Дискалькулия. Виды ошибок и рекомендации учителю.
статья по логопедии
Понятие дискалькулии. Механизмы. Трудности у обучающихся при дискалькулии. Проявления энергодефицита при дискалькулии. Проявление слабости слухового восприятия и речеслуховой памяти при дискалькулии. Проявление слабости зрительно- пространственного восприятия, памяти при дискалькулии.Нарушение программирования, регуляции и контроля.Коррекция дискалькулии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diskalkuliya_vord.docx | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дискалькулия. Виды ошибок и рекомендации учителю.
Дискалькулия-
- Специфическое расстройство арифметических навыков, нарушение счетных операций
- Входит в структуру нарушения функционирования высших психических функций при ДЦП
По МКБ 11
- МВ4В5 (Символические дисфункции) Дискалькулия
- 6АО3.2 (Расстройство обучения, связанное с развитием)
Нарушение развития математических навыков
Дискалькулии наблюдаются в синдроме различных нарушений психического развития
- у детей с тяжелыми нарушениями речи
- у детей с минимальной мозговой дисфункцией, задержкой психического развития
- у детей с органическим поражением мозга (при эпилепсии, гидроцефалии, ДЦП и пр.)
Механизмы дискалькулии
Дефицит/нарушение
- психическая истощаемость, низкая работоспособность, инертность психических процессов
- зрительной и слуховой памяти
- фонематического восприятия
- пространственных функций
- мыслительных операций
- понимания речи
- внимания
Трудности у обучающихся:
- недостаточное овладение математическими понятиями и математическим словарем
- недостаточное овладение количественным и порядковым значением числа
- выстраивание автоматизированных числовых рядов
- неусвоение понятия числа как члена натурального ряда, трудности определения места числа в ряду натуральных чисел
- недостаточный уровень овладения составом числа, правилом образования числа ( 5=3+?; 5=4+?)
- овладение таблицами сложения и вычитания
- заучивание таблицы умножения
- недостаточное овладение значением числа 0
- недостаточное представление о математической символике, числовых знаках( +, -, >, < и т.д.)
- соотнесение чисел в арифметическом действии (уменьшаемое больше разности)
- неточное представление о графической структуре цифр (1-7, 2-5, 3-8, 6-9)
- трудности вербализации счета (а+в)+с=(а+с)+в
- выполнение элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание)
- трудности чтения чисел (распознавания числовых знаков): 202, 220, 699, 996
- невозможность выполнения арифметических действий в умственном плане («ручной» счет)
- нарушение восприятия и анализа условия математической задачи, несформированность операций, необходимых для ее решения:
- мыслительные операции носят конкретный характер
- трудности раскрытия математического содержания схем и картинок, приводящих к правильному ответу
- трудности решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определенных действий
- создание основного плана решения задачи, удержание этого плана, сличение полученных результатов с исходными условиями задачи (контроль)
- трудности выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию тригонометрию, физику и пр.
Проявления энергодефицита при дискалькулии
- повышенная чувствительность к смене погодных условий, изменению обстановки, недосыпанию, смене режима
- низкая или нестабильная работоспособность(трудности включения, колебания работоспособности, истощаемость)
- трудности длительной концентрации внимания
- трудности запоминания в любой модальности
- трудности автоматизации любого сложного навыка
- нестабильность ситуации решения
- наличие разнообразных по характеру ошибок
- колебания работоспособности даже в пределах 1-ого урока
- Рекомендации по работе с активационными аспектами
- многократные повторения материала
Проявления слабости слухового восприятия и речеслуховой памяти
- трудности в устном счете
- трудности удержания в памяти промежуточного результата
- затруднения или даже невозможность решения задач, предъявляемых на слух, или без зрительной опоры
- трудности удержания значительного числа элементов, входящих в условие задачи
- потеря отдельных частей условия
Проявления слабости зрительно-пространственного восприятия, памяти при дискалькулии
- зеркальное написание цифр (6=9, 14=41)
- зеркальное чтение примеров (вместо 23–5=… читает 32–5=27)
- трудности усвоения разрядного строения числа
- трудности решения примеров с переходом через десяток
- неправильное расположение чисел при подсчёте в «столбик», путаница со знаками
- трудности оформления задачи на странице тетради
- трудности решения задач на движение
- ошибки анализа условий задачи (связанные с непониманием пространственных отношений и логико-грамматических конструкций, различения предлогов)
Нарушения программирования, регуляции и контроля
- персеверации (повторы) при написании цифр, знаков действия
- персеверации действия (5+2=7; 6–2=8), импульсивность в устном счете (15–7=2)
- упрощение задания (выхватывают какой- либо фрагмент задачи)
- стереотипный, инертный перенос способа решения предыдущего типа задач на новый
- вплетение в решение несуществующих условий, формальное решение задач
- неспособность самостоятельно проанализировать все условия задачи, продумать последовательность решения, проконтролировать ход решения и конечный результат
- отсутствие критичности к своей работе
С какими компонентами работать?
- энергетическое обеспечение деятельности
- переработка слуховой информации
- переработка зрительно-пространственной информации
- программирование, избирательная регуляция и контроль
Коррекция
Развитие функций программирования, регуляции и контроля
- Основной принцип коррекции: действия планирования и контроля выполняются сначала совместно со взрослым, максимально развернуто и с внешними средствами, а потом интериоризируются
- Основные направления помощи:
- организация среды: дома, в классе, на индивидуальном занятии
- задания на развитие процессов планирования и контроля
- игры по правилам
Этапы совместной деятельности
- Этап совместного пошагового выполнения действий по речевой инструкции педагога
- Этап совместного пошагового выполнения действия по наглядной программе
- Этап совместного выполнения действия по наглядной программе с переходом от пошагового выполнения программы к его более свернутым формам
- Этап самостоятельного выполнения действия по интериоризованной (внутренней) программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях
- Этап самостоятельного выполнения действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал
Развитие программирования и контроля, концентрации и распределения внимания
- двигательные игры: «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу», «Руки-ноги-голова» и т.п.
- вербальные игры: «Да,нет – не говори»
- игры на рабочую память: запоминание расположения предметов, расширение предложений и т.п.
- игры на развитие навыков планирования: «расскажи, как…»
- бланковые задания: корректурные пробы, шифровки, графические диктанты
Развитие пространственных представлений
- пространство тела: схема тела
- пространство внешнего предметного мира: то, что нас окружает (организация помещения, размещение предметов в шкафу или на столе, дорога от дома до места учебы)
- пространство листа: ориентация на листе бумаги при письме, чтении и рисовании
- задачи на конструирование: создание сложных по пространственной конфигурации структур
- квазипространственные: логико-грамматические конструкции, числовой ряд, представления о времени, пространство контекста
Общие рекомендации для преодоления трудностей решения задач
После первого прочтения задачи
- повторение задачи
- анализ условия
- анализ вопроса
- выработка четкого алгоритма действий
- предоставление наглядных опор (рисунков, схем) для понимания смысла задачи
- наглядное представление соответствий словесного обозначения и знака действия
- понимание логико-грамматических конструкций в условиях задачи
Алгоритм работы над текстом задачи
- ребенок читает текст задачи вполголоса 2-3 раза
- читаем только условие
- читаем только вопрос (выделяем маркером в тексте)
- заменяем непонятные слова и выражения на понятные слова или знаки действий
- выделяем значимые слова и числа в условии
- выделяем значимые слова в вопросе
- читаем только значимую часть задачи: сперва условие,
потом – вопрос
- обсуждаем наименования
- повторяем, что ответ задачи – это ответ на поставленный вопрос
приступаем к решению
- Учить понимать разные типы вопросов
- Работать над пониманием сложных логико- грамматических конструкций («на сколько больше/меньше» - узнать разницу с целью понимания логико-грамматических конструкций в условиях задач)
- Работать над формированием математической терминологии и синонимии (автоматизировать выражения «увеличить на» это +, «уменьшить на» это -)
- Использовать схемы, алгоритмы, цвета (выбрать цвет для действия, проговаривать цвета в примерах и всегда пользоваться схемой)
- Опираться на относительную сохранность образного, ассоциативного мышления (придумать свою пиктограмму - ребенок сам может придумать свою картинку на математический термин и использовать ее)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)
Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности всех участников образовательного п...
Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов
В рекомендациях представлены направления, по которым может работать педагог, учитывая степень нарушения или несформированности какой-либо функции у ребёнка....
Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов
Нарушенные или несформированныефункции...
Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС
Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...
Общие рекомендации учителю по устранению стойких, специфических ошибок письменной речи у учащихся.
Рекомендации учителю по устранению стойких ошибок....
РЕЦЕНЗИЯ на методические рекомендации учителю по теме "Современный урок", созданные учителем начальных классов Лазуренко М.П.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития у учащихся научной грамотности, исследовательских и творческих умений и навыков. Эпоха высоких технологий требует от учащегося не ша...
Практические рекомендации учителя-логопеда. (для учителей, воспитателей и родителей)
laquo;Правильная речь открывает человеку новый мир»Н. М. Карамзин...