Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий 2 класс
календарно-тематическое планирование по логопедии (2 класс)
Данная программа составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.
Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.
Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_2_kl.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель-дефектолог: Тихонова Оксана Анатольевна
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
2 класс
Пояснительная записка
Данная программа составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.
Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.
Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
В учебной программе для 1-4классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М., «Владос», 2001 г. представлена программ «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1—4 классов специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Метиева Л. А., Удалова Э. Я
Цель программы:
- Формирование у детей знаний об окружающем мире.
- Формирование (развитие) математических представлений.
- Развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Задачи:
1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
3. Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей школьников.
Сроки | Содержание работы |
1-15 сентября | Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета. |
15 сентября – 15 мая | Индивидуальные, подгрупповые занятия с детьми |
15 мая – 31 мая | Итоговая диагностика развития детей. Заполнение документации. |
В процессе обучения используются следующие формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые.
Планирование предназначено для детей с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в 1 - 4 классах. Занятия проводятся 1 раз в неделю по классам, индивидуально ежедневно.
В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт.
Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.
Сделана подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений. Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции.
Планирование составлено с опорой на следующую литературу:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой
2. Т.Б. Филичева, А.Р.Соболева «Развитие речи дошкольника» - Екатеринбург, 1996
3. Н.С. Резникова «Как развить память у ребенка», изд. Мой Мир, М., 2005
4. Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М.,2006
5. О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - СПб, 2011
6. И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва. Развитие элементарных математических представлений. Коррекционно-развивающее обучение.
7. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.
8. Использованная литература
9. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
10. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.
11. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.
12. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
13. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
14. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
15. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006 г.
16. Бабкина Н.В. “Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе” Начальная школа. – 1998 г. - № 4.
17. Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.
18. Развивающие игры для детей. – Москва: Физкультура и спорт. 1990 г.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
2 класс I полугодие
Тема
| Окружающий мир | Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление) | Пространственная ориентировка Мелкая моторика Графо-моторная координация | Развитие элементарных математических представлений | Развитие связной устной речи |
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий Диагностика
| |||||
Наша школа | Закрепить знания о зданиях школы, названиях и назначениях кабинетов в школе. | Дидактические игры: «Чего не стало» [22] «Назовем одним словом»»[7]
| - Пальчиковая гимнастика -Расположение квадрата, круга, треугольника на листе бумаги - Обводка и штриховка геометрических фигур | Цвет предметов. Количественные отношения: один-много-столько же. Понятие «сверху», «снизу».
| - Составление предложений по сюжетной картинке
|
Игрушки и учебные принадлежности
| Формировать знания детей об игрушках и учебных принадлежностях, формировать обобщающие понятия «игрушки», «учебные принадлежности». | Дидактические игры: «Чего не стало» [22] «Назовем одним словом»»[7] «Разложи и расскажи»[20] | -Пальчиковая гимнастика -Узнавание предметов в условиях шума -Расположение квадрата, круга, треугольника на листе бумаги - Обводка и штриховка геометрических фигур | Понятия большой-маленький. Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковые по высоте», «спереди-сзади». | - Учить составлять описательные предложения, - формировать умение узнавать предмет по описанию |
Осень. Признаки осени
| Формировать представления об осени, признаках осени. | Дидактические игры: -«Что изменилось» [1] -«Назовем одним словом» [7] - «Найди и вычеркни» [34] | - Пальчиковая гимнастика - Ориентировка в схеме собственного тела (по вертикали) геометрических фигур | Закрепление понятий «больше-меньше». Сравнение предметов по одному-двум признакам. Игра «Вверх-вниз» [61] | - Составление предложений по сюжетной картинке |
Овощи
| Формировать представления детей об овощах (форма, цвет, размер, вкус) | «Чудесный мешочек» Игра на внимание [65] «Разложи и расскажи» [20] - д/и « Назовем одним словом» [7] | -Пальчиковая гимнастика - Составление целого из частей - Штриховка | Понятия «высокий» - «низкий», «одинаковые по высоте». Игра «Сравни овощи» [66] | - Учить составлять описательные предложения, - формировать умение узнавать предмет по описанию |
Фрукты
| Формировать представления детей о фруктах (форма, цвет, размер, вкус) | «Чудесный мешочек» Игра «Поймай звук» (произношение слов со звуками «а, у, о») -д/и «Запомни и скажи правильно» - «Четвертый лишний и почему» | -Пальчиковая гимнастика - Закрепление «правая-левая рука» - расположение «фруктов» на парте (вверху-внизу, справа-слева, посередине) | Понятия «левое», «правое». Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». Понятия «далеко», «близко» («около», «рядом») Игра «Что где?» [68] | - Учить составлять описательные предложения, - формировать умение узнавать предмет по описанию |
Домашние животные
| Формировать представления о домашних животных, их внешнем виде, питании, месте обитания и их детенышах. | - д/и «Найди отличия» [15] - д/и «Нелепицы» [5] - д/и «Парочки» [33]
| -Пальчиковая гимнастика -Закрепление представлений «правая-левая рука» -д/и «Правый глаз» усвоение понятий справа-слева. [39] | Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». Понятия «внутри», «снаружи». Игра «У кого какой длины хвост?» [81] | - Учить составлять описательные предложения, - формировать умение узнавать предмет по описанию - «Кто у кого» (дом.жив. и детеныши) [27] Использование глаголов звучания (мычит, мяукает, лает, хрюкает) |
Дикие животные
| Формировать представления о диких животных, их внешнем виде, питании, месте обитания и их детенышах. | - Выкладывание цветных полосок по образцу - «Хлопни, если услышишь» [35] | -Пальчиковая гимнастика - д/и «Обезьянка» усвоение или автоматизация понятий справа-слева. [8] -Составление целого из частей | Понятия «столько же», «одинаково», «поровну». Закрепление понятий «больше», «меньше». Уравнивание групп предметов Игра «Отсчитай столько же» [84] | - Учить составлять описательные предложения, - формировать умение узнавать предмет по описанию - «Кто у кого» (дик.жив. и детеныши) [27] -д/и «Чья морда и чей хвост» [29] |
Дом. Мебель.
| Формировать представления о видах домов, назначении комнат и предметах мебели. | - д\и «Запомни и скажи правильно» [36] - Упр. «Раскрась вторую половину» [16] - «Что было сначала, а что потом» [37] | - Пальчиковая гимнастика - д/и «Что изменилось» [1] - «Продолжи ряд» (ритмический рисунок) | Ознакомление с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Круг, квадрат. Игра «Назови предмет» [76] | - Учить составлять предложение-описание. - Игра с мячом «Один-много»[26] |
Посуда
| Формировать представления о посуде, видах посуды. | «Учимся правильно говорить» - «Кто лишний и почему» - «Найди отличия» [15] | -Пальчиковая гимнастика - д\и «Перечисли все, что находится справа от тебя» - д/и «Кого загадали» [9] | Цифра 2. Большой, маленький, поменьше, одинаковые. Треугольник. Игра «Сложи чашку» [75] | - Учить составлять предложение-описание. - Игра с мячом «Один-много»[26] |
Одежда.
| Формировать представления о видах одежды, выбирать одежду в соответствии со временем года.
| - «Что под ладошкой» [10] - «Кто лишний и почему» - Упр. «Цифровая таблица» [17] | -Пальчиковая гимнастика - «Перечисли все, что находится слева от тебя» - Обводка фигур и расположение их на листе справа от центра.
| Цифра 2. Вчера, сегодня, завтра, далеко, близко. Игра «Положи столько же» [80] | Учить называть предметы верхней одежды - д/и «Скажи наоборот» [28] - Учить составлять предложение-описание. |
Обувь.
| Формировать представления об обуви, познакомить с отдельными деталями обуви. | -«Что изменилось» Вариант-2 [1] -«Цепочка действий» [3] - упр. «Нелепицы» [5] | -Пальчиковая гимнастика -д/и «Кого загадали» [9] -Разложи одежду и обувь справа и слева от себя | Цифра 2. Короткий-длинный. Овал. Игра «Назови предмет» [78] | - Учить составлять предложение-описание. |
Зима. Признаки зимы.
| Формировать представления о зиме, признаках зимы. | - «Запомни и воспроизведи» Вариант-1 [2] - «Игра в слова» [4] -«Хлопни, если услышишь…»[40] | -Пальчиковая гимнастика -Составление целого из частей -«Перечисли все, что ты видишь слева от себя» | Цифра 3. соотнесение цифры с количеством предметов. Игра «Назови приметы зимы» [93] | - Составление предложений по сюжетной картинке
|
Птицы. Зимующие птицы.
| Формировать представления о зимующих птицах, об условиях жизни птиц.
| -«Запомни и воспроизведи» Вариант-2 [2] -упр. на простейшие умозаключения [6] - упр. «Птица – не птица» развитие внимания [18] | -Пальчиковая гимнастика -«Лабиринт» с речевым сопровождением направлений -д/и «Что под ладошкой»[10] | Цифры 1, 2, 3. Высокий-низкий. Игра «Не ошибись» [97] | - Составление предложений по сюжетной картинке - «Назови ласково» |
Жизнь животных зимой
| Формировать представления о жизни животных зимой | -«Запомни и воспроизведи» [2] -д/и «Чего не стало» -д/и «Топ-Хлоп» развитие внимания, памяти [19] | - Пальчиковая гимнастика -д/и «На параде» [11] -Продолжи рисунок | Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3, 4. Игра «Отсчитай столько же» [84] | - Составление предложений по сюжетной картинке - Игра с мячом «Один-много»[26] |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-х классов с ФН, ФФН.
Планирование разработано на основе программы Бекшиевой З.И. по профилактике и коррекции нарушений письменной речи....
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 1 классе по формированию познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 1 классе по формированию познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития...
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 4 классов, имеющих нарушения письменной речи (дизорфография)
Планирование предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми, имеющими нарушения письменной речи-дизорфография. Также, может использоваться учителями начальных классов, планирующих работу с ...
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 1 класса
Тематическое планирование коррекционно- развивающих занятий по русскому зыку для 1 класса...
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по математике для 1 класса
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по математике для 1 класса...
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий 1 класс
Данная программа составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляет...
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий 3 класс
Данная программа составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляет...