и т вперемежку).
Инструкция: Сконструируй из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах: точка, поле, паром, тарелка. (На парте – т, п, п, т)
IV. Дифференциация звуков [П]-[Т] на слух. Звукобуквенный анализ.
Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия.
1.Работа с картонными буквами п и т.
Логопед диктует слоги, ученик показывает картонную букву п, если услышит звук [п], и букву т – если [т].
Па, та, по, ту, ты, пе, те, тю, пю и т.д.
2.Запись букв п и т.
Я буду диктовать слова, а ты должен выписать из них только буквы
П и Т. Если в слове есть обе буквы или две одинаковые, то писать их нужно в одной клетке.
1-й ряд: пенал, птичий, костюм, тапочки.
2-й ряд: каток, капель, потерял, мастер.
3- й ряд: тётя, братик, спел, капуста.
- Проверяем. На экране образец
п | пт | т | тп |
т | п | пт | т |
тт | т | п | пт |
V. Дифференциация букв п – т в слогах. Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слогов.
1. Чтение слоговой таблицы. Таблица выполнена рукописным шрифтом.
2. Игра «Волшебный ластик».
- Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стёр в буквах п и т перекладины. Посмотри, что получилось. Прочитай слоги, опираясь на количество ножек букв.
- Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.
В тетради : пу, та, пат, пу, ты, пя, пот, та, тет, пё
- Какое слово спряталось в слогах? (пот.)
VI. Дифференциация букв п – т в словах.
Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слова, развитие способности активно взаимодействовать со взрослыми.
1. Анализ слов-паронимов. Сравнение слов по написанию и смыслу.
Чтение слов по карточке: тачка, пачка, точка, почка, пушка, тушка.
- Давай посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы “т”.
На доске карточка “тачка”.
- Объясните значение слова. (Учитель убирает один элемент у слова “тачка”)
- Какое слово получилось? (“Пачка”).
- Объясни значение слова.
Точно также сравниваются слова “точка”, “почка”.
Вывод: Вот видишь, как важно не допускать ошибки при написании буквы п и т.
Запись слов в тетрадь.
Образец: тачка – пачка, точка – почка
Физкультминутка.
Цель: развитие общей и мелкой моторики, развитие слуховой памяти и внимания.
Логопед бросает мяч ученику и говорит слово:
Полк – , Тачка - , Почки – , Тара - ,Топил - , Порт – , Пушка - .
Ребенок ловит мяч и возвращая его логопеду, меняет п на т и наоборот
- Меняется ли смысл слова при замене букв?
2. Игра в разведчиков.
Записи на экране:
2авлин, у3ка, лас3очка, 2о2угай, 2е3ух.
3игр, бегемо3, 2они, ан3ило2а, 3елёнок.
- Как ты думаешь, какую букву может обозначать цифра 2? Почему?
- А три? Почему?
- Читаем и расшифровываем. Назови каждую группу слов одним словом.
- Найди лишнее слово у зверей.
Закрывает запись на экране.
- Запиши в тетради птиц, которых запомнил. Проверка по экрану.
3. Запись слов под диктовку.
Ученик записывает слова в два столбика (по наличию букв п и т). Букву п написать синей ручкой, т – зелёной.
Поле, пушка, танк, парк, карта, лапа, утка, почки, ветер, капли, тачка.
VII. Подведение итога занятия. Рефлексия.
Цель: рефлексия способов действия.
- Итак, подведем итог занятия.
- Чем мы занимались на занятии? (Устанавливали сходство и различие между звуками и буквами [П]-[Т]).
- Что общего между звуками [П]-[Т]? (согласные, твёрдые, одинаковая преграда во рту - губы).
- Что общего между буквами[П]-[Т]? (в их состав входят одинаковые элементы — «вертикальная наклонная палочка» и «рыболовный крючок»)
- Чем они различаются? (у этих букв разное количество элементов. У буквы «п» — два, у буквы «т» — три. (Третий элемент — «крючок», смотрящий вверх влево).
VIII. Оценивание работы.
Цель: организация оценивания собственной деятельности на занятии, осознание того, что ими усвоено, а что нет.
- Оцени свою работу на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось на уроке… быть внимательным, все задания выполнить без ошибок
Я могу похвалить себя за … старательность, активность, аккуратность
Мне надо еще поработать над… этой темой, еще допускаю много ошибок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...
Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
Цель: Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х- ж на материале предложений....
Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса по теме : "Дифференциация букв И-У в слогах и словах"
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯпо коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса...
Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"
Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»
Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....