"Артикуляция гласных [о-ё]. Дифференцияция гласных О-Ё в слогах, словах, предложениях"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Юлия Александровна Орлова

Цель: закрепить у учащихся навыки различения звуков О – Ё в устной и письменной речи.

Коррекционно - образовательные:

закрепить знания детей о гласных звуках и буквах;

закрепить умение выделять и дифференцировать твердые и мягкие согласные;

предупреждение нарушений чтения и письма.

Коррекционные - развивающие:

развитие фонематического слуха и восприятия;

развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

развитие неречевых процессов: внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, самоконтроль, старательность.

Здоровьесберегающая: содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки на магнитах, шкатулка, слоги, тематические картинки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

"Артикуляция гласных [о-ё].

Дифференцияция гласных О-Ё в слогах, словах, предложениях"

(3 класс)

Цель: закрепить у учащихся навыки различения звуков О – Ё в устной и письменной речи.

Коррекционно - образовательные:

закрепить знания детей о гласных звуках и буквах;

закрепить умение выделять и дифференцировать твердые и мягкие согласные;

предупреждение нарушений чтения и письма.

Коррекционные - развивающие:

развитие фонематического слуха и восприятия;

развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

развитие неречевых процессов: внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, самоконтроль, старательность.

Здоровьесберегающая: содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки на магнитах, шкатулка, слоги, тематические картинки.

Раздаточный материал: задания на карточках, рабочие тетради, карандаши.

                                                           

                                                         Ход занятия
 1.Организационный момент

 Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего 

настроения.

2. Сообщение темы урока.

–Загляните в Шкатулку сказок – что в ней сегодня? (дети достают из шкатулки слоги).(луш,зо,ка) 

–Если из этих слогов сложить слово разложить, то вы узнаете, какая гостья сегодня к нам пришла. (Дети выкладывают название сказки на доске.)

– Это Золушка (выставляется картинка). Назовите членов семьи, в которой она жила (отец, мачеха, крёстная-фея).

–Кем была Золушка для своего отца (дочерью).

–А кто ещё поселился вместе с мачехой в доме у Золушки? Злые и вздорные, как и их мать? (Сёстры).        (Выставляется картинка сестёр)

– Выделите в первом слоге гласные в словах: сёстры, Золушка (Ё,О)

Сегодня на занятии будем продолжать учиться различать гласные О–Ё в слогах, словах, предложениях.

3.Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами)

Мы расселись по порядку, дружно делаем зарядку,

Не руками, не ногами, а своими язычками.

  • "Улыбка-трубочка", «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Киска сердится», «Почистим зубки».

4. Дыхательная гимнастика.

-Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что Вы вдыхаете всю свежесть и доброту. Теперь выдохните. Еще раз – вдох и выдох. Молодцы.

5. Закрепление темы: « Различай о – ё». 

о – ( о )

нос        

тв. согл.

ё – ( й, о )

нёс

      мягк. согл.

 - Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вместе вспомним, чем отличаются друг от друга гласные  о – ё. В этом вам поможет вот эта таблица ( на магнитную доску  вывешивается таблица):

       - Сколько звуков у гласной  - о - ? – ё-? ( один ( о ); два ( й, о ))

       - Как произносится и слышится согласный перед гласной  - о - ?, - перед гласной  - ё - ? ( твердо, мягко).

   Артикуляция звуков [о-ё].

Ребята, давайте произнесём гласные о- ё перед зеркалом, и скажем в каком положении губы и язык.

О – губы слегка вытянуты, округлены.

Ё – губы сначала растягиваются в улыбке, затем округляются.

- Хорошо, ребята. А теперь давайте повторим правило, которое поможет нам не ошибиться в написании гласных  о – ё  в слогах, словах, т. е. на письме.

     Если согласный слышится твёрдо, то пишем  – о -, если мягко то пишем  – ё

А сейчас вместе со мной скажем чистоговорку про гласных О-Ё.

Ёт ёт-ёт –Золушка воды несёт,

от-от-от-сёстры живут без забот,

ёт-ёт-ёт – Золушка на бал попадёт,

от-от-от – когда избавится от хлопот.

или

А у Золушки заботы,

Много ждёт её работы.

Мы садимся поскорей,

И поможем дружно ей

5. Дифференциация в слогах.

Мы с вами помним, что мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на неё самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали её сёстры Золушкой. Сами же они жили в свое удовольствие.

–Вот первое задание от злой мачехи для Золушки

Золушке надо расставить посуду по местам. Первая полка – синие Но следите, чтоб у каждой чашки была своя пара, потому что чашки не простые.

На доске вразброс прикреплены чашки синего и зелёного цвета, на которых написаны   слоги. Дети должны соединить чашки-слоги парами (у доски по очереди)

ВО-ВЁ

ТО-ТЁ

ЛО-ЛЁ

СО-СЁ

БО-БЁ

ДО-ДЁ

– Прочитать слоги. Скажите, как звучат согласные в каждой паре. Какая буква обозначает мягкость согласного? (буква Ё)

–Хорошо. С первым заданием справились.

6. Дифференциация в словах:

а) Давайте припомним, какую ещё  работу Золушке приходилось выполнять. Составьте с записанными на карточках словами-действиями словосочетания. Справиться с этим заданием нам помогут картинки-подсказки.(соединить стрелочкамина карточках)

 

Карточки

              Карточки с картинками

со словами-действиями

      

ЧИСТИЛА

              картофель

МЫЛА

              пол

ПЕРЕБИРАЛА

             зерно

ДЕЛАЛА

             причёски

ШТОПАЛА

             бельё

            

-Проверка. Молодцы. С заданием справились.

б) Игра «Испеки пироги»

Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашение получили и сестры Золушки. Сёстры с матерью отправились на бал. Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там  в таком рваном, испачканном золой платье. А ещё мачеха велела ей к обеду испечь пироги.

Давайте поможем Золушке испечь пироги, да с разной начинкой. И разложим их по разным тарелкам.

На доску вывешиваются картинки с изображением тарелок. На тарелках написаны буквы : О, Ё. (Напомнить, что буква Ё всегда ударная. Напомнить, что при письме все слова, которые пишем, проговариваем  вслух.) 

Слова:яблОкО,свЁкла,мЁд, шОкОлад, сгущЁнка, мясО

Дети по очереди у доски распределяют словапредметы под тарелочками на доске, потом записывают слова в два столбика в тетрадь.

Физминутка.

Утром Золушка проснулась,

Потянулась и улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре песню спела.

С песней солнышко взошло,

Стало радостно, тепло.

Птицы весело запели,

Бабочки вдруг прилетели.

 

7. Дифференциация в предложениях. 

С вашей помощью Золушка удачно преодолела и это препятствие.

Золушка успела выполнить работу. Ребята, а кто помог Золушке попасть на бал? (крёстная Волшебница) (вывешиваются картинки). Она подарила девушке карету, лошадей, прекрасное бальное платье. А маленький паж преподнес Золушке хрустальные туфельки. Золушка спешит на бал. Всю ночь она будет веселиться и танцевать, но как только пробьет двенадцать часов, ей необходимо вернуться.

Ну а мы с вами выполним за неё ещё одну работу. А Золушка пусть отдыхает на балу.

а) Составьте из отдельных слов предложения и назовите слова. (слова записаны на карточках. Работают индивидуально в тетрадях, затем проверка выполненного задания)

             полные,У,воды,Золушки, вёдра. (У Золушки полные вёдра воды.)

              котёл,блеска,до,тёрла, Золушка. (Золушка до блеска тёрла котёл.)


 б)Вот часы бьют двенадцать раз –пора покидать бал. Золушка так спешит, что из-под каблучков вылетают буковки–искры. Вставьте буквы О –Ё. в слова верно и прочтите получившиеся предложения.


З_лушка нес_т ябл_чный пир_г.

Кр_стная п_дарила З_лушке л_шадей.

 Проверяем правильность написания вставленных букв..

 8. Итог занятия:

-Ребята, над какими звуками и буквами мы сегодня работали?(о-ё)

-Какую гласную пишем после мягкой согласной?(ё)

-Какую гласную пишем после твёрдой согласной?(о)

9.Оценка занятия.

–Скажите, пожалуйста, кто работал сегодня очень хорошо?

–А кто нам помогал в работе? (Золушка) Скажем ей спасибо!

–Ах, да, чуть не забыла! Давайте посмотрим, все ли мечты Золушки сбылись(на доске картинка Золушки с принцем).

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Подборка речевого материала для автоматизации звуков Р-Рь в слогах, словах, предложениях, текстах

Речевой материал для автоматизации звуков Р-Рь (их дифференциации) в слогах, словах (сложных словах), предложениях и текстах....

Презентация «Упражнение в чтении слогов, слов, предложений с буквами Ч, ч. Многозначные слова»

Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе "Упражнение в чтении слогов, слов, предложений с буквами Ч, ч. Многозначные слова"...

Открытое занятие. Дифференциация парных гласных «У» – «Ю» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Дифференциация парных гласных «У» – «Ю»в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях....

открытое занятие. дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах

дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах...

Рабочий лист для занятия по дифференциация гласных Е-Я в слогах, словах, предложениях, тексте.

Предлагаю рабочий лист для занятия по дифференциации гласных Е-Я в слогах, словах, предложениях, тексте. В основу этой разработлки положены задания из тетради-помощницы Ишимовой О.А. и Дерябиной Е.В. ...