«Использование игр по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии»
статья по логопедии по теме
Анализ вариативности выполнения произвольных мимических и артикуляционных движений, способствующих дифференциальной диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии.
Игры и упражнения по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике.
Постановка логопедического заключения, определяющего и формирующего маршрут обучения и воспитания ребенка на основе дифференциальной логопедической диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование игр по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии»
Авторы:
- Соболева Ольга Борисовна
Место работы, должность: Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга; учитель-логопед высшей квалификационной категории
- Гроздова Ирина Николаевна
Место работы, должность: Центр психолого-медико-социального сопровождения Калининского района г. Санкт-Петербурга; учитель-логопед высшей квалификационной категории
Список ключевых слов:
логопедия, артикуляторная гимнастика, стертая дизартрия, функциональная дислалия, диагностика
Краткая аннотация:
Анализ вариативности выполнения произвольных мимических и артикуляционных движений, способствующих дифференциальной диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии.
Игры и упражнения по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике.
Постановка логопедического заключения, определяющего и формирующего маршрут обучения и воспитания ребенка на основе дифференциальной логопедической диагностики.
Логопедическая диагностика в течение продолжительного времени претерпевает изменения и очень часто не удовлетворяет требованиям логопедов-практиков.
Логопедические заключения по - разному определяют и формируют маршрут обучения и воспитания ребенка-логопата.
С точки зрения практической, обоснованное и компетентное решение этой проблемы должно способствовать более целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.
Для осуществления дифференцированной коррекционно-логопедической работы используется два критерия логопедической диагностики: симптомологический и клинико-педагогический.
Симптомологическая (психолого-педогогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени.
Примером таких заключений может быть: фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ), лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР), общее недоразвитие речи (ОНР I,II,III).
Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств.
Примером таких заключений могут быть: дислалия, дизартрия и стертая дизартрия, ринолалия, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития, заикание.
Таким образом, в логопедические группы поступают дети с диагнозами, сформированными на пересечение двух классификаций.
Очень часто мы, логопеды-практики сталкиваемся с вопросом об изменении диагноза с функциональной дислалии на стертую дизартрию.
К такому решению нас приводит невозможность быстрой коррекции речи, нарастание трудностей при процессах постановки и автоматизации звуков речи.
Отграничение дислалии от дизартрии проводится на основании выделения трех ведущих синдромов (синдромы артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств). Особую сложность представляет диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии.
Поскольку легкая степень выраженности возможна лишь при корковой и псевдобульбарной дизартрии, то для постановки данного диагноза необходимо выявить поражения определенных отделов центральной нервной системы.
Мы рассмотрели проявление неврологической симптоматики, стертых форм дизартрии со стороны поражений черепно-мозговых нервов при проведении артикуляторных игр.
Тройничный нерв - V пара черепно-мозговых нервов у позвоночных животных и человека; делится на три главных нерва: глазничный, верхне- и нижнечелюстной; иннервирует ткани и органы лицевой части головы [4, 341].
Лицевые нервы - VII пара черепно-мозговых нервов; иннервируют мимические мышцы лица, мышцы уха и шеи [4, 187].
Языкоглоточные нервы - IX пара черепно-мозговых нервов; иннервируют язык, глотку, среднее ухо, околоушную железу [4, 390].
Блуждающий нерв - X пара черепно-мозговых нервов; иннервируют органы головы, шеи, грудной и брюшной полостей [4, 70].
Подъязычный нерв - XII пара черепно-мозговых нервов; двигательный нерв языка; волокна этого нерва иннервируют мышцы языка, что сообщает ему гибкость и подвижность. [4, 248].
Пробы и признаки поражений отражены в таблице 1.
Таблица 1. Пробы и признаки поражений
Нервы | Пробы | Признаки поражений |
V (Тройничный нерв) |
|
|
VII (Лицевой нерв) |
|
|
IX (языкоглоточный нерв) | Смотрим, как ребенок ест, выполняет артикуляторные упражнения. |
|
X (блуждающий нерв) | При широко открытом рте произносит [Э]. |
|
XI (подъязычный нерв) | Просим ребенка выполнить следующие статистические упражнения:
|
|
Игры и упражнения для развития произвольных, мимических и артикуляторных движений, способствующих дифференциальной диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии.
Упражнения для глаз
«Мигалочки»
Светит солнышко в окошко,
Закроем глазки мы немножко.
Подержали - открываем,
А теперь мы поморгаем.
/Корж О.Н./
Цель. Учить спокойно, открывать и закрывать глаза, учится удерживать веки сомкнутыми.
«Мигалочки-моргалочки»
Светит солнышко в окошко,
Закроем глазки мы немножко.
Правый глазик открываю,
А другой не открываю
А теперь их поменяем.
/Корж О.Н./
Цель. Вырабатывать умение попеременно открывать и закрывать глаза, учить менять по заданию выполненное движение. Развивать произвольное внимание.
«Куклы-неваляшки»
Мы милашки - Куклы-Неваляшки
Куклы-Неваляшки, яркие рубашки,
Губки улыбаются, бровки удивляются,
Глазками моргаем, головой качаем.
Мы милашки – Куклы-Неваляшки.
/Корж О.Н./
Цель. Развитие мимической моторики.
Таблица 2. Анализ вариативности выполнения упражнений для глаз
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
Данная симптоматика предполагает поражения верхней ветви лицевого нерва. |
Упражнения для щек
«Пузырек»
Пузырек, пузырек
Надуй щечки нам дружок.
Хлоп и лопнул пузырек,
Надуй вновь его дружок.
/Крупенчук О.И., Воробьева Т.А./
Цель. Укреплять мускулатуру губ и щек. Развивать координацию движений.
«Шарики»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем-чередуем,
То в одну, а то в другую.
/Крупенчук О.И., Воробьева Т.А./
Цель. Укреплять мускулатуру губ и щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Таблица 3. Анализ вариативности выполнения упражнений для щек
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
Данная симптоматика предполагает поражение средней ветви тройничного нерва (V пара) |
Упражнения для бровей
«Друзья»
Я сержусь, сержусь, сержусь
С Иришкой больше не вожусь,
А играю с Танечкой,
Милочкой и Ванечкой.
Удивлюсь со Светочкой,
Светочкой-Конфеточкой.
/Соболева О.Б., Гроздова И.Н./
Цель. Отработать движение бровей вверх. Учить сводить брови к переносице.
Таблица 4. Анализ вариативности выполнения упражнений для бровей
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
Данная симптоматика предполагает поражение верхней ветви тройничного нерва. |
Упржнения для губ
«Лягушка»
Свои губки прямо к ушкам
Растяну я как лягушка…
Тянуть губки прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются…Смеются…
А глаза у них, как блюдца.
Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Таблица 5. Анализ вариативности выполнения упражнения для губ «Лягушка»
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
Данная симптоматика предполагает поражение нижней ветви тройничного нерва. |
«Трубочка»
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
/Буйко В.И./
Цель. Вырабатывать движение губ вперёд. Укреплять мускулатуру губ, развивать их подвижность.
Таблица 6. Анализ вариативности выполнения упражнения для губ «Трубочка»
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
Данная симптоматика предполагает поражение нижней ветви тройничного нерва. |
«Улыбка-трубочка»
Свои губки прямо к ушкам
Растяну я как лягушка,
А теперь слонёнок я ,
Видишь - хобот у меня.
Цель. Укреплять мышцы губ. Тренировать их подвижность путём переключения позиций. Развивать произвольное внимание.
Таблица 7. Анализ вариативности выполнения чередования
упражнений для губ «Улыбка-трубочка»
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
Данная симптоматика предполагает поражение нижней ветви тройничного нерва. |
Упражнения для языка
«Любопытный язычок»
Любопытный язычок
Выглянул из домика,
Лёг тихонько на порог,
Полежал, полежал,
Снова в домик убежал.
/Корж О.Н./
Цель. Научить открывать рот и удерживать язык на нижней губе.
Таблица 8. Анализ вариативности выполнения упражнения для языка
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
Данная симптоматика предполагает поражение подъязычного и языкоглоточного нерва. |
«Лопатка»
Язык лопаткой положи
И держи, держи, держи.
Язык надо укреплять
И держать, держать, держать.
/Корж О.Н./
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении на нижней губе.
Таблица 9. Анализ вариативности выполнения упражнения для языка «Лопатка»
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
Данная симптоматика предполагает поражение подъязычного и языкоглоточного нервов |
«Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник-
Узким, узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Цель. Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.
Таблица 10. Анализ вариативности выполнения упражнения для языка «Иголочка»
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
Данная симптоматика предполагает поражение подъязычного и языкоглоточного нерва |
«Часики»
Тик-так, тик-так
Вот так! Вот так!
Цель. Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Таблица 11. Анализ вариативности выполнения упражнения для языка «Часики»
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
Данная симптоматика предполагает поражение подъязычного и языкоглоточного нервов |
«Качели»
На качелях я качаюсь
И до неба поднимаюсь!
А потом лечу я вниз,
И кричат вокруг мне «бис»!
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность.
Таблица 12. Анализ вариативности выполнения упражнения для языка «Качели»
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
Данная симптоматика предполагает поражение подъязычного, блуждающего и языкоглоточного нервов |
Анализ вариативности выполнения движения и серии движений при играх по развитию артикуляторной моторики позволяет дифференцированно подойти к диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии у детей. Отрабатывая артикуляторные игры с ребёнком, и наблюдая за работой мимической и артикуляторной мускулатуры логопеду легче проанализировать и поставить правильное заключение, что приведет к высокой эффективности коррекционной работы, значительно сократит курс коррекции и увеличит количество обслуженных детей-логопатов. Надеемся, что наши наблюдения и разработки облегчат работу молодых специалистов и повысят её эффективность.
Литература
- Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. выс. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский дом «Академия», 2001.
- Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия – М.: ВЛАДОС, 1995.
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009 г.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда под ред. Селиверстова В.И. – М.: ВЛАДОС, 1997.
- Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Издательство «ЛИТУР», 2002.
- Сборник методических рекомендаций. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб., Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование изобразительной деятельности для коррекции речевого недоразвития и развития мелкой моторики у старших дошкольников с дизартрией
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как с...
Стёртая дизартрия. Структура дефекта.
структура дефекта при стёртой дизартрии...
Дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии
Материал будет полезен учителям-логопедам. В таблице дана дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии....
Предупреждение дисграфии при использовании нетрадиционных методов развития мелкой моторики
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возм...
Предупреждение дисграфии при использовании нетрадиционных методов развития мелкой моторики
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возм...
Использование биоэнергопластики при коррекции дислалии и стертой дизартрии
В документе представлены варианты использования биоэнергопластики при коррекции звукопроизношения....
Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики на коррекционных занятиях
Эффективность коррекционно-развивающего процесса в ДОУ зависит от совместной деятельности воспитателя, логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников. Одн...