Массаж при дизартрических расстройствах
статья по логопедии

Романенко Анна Николаевна

 

 

Представленный ниже фрагмент комплексной методики преодоления дизартрии у детей и взрослых представляет собой описание массажа, который можно осуществить без постоянного контроля со стороны речевого терапевта (американское название «учителя-логопеда»), в домашних условиях.

 Комплекс лечебной гимнастики предназначен для работы над нижней частью мимической мускулатуры (губы, щеки) и мышц языка.

Необходимое оборудование: зубная щетка средней мягкости, деревянный шпатель.

Упражнения построены по принципу «от простого к сложному

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл massazh_pri_dizartricheskih_rasstroystvah_ssha.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Массаж при дизартрических расстройствах

Представленный ниже фрагмент комплексной методики преодоления дизартрии у детей и взрослых представляет собой описание массажа, который можно осуществить без постоянного контроля со стороны речевого терапевта (американское название «учителя-логопеда»), в домашних условиях.

 Комплекс лечебной гимнастики предназначен для работы над нижней частью мимической мускулатуры (губы, щеки) и мышц языка.

Необходимое оборудование: зубная щетка средней мягкости, деревянный шпатель.

Упражнения построены по принципу «от простого к сложному».

  1. Вытягивание верхней губы.

Расположить большой и указательный пальцы под наружным краем ноздрей, и, не скользя по коже, сместить верхнюю губу вниз и в стороны, затем свести пальцы, а кожную складку сместить вниз. Нужно сделать по 3 повтора.

  1. Вытягивание в стороны верхней губы.

Расположить указательный палец параллельно верхней губе, и, не скользя по коже, перемещать губу из стороны в сторону; медленно и с усилием, направленным внутрь и вниз. По 3 повтора.

  1. Вытягивание нижней губы.

Расположить большой и указательный пальцы под нижней губой, и, не скользя пальцами, растянуть нижнюю губу в стороны, затем свести пальцы, а кожную складку потянуть вверх. По 3 повтора.

  1. Вытягивание в стороны нижней губы.

Расположить указательный палец параллельно нижней губе, и, не скользя по коже, перемещать губу из стороны в сторону, медленно и с усилием, направленным внутрь и вверх. По 3 повтора.

  1. Вытягивание губ в углы.

Расположить концевые фаланги обоих указательных пальцев к углу рта по верхней и нижней губе и, не скользя пальцами, перемещать губы в противоположном направлении. По 3 повтора.

  1. Горизонтальный массаж губ по кругу.

Ухватить край верхней губы большим и указательным пальцами и, перетирая губу, продвигаться к противоположному углу рта, затем перетереть нижнюю губу. Шаг – 1 см.

  1. Образование складок из губ и их вытягивание.

Указательным пальцем завернуть верхнюю губу и прижать ее к зубам на 1 секунду, затем отпустить. Проработать всю верхнюю губу с шагом 1 см. То же сделать с нижней губой.

  1. Захватывание губ и вытягивание.

Ухватить край верхней губы большим и указательным пальцами и вывернуть ее с подтягиванием книзу в течение 1 секунды, затем отпустить. Проработать всю верхнюю губу с шагом в 1 см. То же сделать с нижней губой.

  1. Нажим на основание языка.

Расположить кисть лучевым краем под подбородком и проводить легкие, быстрые удары или раскачивать кисть из стороны в сторону в течение 5 секунд.

  1. Массаж десен.

Расположить палец на центр верхней десны над зубами, медленно перемещать палец к молярам (жевательным зубам), за последним моляром перейти на нижнюю десну, перемещать палец к центру. В центре поменять руку и продолжать движение к исходной точке. Сделать по 3 повтора.

  1. Вытягивание по малому кругу.

Расположить большой и указательный пальцы у крыльев носа и, не скользя по коже, выполнять круговые движения с малым радиусом вначале кнаружи –5-10 секунд, затем кнутри-5-10 секунд.

  1. Вытягивание щек с задействием нижней губы.

Ухватить щеку в области края нижней губы большим и указательным пальцем и легко перемещаться по кожной складке к уху, затем к глазу, затем к крылу носа, затем к центру верхней губы. Повторить на другой стороне. Сделать по 3 повтора.

  1. Вытягивание щек с задействием верхней губы.

Ухватить щеку в области края верхней губы большим и указательным пальцами и легко перемещаться по кожной складке к глазу, затем к уху, затем поперек щеки к центру нижней губы. Повторить на другой стороне. Сделать по 2 повтора.

  1. Вытягивание губ с сопротивлением.

Расположить зубную щетку под верхнюю губу у угла рта щетиной к губе, движением щетки кнаружи и вниз легко растянуть губу в течение 1 секунды, следить за наличием сопротивления губы. При отсутствии сопротивления помогать пальцем, наложенным на губу в проекции щетки.

  1. Массаж губ с помощью зубной щетки.

Расположить зубную  щетку  в вертикальном положении, оттягивая губу на 1 см, продвигаясь по верхней и нижней губе с шагом 1 см.

  1. Нажим на десны верхней челюсти позади верхних зубов.

Расположить зубную щетку на верхней десне за зубами, щетиной вверх, массировать десну движениями из стороны в сторону между 3ми зубами. Выполнить по 3 повтора.

  1. Нажим на десны челюсти за нижними зубами.

См. п. 16, но для нижней челюсти. По 3 повтора.

  1.  Смещение в строну языка с сопротивлением.

Расположить зубную щетку на боковой поверхности языка на уровне 5 зуба, быстрыми движениями толкнуть язык к противоположной стороне и немедленно вернуться в исходное положение. Выполнить по 3 повтора. На третий повтор при возврате растянуть щеку. Это движение стимулирует движение языка через зубы к щеке.

  1. Массаж твердого неба и языка.

Расположить зубную щетку щетиной в области середины твердого неба и массировать его слева направо, переходя на язык, до центра языка. Затем сменить направление. По 3 повтора в каждую сторону.

  1. Стимуляция средней части языка.

Расположить зубную щетку в центре твердого неба щетиной вниз, надавливать попеременно в небо и центр языка. Выполнить по 3 повтора.

  1. Жевание с сопротивлением.

Расположить деревянный шпатель под последним верхним зубом под прямым углом к челюсти. Не продвигать шпатель вглубь рта! Надавливая в зуб, делать 5-10 жевательных движений на каждой стороне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение. Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения

Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения...

Логопедический массаж. Массаж пальцев рук «Су-джок».

Рекомендации для родителей по выполнению массажа пальцев рук шариком «Су-джок»....

Автоматизация шипящих в слогах и словах различной сложности  с ребенком, имеющем дизартрический компонент.

Автоматизация шипящих в слогах и словах различной сложности  с ребенком, имеющем дизартрический компонент....

Использование логопедического массажа как активного метода воздействия, направленного на коррекцию различных речевых расстройств

Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно зн...

Определение структуры дефекта при минимальных дизартрических расстройствах. Инновационные пути преодоления минимальных дизартрических расстройств

В статье дается определение структуры дефекта при минимальных дизартрических расстройствах, раскрываются инновационные пути преодоления этих нарушений....

Цикл занятий по формированию моторного праксиса у младших школьников с минимальными дизартрическими расстройствами средствами художественно - эстетической деятельности

Определение специфики логопедической работы по формированию моторного праксиса у младших школьников с минимальными дизартрическими расстройствами является проблемой, на решение которой нацелена предст...