Практические рекомендации учителя-логопеда. (для учителей, воспитателей и родителей)
консультация по логопедии
«Правильная речь открывает человеку новый мир»
Н. М. Карамзин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_rekomendatsii_uchitelya.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации учителя-логопеда.
(для учителей, воспитателей и родителей)
1. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас в соответствии с лексическими темами.
Расширять представления об окружающем, формировать навыки обобщения и употребления обобщающих понятий в играх:
-«Общее слово» ( стол и шкаф – это…)
-« Что лишнее?»( «Четвёртый лишний»)
-« Слова - друзья» ( родственные слова и синонимы)
-«Слова - враги» или «Скажи наоборот» (антонимы)
-« Как передвигается, голос подаёт?»
-« Как называется жилище?»
-«Как называется детёныш?»
-« Расскажи - какой?» (слова-признаки: по размеру, цвету, форме, величине, вкусу и т.д.)
-«Какой - наоборот» (слон большой, а мышь – маленькая)
-«Угадай по описанию», «Подбери слово к описанию» (глагол: «бегает, царапается, мяукает…», прилагательное: «жёлтый, овальный, кислый…»)
2. Развивать артикуляционную моторику, выполняя комплексы артикуляционных упражнений с детьми, с целью развития точности, силы и дифференцированности движений языка, губ и нижней челюсти.
3. Развивать мелкую моторику, ежедневно делая пальчиковую гимнастику или предоставляя детям соответствующие игры с мозаикой, шнуровкой, пересыпанием, застёгиванием, ощупыванием, игры с конструктором, карандашами, и т.п.
4. Формировать и развивать лексико-грамматический строй речи в играх:
Словоизменение:
- «Один – много»
- «Великан и лилипут»
-«У меня нет…»
-«Назови ласково»
-« Я. Ты, он, она, мы, вы. они. …что делают?» (Изменение глагола или глагола с существительным в лицах)
Словообразование:
-« Где что лежит?» (мыло в мыльнице…)
-« Сложи слова» или « Разложи слова» (листопад – листья падают)
-«Скажи, какой?...(- из чего сделано6 из кожи-кожаный)
-«Сделай сок» (сок из вишни – вишнёвый сок)
-« Чья вещь?» (у мамы кофта – мамина кофта)
-« Чьи уши, хвост?» (у волка - волчий хвост)
Согласование:
- «Посчитай со словом»
- «Мой, моя, моё, мои»
5. Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух в играх:
- «Доскажи словечко»
- «Цепочка слогов», «Цепочка слов» (ритмическое ударение)
- «Договори/ замени звук и назови слово»
6. Развивать слуховое внимание и речеслуховую память в играх:
-« Телеграф» (деление на слоги)
-«Послушай, повтори» или «Послушай, повтори, разложи/поставь» (ряд слов/картинок/предметов)
-«Разрезанные предложения»(воспроизвести/ составить предложение с опорой на символы)
-«Поскорее дай ответ: так бывает или нет?» (слова с заменой звука: галка- палка … - смысловое исправление )
-Мнемо-дорожки для воспроизведения стихов, пересказа текста.
7. Формировать навыки звукового анализа и синтеза в играх:
-«Сигнальщики» (выделение на слух заданного звука)
-« Шифровальщики» (определение места звука в слове и обозначение его с помощью символов -«шифрование»)
- «Живые звуки»,
- «Составь песенку (слог)»
- «Раздели песенку (слог)»
- «Перевёртыш» (преобразование прямого открытого слога в обратный и наоборот)
-«Поймай звуки – верни слово».
-Подбор картинок/предметов к звуковой схеме.
8. Формировать навыки пространственной ориентировки в играх :
-«Покажи…» - ориентировка на теле (правой рукой левое ухо, левой рукой - нос… и т. п.
-«Фотограф» («Магазин», «Собираем урожай» … и т.п.) - расставить/собрать предметы по инструкции: справа, посередине, слева и т. д.
-« Зеркало»- выполнение движений по показу
-«Муха»- движение на плоскости (вверх, вниз, влево, вправо…)
9.С целью развития графо-моторных навыков использовать:
- обводка по контуру предметов / обводка «зашумлённых» контуров предметов
-раскраски с заданиями;
-дорисовки;
- раскраски наоборот;
-штриховки;
-дорисовки-штриховки;
-срисовывание орнамента /копирование по клеточкам;
-графический диктант.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические рекомендации для учителей и родителей
Практические рекомендации для родителей и учителей по воспитанию и обучению младших школьников с учетом их гендерных особенностей....
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект: изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку, изменен...
Практические рекомендации родителям, учителям работающим с детьми СДВГ
Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом коррекция проявлений СДВГ, как...
Рекомендации для межличностного общения учителя с родителями школьников.
Педагогам очень важно грамотно донести до родителей информацию о том, что происходит с ребенком в школе, и так, чтобы не оттолкнуть их от сотрудничества, а привлечь на свою сторону. Рекомендации предс...
Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС
Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...
«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна» и «Практические рекомендации для родителей по развитию ребенка с синдромом Дауна в домашней обстановке»
Выступления от 18.12учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна»и «Практические рекомендации для род...
Консультация Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»
Для качественной коррекционно-развивающей работы крайне важно взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ. В данной статье раскрыты основные на...