Статья "Развитие интонационной выразительности речи у детей со стертой дизартрией"
статья по логопедии
Коррекционно-логопедические технологии, направленные на развитие интонационной выразительности речи у детей со стертой дизартрией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа-интернат №2
Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.
СТАТЬЯ
«Коррекционно-логопедические технологии, направленные на развитие интонационной выразительности речи у детей со стертой дизартрией»
Составитель:
Учитель-логопед - А.А. Хегай.
Санкт-Петербург
2021
Среди речевых нарушений, наиболее часто встречающихся у детей, отмечается стертая форма дизартрии, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы. Интонационно - выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр и темп речи. В связи с этим дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Поэтому каждый педагог формирует свою особую систему работы по преодолению данных речевых нарушений. Ниже представлены методы и приемы работы по развитию основных компонентов просодической стороны речи, показавшие наибольшую результативность и эффективность при их использовании на логопедических занятиях. Целесообразно сначала формировать у детей умение воспринимать интонационные средства выразительности речи, а затем развивать способность воспроизводить разные типы интонации.
В основе всей работы по этому разделу лежит формирование диафрагмального типа физиологического дыхания (в положении лежа на спине, стоя, сидя, в движении).
Формирование восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания.
1. При формировании представлений о многообразии видов основного тона используются следующие задания:
- прослушать предложения и нарисовать образ, соответствующий основному тону высказывания (улыбку, нахмуренные брови, улыбку с опущенными уголками, большие испуганные глаза и т.д.). Логопед дает образец выполнения задания;
- отобрать картинки, содержание которых соответствует основному тону высказывания, объяснить свой выбор;
- прослушать два рассказа, сравнить их, описать основной тон первого и второго рассказа. Сказать, соответствует ли тон рассказа его содержанию.
Игры, формирующие восприятие и понимание основного тона высказывания.
«Угадай». Логопед предлагает детям прослушать стихотворения, назвать ключевые слова, определяющие основной тон высказывания, и поднять карточку с изображением того образа, который соответствует основному тону высказывания (улыбка, грусть, удивление и т.д.).
Удивительная кошка
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить! (грусть)
Воробьи по проводам Как же, как же не попасть я могу
Скачут и хохочут. Во дворец к самому королю!
Верно, строчки телеграмм (удивление)
Ножки им щекочут (весело).
2.Формирование восприятия и понимания темпа речи.
Представления о темпе речи складываются у детей в ходе прослушивания скороговорок и бесед о том, в каком темпе их следует читать.
Детям предлагаются следующие задания:
- прослушать стихотворение и сказать, соответствует ли темп прочтения содержанию стихотворения;
- прослушать рассказ и сказать, в каком темпе была прочитана первая его часть и вторая, подходит ли темп прочтения по смыслу. Как правильно надо было прочитать?
- определить, в каком темпе должна произноситься вторая часть рассказа, в которой происходит резкая смена событий и действие развивается стремительно.
3.Формирование восприятия и понимания изменений громкости голоса.
Для расширения знаний детей о том, в каких ситуациях речь детей должна быть тихой, а в каких громкой, для осознания роли громкости голоса в выражении эмоций используются следующие задания:
- прослушать рассказ и сказать, как звучала первая и вторая его часть, объяснить, почему первая часть читалась тихо, а вторая громко.
- прослушать стихотворение и сказать, соответствует ли громкость, с которой оно было прочитано, его основной мысли.
4. Формирование восприятия и оценки изменений тембра голоса.
Для закрепления навыков определения соответствия тембра голоса содержанию высказывания используются следующие упражнения:
- логопед берет игрушку (зайца, медведя, козу, мышку, лису), произносит предложения от лица данной игрушки, а дети должны определить, соответствует ли тембр голоса данному животному;
- логопед читает стихотворение, а дети должны сказать, соответствует ли тембр голоса, с которым был прочитан текст, героям данного стихотворения. Как надо было прочитать это стихотворение?
- логопед читает сказку «Теремок», изменяя тембр голоса. Дети должны определить появление героев сказки по тембральной окраске голоса, сказать, кто пришел к теремку.
5. Формирование восприятия ударения.
Словесное ударение у детей со стертой дизартрией сформировано достаточно. Однако большие трудности вызывает восприятие логического ударения. Для формирования восприятия логического ударения используются следующие задания:
- выбрать картинку, соответствующую выделенному логическим ударением слову;
- зарисовать схему предложения, отражающую местоположение выделенного логическим ударением слова;
- ответить на вопросы. Детям дважды предъявляется одно и то же предложение, но с разным местоположением выделенного логическим ударением слова, и предлагается определить, отличаются ли предложения по звучанию, и в чем состоит это различие (Маша собирала грибы, а Люба ягоды. Маша собирала грибы, а Люба ягоды);
- ответить на вопросы по сюжетной картинке с помощью указательного жеста (например, Девочки собирают ягоды. – Покажи: Кто? Что делают? Что собирают?).
Формирование воспроизведения интонационных средств выразительности речи.
1. Формирование умения изменять основной тон высказывания в зависимости от содержания и эмоциональной наполняемости текста.
Детям предлагаются следующие задания:
- изменить основной тон высказывания так, чтобы изменилось его содержание;
- повторить предложения, не изменяя основного тона высказывания;
- произнеси предложение так, чтобы основной тон произнесения соответствовал его содержанию;
- произнеси реплики героев сказки соответствующим тоном;
- Произнести тексты считалок, стихотворений тоном, выражающим разные эмоциональные значения: отраженно, вслед за логопедом, самостоятельно.
2. Формирование умения произвольно изменять громкость голоса.
Детям предлагаются следующие задания:
- определить громкость голоса в стихотворении с последующим его заучиванием и воспроизведением;
- повторить предложение, не изменяя громкость голоса. Придумать предложение с такой же громкостью и воспроизвести его;
- Продолжить рассказ начатым голосом (громким или тихим);
3. Формирование умения произвольно изменять темп речи.
Детям предлагаются следующие задания:
- определить темп речи в стихотворении, выучить его и воспроизвести;
- продолжить рассказ, начатый медленным (быстрым темпом);
- повторить вслед за логопедом потешки в том же темпе;
4. Формирование умения воспроизводить речевой тембр.
Детям предлагаются следующие задания:
- «Теремок». Дети должны воспроизводить фразы от лица героев этой сказки. Логопед предлагает детям взять из мешочка игрушку (заяц, мышка, лягушка и т.д.) и произнести фразу от лица выбранного героя.
- «Изобрази голосом». Дети произносят звукоподражания, стараясь передать изменениями тембра голоса реальные звуки живой и неживой природы.
мяукает чирикает хрюкает тикает
каркает квакает жужжит скрипит
кукует крякает шипит булькает
- «В лесу». Детям предлагается взять на себя роль какого-либо лесного зверька, изображать его деятельность и произносить те звуки, которые может издавать данный зверек.
5. Формирование умения употреблять логическое ударение.
Детям предлагаются следующие задания:
- сопряженное с логопедом проговаривание сначала вопроса с заданным местоположением логического ударения, затем возможных вариантов ответа:
Мама купила яблоки? – Да, мама купила яблоки. – Нет, мама купила груши.
- повторить вслед за логопедом предложения, не изменяя место логического ударения;
Саша не взял с собой машинку? Саша взял с собой мяч. Катя будет играть с нами. Катя будет играть с нами?
- логопед произносит предложение и говорит: «Произнеси это предложение так, чтобы было понятно, что куклу не дает именно Вера».
«Мама, почему Вася не дает мне свою машинку, а Вера куклу?»
Эта система работы затрагивает все основные компоненты просодической стороны речи, способствует расширению знаний детей об основных видах интонации, о возможностях их использования в своей речи, о значимости изменения смысла высказывания при разном интонировании.
Данная методика коррекционной работы позволяет сформировать у детей с тяжелой речевой патологией навыки самостоятельного использования разнообразных видов интонации в своей собственной речи, что является основным звеном в развитии интонационной выразительности речи детей со стертой дизартрией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.
С интонации начинается речь ребенка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания (темпа, громкости, те...
"Формирование мелодико-интонационной выразительности речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) образовательной школы VII-VIII вида"
В пособии представленны разные виды заданий по развитию просодической стороны речи учащихся младших классов коррекционных школ...
Психолого-педагогические особенности детей при стертой дизартрии
Контингент детей начальной школы, страдающих речевыми нарушениями, представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы.Своевременное выявл...
Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...
Конспект урока речевой практики по теме «Интонационная выразительность речи. Игровые интонационные ситуации»
Цели:- способствовать формированию у учащихся интонационной выразительности;- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;- обогащать, уточнять и активизировать словарны...
Статья "НАРУШЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"
Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном ти...
Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями
Известно, что интонация является одним из важнейших компонентов языка и неотъемлемой составной частью речевой деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что с интонации начинается речь ребёнка....