Логопедический массаж. Виды логопедического массажа
материал по логопедии по теме

Лапшина Надежда Викторовна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_logopedicheskogo_massazha.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ. ВИДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

     Правильная, хорошая  речь – это и общение, и самовыражение, и инструмент познания. В последние десятилетия неуклонно растет число детей с речевыми нарушениями, причем,  с наиболее тяжелыми формами. Помимо детей с нарушением одного-двух звуков, все чаще встречаются ребята, у которых отсутствуют или искажены больше 10-12 звуков. Часто к этому добавляются смешения звуков, их замены и нарушения слоговой структуры, то есть ребенок не может без ошибки воспроизвести слова, переставляет слоги. Упрощает стечения согласных и т.п. нередко присутствуют и нарушения усвоения грамматического строя родного языка.

 Причины нарушения речи кроятся, помимо патологии беременности, родов и заболеваний первого года жизни и в успехах современной медицины. Если раньше, некоторые дети просто не выжили бы, то теперь они с нами, но и с нами и с ними и их проблемы, причем часто недетские. Поэтому необходимы консультации специалистов, без которых можно пропустить то, что потом даст серьезные осложнения.

В нашем теле все взаимосвязано -  от пяток до макушки. Поэтому нужны консультации таких специалистов как:

ОРТОПЕД. Большое количество детей  с речевой патологией имеют нарушения осанки и установки стоп. Казалось бы, какое отношение к речи это имеет? Очень большое. Это и правильное дыхание, и правильная голосоподача, и правильное положение головы во время речи, и предпосылки для здоровой жизни в будущем. Ортопед может посоветовать лечебную физкультуру, бассейн, специальную обувь.

ОТОРЕНГОЛОГ. Нужно исключить даже небольшое снижение слуха; вылечить заболевания рта и носоглотки, если они есть.

ПСИХИАТР. Чтобы не пропустить задержки формирования  каких-либо функций психики, необходимых для обучения (восприятие, внимание, память, мышление, воображение). Он может посоветовать специальные занятия для развития отдельных познавательных процессов.

ОРТОДОНТ. Нарушения прикуса, изменение формы и положения зубов, укороченные уздечки могут мешать не только артикуляции, но и привести к деформации лица.  При дефектах ротовой полости, зубо-челюстных аномалиях, дети сталкиваются с целым рядом проблем. Специалист может посоветовать специальные упражнения, внутриротовые или вестибулярные пластинки, брекет-системы, подрезание (пластику) уздечек.

ОСТЕОПАТ. Часто речевые проблемы обусловлены родовой травмой на уровне шейного отдела позвоночника или асимметрией мышечного тонуса, связанного с неправильным положением костей основания черепа, к которому прикрепляется более трех десятков мышц. Правильное произношение зависит и от формы неба. При описанных проблемах нарушается правильное дыхании е и глотание, что вызывает дыхательные и пищеварительные дисфункции у детей. При этих и многих других проблемах поможет остеопат.

«Речевой ребенок – это ребенок неврологический  с сопутствующей речевой патологией» - так говорил профессор Б.Р.Яременко. поэтому один из главных специалистов, к которому нужно обратиться родителям ребенка с нарушение речи,- это НЕВРОЛОГ. Именно невролог должен решить. Нужен ли вашему ребенку массаж и если да, то какой; требуется ли лекарственная помощь, физиотерапия или что-либо другое.

В идеале только после всех этих консультаций нужно идти к логопеду. Обычно же бывает наоборот: плохая речь – идем к логопеду, не понимая того, что это – не единичная беда, а верхушка айсберга проблем ребенка. И уже логопед посылает к разным специалистам. Они назначают лечение, подбирают наиболее действенные методики, мы ждем от них эффекта, а время – для коррекции время – уходит навсегда. Лечение и коррекция идут параллельно. Но и это не всегда хорошо:

-наличие пластинки во рту мешает артикуляционным движениям, особенно в начале ортодонтической коррекции;

- отвлечение ребенка на лечебную физкультуру, физиотерапию, бассейн, консультации, курсы лечения у различных врачей приводит к пропускам занятий у логопеда и снижению возможных результатов.

Речь – это условный рефлекс. Для его выработки необходима физиологическая основа – наличие безусловных рефлексов, нормальный слух, здоровая артикуляция и нервная система. Работа логопеда без подготовки этой основы зачастую малоэффективна.  Поэтому весь комплекс консультаций и лечения необходимо пройти до занятий с логопедом.

Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. Одним из основоположников отечественной системы массажа является профессор И.З.Заблудовский. Им был предложен метод массажа лица, который не утратил своего значения и до настоящего времени.

Дифференцируются приемы логопедического массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при речевых нарушениях.

При выполнении логопедического массажа необходимо знать все противопоказания. Это:

  • Кожные заболевания – грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, а также, опухоли, гематомы, аллергия, солнечные ожоги, онкологические заболевания;
  • Инфекционные – ангины, острые лихорадочные состояния, ОРВИ, грипп, детские инфекции, конъюнктивит, другие инфекционные заболевания;
  • Стоматологические – стоматиты и ли другие инфекции полости рта, любые оперативные вмешательства, выпадение и удаление зубов;
  • Судорожная готовность;
  • Носовые кровотечения и склонность к ним;
  • Тошнота, рвота;
  • Чрезмерная физическая и ли психическая усталость;
  • Увеличение лимфатических узлов;
  • Отек Квинте (аллергический отек тканей наружных или внутренних органов).

В ряде случаев противопоказания к назначению логопедического массажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания.

 В логопедии используют следующие виды массажа:

  • Классический (укрепляющий или расслабляющий)
  • Зондовый (зондами или зондозаменителями)
  • Аппаратный
  • Точечный
  • Самомассаж

Массаж должен быть дифференцированным:

  • необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (гиперкинезы), особенности в строении артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка);
  • Схема логопедического массажа должна опираться на классический массаж и опыт коллег-логопедов, разработавших специальные массажные комплексы; 
  • Массажные приемы должны быть просты и доступны для выполнения родителями детей с нарушениями речи;      
  • Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.

В классическом массаже есть четыре основных приема, всё остальное – их модификации.

  1. Поглаживание. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приемами.
  2. Растирание.
  3. Разминание.
  4. Вибрация: прерывистая – с отрывом руки от поверхности кожи (покачивание, постукивание). Оно стимулирует мышцы; непрерывная – колебания передаются без отрыва руки. Она расслабляет.

Движения различаются по силе воздействия:

  • Глубокие и медленные – расслабляющие;
  • Поверхностные и быстрые – тонизирующие.

При сниженном тонусе используются такие приемы как: поглаживание, разминание, растирание, похлопывание, легкая вибрация; при гипертонусе (спастические состояния) используются в основном поверхностное поглаживание, сильная вибрация.

Особый вид логопедического массажа — зондовый.
Цель зондового массажа — нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

Логопедические инструменты для массажа языка могут быть разными. От специализированных до простых, подручных предметов. В домашних условиях можно делать логопедический массаж ложками, зубной щеткой, шпателем и т.д.

Точечный   массаж – один из видов рефлексотерапии, состоящий в механическом воздействии на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям: расслабляющим или стимулирующим способом. Точечный массаж обладает значительно большей избирательностью воздействия, позволяя одновременно расслаблять одни мышцы и стимулировать другие (при центральных спастических параличах). Приемы точечного массажа подбираются  строго индивидуально. Проводится точечный массаж ежедневно 3-4 раза в день. Для повышения эффекта точечного массажа применяется элементы криотерапии,т.е. воздействие холода по точкам.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.
Насадки вибромассажера перед каждым применением должны хорошо про-
мываться водой с мылом и дезинфицироваться медицинским спиртом.


 К нетрадиционным логопедическим технологиям относится самомассаж. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Самомассаж в логопедической коррекции – это часть комплексной работы. А также может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств (ложек) . А так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем.

Основные приемы самомассажа те же, что и при классическом массаже.

Требования к выполнению упражнений:

  1. Болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, потому что массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.
  2. В процессе выполнения упражнений обращать внимание на объем движений, скорость, точность, координированность. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество.
  3. По мере знакомства детей с приемами движения рук, пальцев станут более координированным и точными.


Методика проведения:

  1. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Обучая детей самомассажу, учитель - логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно, при наличии зрительного контроля (зеркало ).
  2. Перед выполнением приемов самомассажа ребенок  должен принять спокойную, расслабленную позу.
  3. Длительность одного сеанса самомассажа для детей может составлять 5 — 10 мин.
  4. Каждое движение рекомендуется выполнять не более 4—6 раз.
  5. Когда приемы самомассажа будут освоены ребенком, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную музыку (быструю - для активизации, медленную – для расслабления).

Форма проведения может быть как индивидуальная, так и подгрупповая

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. М., 1989.

2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. Киев, 1988.

3. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикулярных расстройств. СПб., 1995.

4. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. Л., 1986.

5. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. Л., 1977.

6. Данилова Л.А., Стока К., Казицина С.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб., 1997.

7. Дедюхина Г.В. Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. М., 2001.

8. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб. пособие. М., 2003.

9. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Пособие для родителей и воспитателей. М., 1980.

10. Кещан Е.В. К вопросу о некоторых сторонах развития экспрессивной и импрессивной речи у детей второго года жизни, страдающих церебральным параличом // Вопросы логопедии. М., 1978.

11. Козявкина Н.В. и др. Система интенсивной реабилитации детей с церебральными параличами: новые возможности для коррекции речевых нарушений // Дефектология. 2002. № 5.

12. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 2003.

13. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. М., 2003. – Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия.

14. Малофеев Н.Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. 1985. № 1.

15. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997.

16. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий // Дефектология, 1972. № 2.

17. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., 1997.

18. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985.

19. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. М., 1979.

20. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. М.В. Ипполитовой. М., 1985.

21. Плотникова В.И. Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших школьников с церебральным параличом // Дефектология. 1989. № 2.

22. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. М.. 2003.

23. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М., 1976.

24. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.

25. Семенова К.А., Степанченко О.В., Виноградова Л.И., Панченко И.И. Метод искусственной локальной гипотермии в коррекции дизартрии у детей с детским церебральным параличом // Дефектология. 1990. № 2.

26. Симонова Н.В. Характеристика словарного запаса у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. 1985. № 3.

27. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. СПб., 2004.

28. Смирнова И.А., Стока К. Особенности проявления артикуляторных расстройств у детей с церебральным параличом // Дефектология. 1995. № 5.

29. Спирова Л.Ф. Особенности нарушения речи при псевдобульбарной дизартрии // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1961.

30. Трубникова Н.М. Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников, страдающих детским церебральным параличом и умственной отсталостью // Логопед. 2005 № 1.

31. Халилова Л.Б. Особенности усвоения лексико-семантических закономерностей языка учащимися с церебральным параличом // Дефектология. 1984. № 5.

32. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ

В данной статье описано применение логопедического массажа в работе с детьми по устранению нарушений звукопроизношений...

Что такое логопедический массаж и чем он полезен?

Консультация предназначена для родителей дошкольников. В доступной форме описывается необходимость логопедического массажа на органы артикуляции. Предлагаются элементы массажа кистей рук, которые могу...

Логопедический массаж. Массаж пальцев рук «Су-джок».

Рекомендации для родителей по выполнению массажа пальцев рук шариком «Су-джок»....

Виды логопедических примеров в работе с учащимися для формирования буквенного анализа и синтеза

Данный материал  предложен для работы учителя-логопеда с учащимися 2 классов  для формирования буквенного  анализа и синтеза....

Консультация "Массаж в логопедической коррекции"

Значение логопедического массажа в комплексной работе по коррекции речи...

Изучение смешанной дисграфии и виды логопедической работы по ее устранению у младших школьников.

Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс пи...