Определение структуры дефекта при минимальных дизартрических расстройствах. Инновационные пути преодоления минимальных дизартрических расстройств
статья на тему
В статье дается определение структуры дефекта при минимальных дизартрических расстройствах, раскрываются инновационные пути преодоления этих нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Определение структуры дефекта при минимальных дизартрических расстройствах.
Инновационные пути преодоления минимальных дизартрических расстройств
Детский невролог А.Ю. Ратнер « все мы родом из родов»
Так, Александр Юрьевич Ратнер перефразировал Антуана де Сент-Экзюпери « все мы родом из детства».
В последние 25-30 лет во всем мире резко увеличилось число случаев проблем с поведением и нарушением развития речи, чтения и письма у детей. Что же изменилось за последние 30 лет? Изменился наш образ жизни. Телевизор, видео, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, а также снизился моральный и нравственный уровень людей.
Ратнер считал, что в основе нарушений развития нервной системы ребенка лежат события, произошедшие во время беременности и родов. Минимальные осложнения влияют на дальнейшую судьбу ребенка, нарушают развитие его органов и систем, прежде всего - нервной системы.
Типы органических поражений ЦНС:
- механический;
- токсический;
- инфекционный;
- гипоксический
Механический
- во время родов
Неправильное нахождения плода (ведутся исследования о влиянии положения плода вовремя родов на неврологическую симптоматику), стремительные, затяжные роды, кесарево сечение, кесарево в родовой деятельности (особенно опасно) использование механического воздействия на плод – выдавливание, щипцы, вакуум.
в раннем возрасте
черепно-мозговая травма
Токсический
- При табакокурении, алкоголизме, наркомании, пищевые интоксикации, медикаментозные лечения, нарушение функционирования почек, гепатиты, резус конфликты
Инфекционный
Инфекционные заболевания матери во время беременности
- краснуха, свинка, ветрянка, урогенитальные инфекции, герпес, прививки (осторожно проводить алергенным детям).
Гипоксический
- у матери анемия, гипертония, пороки развития сердечно-сосудистой системы
- в родах:
обвитие пуповиной
затяжные роды
длительный безводный период
Роды сложнейшее испытание для будущего ребенка, головной мозг редко травмируется при родах, чего нельзя сказать о спинном мозге. В области шеи также имеются нервные узлы, выполняющие регуляторную функцию, перераспределение крови между всем организмом. Во время родов страдают чаще всего позвоночные артерии, наступает спазм этих артерий, и стволовые структуры мозга оказываются на голодном пайке. Нервные клетки теряют свою активность, глиальная ткань перестает вырабатывать достаточное количество миелина, что приводит к ухудшению проводимости нервного импульса. Происходит резкое уменьшение числа мотонейронов - двигательных единиц в ядрах нервов, ответственных за артикуляцию.
Если количество кислорода снижается ниже 15-20% от нормы, то в клетках начинается так называемый апоптоз: клетки сами себя разрушают, разваливаясь на части – апоптозные тельца, которые незаметно поглощаются лимфоцитами. Поэтому даже при очень критическом для нервной системы состоянии у ребенка не возникает внешних признаков – ни воспалительного процесса, ни высокой температуры, ни интоксикации.
При неблагополучном течении родов эти структуры наиболее ранимы, поскольку интенсивно функционируют и требуют большого количества кислорода; недостаток же кислорода в системе кровоснабжения и вызывает в дальнейшем различные нарушения.
При этом поражение захватывает не отдельные участки целиком, а как бы повреждает часть нейронов в шахматном порядке, гнёздно.
Если в крови мало кислорода, клетки мозга реагируют на это возбуждением, если ничего не делать, она будет прогрессировать и приведет к катастрофе. Чтобы предохранить себя от умирания мозг выключается, а у ребенка концентрация внимания в этот момент равна нулю.
У абсолютного большинства детей вследствие патологии беременности или в процессе родов происходит, в той или иной степени, нарушение кровотока в артериальной и венозной системах, в основном вертебазилярного бассейна. От этого зависит моторное, психическое, эмоциональное и речевое развитие ребенка.
Между тем современная диагностическая аппаратура позволяет производить оценку мозгового кровотока в различных магистральных артериях и венах головного мозга, что дает возможность наблюдать и измерять степень кровоснабжения различных его участков.
Медицинские методы исследования функционирования КГМ и проводящих путей
ЭЭГ
Биоэлектрическая активность мозга, определение степени кровоснабжения различных его областей
Доплерография (определение венозного тока в шейном отделе).
Нейросонография (УЗИ головного мозга) Хорошо определяются размеры желудочков мозга, состояние сосудистых сплетений, наличие кист в них, определение гидроцефального синдрома.
Методика вызванных стволовых потенциалов
(используется центром «Прогноз» г. Санкт - Петербург)
В Великобритании метод вызванных стволовых потенциалов является скрининг-тестом для выявления нарушений слуха у новорожденных. В центре «Прогноз» он используется также для диагностики центральных нарушений восприятия речи и стволовой недостаточности. Метод СВП дает представление о функционировании каждого из шести нейронов слухового пути.
Неврологический аспект дизартрии
это расстройство артикуляции речи, связанное с нарушением функций языка, губ, мягкого неба, гортани, участвующих в артикуляции, вследствие поражения 9;10;12 пар черепно-мозговых нервов, их ядер либо корково-ядерных путей.
Ядра этих нервов находятся в стволе мозга, имея связь с корой головного мозга.
А потому дизартрия- это нечто иное, как стволовая или корково-стволовая дисфункция мозга.
Л.Т. Журба и Е.М. Мастюкова выделели тяжести неврологической патологии:
легкую- гипертензионный синдром, гидроцефальный синдром, ММД, синдромы гипервозбудимости, негрубая неврологическая симптоматика в виде нарушений мышечного тонуса, тремора;
среднюю - синдромы двигательных расстройств, эписиндром(судорожный синдром), церебрастенический синдром;
тяжелую- ДЦП,
органическое поражение ЦНС
Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая также характеризует проявления «стертой дизартрии»: как легкие (стертые) проявления « псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью их преодоления.
При этом у детей отмечается негрубая неврологическая симптоматика в виде
-«стертых» парезов (ограничение подвижности) речедвигательных мышц - девиации, апраксии (невозможность выполнения каких либо произвольных движений руками и органами артикуляции;
-гиперкинезов (дрожания языка, тремора языка и голосовых связок)
-нарушений мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры (спастичность и паретичность)
- гиперсаливация (повышенное слюноотделение)
Комплексный подход при устранении минимальных дизартрических расстройств
1блок - медицинский
который определяет врач-невролог
Медикаментозные средства
ЛФК
Массаж
Рефлексотерапия
Физиотерапия и др.
Мозжечковая стимуляция
Я остановлюсь в данном разделе на логопедическом массаже при дизартрии, который предлагает Е.Ф. Архипова.
Противопоказания для проведения массажа: инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп) заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, коньюктевит), с осторожностью подходить к детям с эписиндромом, судорогами.
Логопедический массаж имеет свой целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. В логопедической работе практикуется линейный и точечный массаж.
Задачи логопедического массажа при дизартрии:
- нормализация мышечного тонуса
- устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиации
- стимуляция положительных кинестезий
- улучшение качеств артикуляционных движений (точность, оббьем, переключаемость)
Увеличение силы мышечных сокращений
- активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых при коррекции звукопроизношения.
Комплекс упражнений логопедического массажа проводится 2-3 раза в день за час до еды и спустя 2,5 часа после еды. Комната должна быть проветрена, свет не яркий, в сопровождении тихой классической музыки. Перед проведением массажа ребенка необходимо усадить в удобную позу.
Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (тонических расстройствах) проводится с целью обеспечения успокающего действия, приведения мышц в состояние полного покоя (мышцы не податливые, оцепенелые, не гибкие, обусловленные напряжением мышц).
Движения должны быть очень легкими. Логопед должен реагировать на судорожную реакцию ребенка и мгновенно прекращать массажные движения, вызывающие судорожную реакцию. Плоскостное поглаживание, легкое растирание.
Приемы разминания и вибрации не применяются.
Комплекс упражнений при спастико-атактико гиперкинетическом синдроме.
Необходимо вначале расслабить руки, т.к. как и при ригидном синдроме в мышцах высокий тонус, проводятся плоскостные поверхностные поглаживания.
При гиперкинетичесом синдроме массаж выполняется в следующей последовательности: мышцы шеи- затылка - плечевого пояса- груди - по ходу лимфатических сосудов.
При атактическом синдроме и спастическом парезе (возможна чрезмерная напряженность мышц при прикосновении к лицу ребенка) массаж начинаем с подбородка с двух сторон к височным впадинам, более усиленно надавливаем на места прикрепления мышц и переплетения их, использовать вибрацию, при массаже языка важно детальнее массировать продольные, вертикальную и поперечные мышцы, движение, как по горизонтали, так и по вертикали.
Комплекс упражнений при паретическом синдроме проводится с целью укрепления мышц. Движения проводятся интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания. Массаж сразу начинается с лицевой мускулатуры.
Я также включаю после массажа перед артикуляционной гимнастикой с функциональной нагрузкой изотонические (с элементами сопротивления) упражнения для укрепления мышц шеи, губ, языка, но избирательно в соответствии с тонусом в мышцах.
При гиперкинетическом синдроме упражнения для мышц шеи.
При повышенном тонусе в трубочку, при пониженном в улыбку.
Но важно помнить, что массажу следует быть обученными. Я прошла авторский курс Е.Ф. Архиповой при МГГУ им. Шолохова
2 блок - Психолого-педагогический
Развитие сенсорных функций (слуховой гнозис, зрительный, стереогноз)
Коррекция пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков
Развитие памяти, мышления.
3 блок – логопедическая работа
1этап-подготовительный
Нормализация:
мышечного тонуса, моторики артикуляционного аппарата, нормализация голоса, речевого дыхания, просодики, мелкой моторики
2 этап- выработка новых произносительных умений и навыков
- Основных артикуляционных укладов
- Серии последовательных движений
- Определение последовательности в постановке звуков
- Уточнение и развитие фонематического слуха
- Вызывание конкретного звука
- Закрепление данного звука
- Дифференциация поставленного звука
3 этап- выработка коммуникативных умений и навыков
Введение звука в речь
( заучивание стихов, составление предложений)
Включение в лексический материал просодических средств (различной интонации, модуляций голоса, изменения темпа и тембра речи и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные пути включения в образовательную деятельность детей со сложной структурой дефекта младшего школьного возраста
Современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой новые цели и задачи. Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сего...
Причины расстройств аутистического спектра, пути преодоления нарушений
В работе систематизированы сведения о причинах расстройств аутистического спектра. К ним относятся как биологические факторы (генетические факторы, влияние нейротоксинов, перинатальное повреждение, ви...
Логопедическая ритмика, как средство преодоления разнообразных речевых расстройств у детей с ОВЗ
Цели, задачи и средства логоритмики. Преодоление речевой потологии, через развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Развитие неречевых процессов средствами логоритмики. Необходимост...
Логопедическая ритмика, как средство преодоления разнообразных речевых расстройств у детей с ОВЗ.
Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специал...
Цикл занятий по формированию моторного праксиса у младших школьников с минимальными дизартрическими расстройствами средствами художественно - эстетической деятельности
Определение специфики логопедической работы по формированию моторного праксиса у младших школьников с минимальными дизартрическими расстройствами является проблемой, на решение которой нацелена предст...
Особенности структуры урока для детей с расстройством аутистического спектра
В статье описывается структура урока для учащихся с расстройством аутистического спектра, методы и подходы к коррекции нежелательного поведения...
Массаж при дизартрических расстройствах
Представленный ниже фрагмент комплексной методики преодоления дизартрии у детей и взрослых представляет собой описание массажа, который можно осуществить без постоянного контроля со сторон...