Практические рекомендации учителя-логопеда. (для учителей, воспитателей и родителей)
консультация по логопедии

Шлюева Ольга Михайловна

«Правильная речь открывает человеку новый мир»

Н. М. Карамзин

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_rekomendatsii_uchitelya.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Практические рекомендации учителя-логопеда.

(для учителей, воспитателей  и родителей)

1. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас в соответствии с лексическими темами.

Расширять представления об окружающем, формировать навыки обобщения и употребления обобщающих понятий в играх:

-«Общее слово» ( стол и шкаф – это…)

-« Что лишнее?»( «Четвёртый лишний»)

-« Слова - друзья» ( родственные слова и синонимы)

-«Слова - враги» или «Скажи наоборот» (антонимы)

-« Как передвигается, голос подаёт?»

-« Как называется жилище?»

-«Как называется детёныш?»

 -« Расскажи - какой?» (слова-признаки: по размеру, цвету, форме, величине, вкусу и т.д.)

 -«Какой - наоборот» (слон большой, а мышь – маленькая)

-«Угадай по описанию», «Подбери слово к описанию» (глагол: «бегает, царапается, мяукает…», прилагательное: «жёлтый, овальный, кислый…»)

        

2. Развивать артикуляционную моторику, выполняя комплексы артикуляционных упражнений с детьми, с целью развития точности, силы и дифференцированности движений языка, губ и нижней челюсти.

        

3. Развивать мелкую моторику, ежедневно делая пальчиковую гимнастику или предоставляя детям соответствующие игры с мозаикой, шнуровкой, пересыпанием, застёгиванием, ощупыванием, игры с  конструктором, карандашами, и т.п.

4. Формировать и развивать лексико-грамматический строй речи в играх:

Словоизменение:

- «Один – много»

- «Великан и лилипут»

-«У меня нет…»

-«Назови ласково»

-« Я. Ты, он, она, мы, вы. они. …что делают?» (Изменение глагола или глагола с существительным в  лицах)

Словообразование:

-« Где что лежит?» (мыло в мыльнице…)

-« Сложи слова» или  « Разложи слова» (листопад – листья падают)

-«Скажи, какой?...(- из чего сделано6 из кожи-кожаный)

-«Сделай сок» (сок из вишни – вишнёвый сок)

-« Чья вещь?» (у мамы кофта – мамина кофта)

-« Чьи уши, хвост?» (у волка - волчий хвост)

Согласование:

- «Посчитай со словом»

- «Мой, моя, моё, мои»

5. Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух в играх:

- «Доскажи словечко»

- «Цепочка слогов», «Цепочка слов» (ритмическое ударение)

- «Договори/ замени звук и назови слово»

6. Развивать слуховое внимание и речеслуховую память в играх:

-« Телеграф» (деление на слоги)

-«Послушай, повтори» или «Послушай, повтори, разложи/поставь» (ряд слов/картинок/предметов)

-«Разрезанные предложения»(воспроизвести/ составить предложение с опорой на символы)

-«Поскорее дай ответ: так бывает или нет?» (слова  с  заменой звука: галка- палка … - смысловое исправление )

 -Мнемо-дорожки для воспроизведения стихов, пересказа текста.

7. Формировать навыки звукового анализа и синтеза в играх:

-«Сигнальщики» (выделение на слух заданного звука)

-« Шифровальщики» (определение места звука в слове и обозначение его с помощью символов -«шифрование»)

- «Живые звуки»,

- «Составь песенку (слог)»

- «Раздели песенку (слог)»

- «Перевёртыш» (преобразование прямого открытого слога в обратный и наоборот)

-«Поймай звуки – верни слово».

-Подбор картинок/предметов к звуковой схеме.

8. Формировать навыки пространственной ориентировки  в играх :

-«Покажи…» - ориентировка на теле (правой рукой левое ухо, левой рукой - нос… и т. п.

 -«Фотограф» («Магазин», «Собираем урожай» … и т.п.) - расставить/собрать   предметы по инструкции: справа, посередине, слева и т. д.

-« Зеркало»- выполнение движений по показу

-«Муха»- движение на плоскости (вверх, вниз, влево, вправо…)

9.С целью развития графо-моторных навыков использовать:

- обводка по контуру предметов / обводка «зашумлённых» контуров предметов

-раскраски с заданиями;

-дорисовки;

- раскраски наоборот;

-штриховки;

-дорисовки-штриховки;

-срисовывание орнамента /копирование по клеточкам;

-графический диктант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации для учителей и родителей

Практические рекомендации для родителей и учителей по воспитанию и обучению младших школьников с учетом их гендерных особенностей....

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

В домашней программе коррекции детей с синд­ромом дефицита внимания и гиперактивности должен пре­обладать поведенческий аспект: изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку, изменен...

Практические рекомендации родителям, учителям работающим с детьми СДВГ

Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом коррекция проявлений СДВГ, как...

Рекомендации для межличностного общения учителя с родителями школьников.

Педагогам очень важно грамотно донести до родителей информацию о том, что происходит с ребенком в школе, и так, чтобы не оттолкнуть их от сотрудничества, а привлечь на свою сторону. Рекомендации предс...

Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС

Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...

«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна» и «Практические рекомендации для родителей по развитию ребенка с синдромом Дауна в домашней обстановке»

Выступления от 18.12учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна»и «Практические рекомендации для род...

Консультация Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»

Для качественной коррекционно-развивающей работы крайне важно взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ. В данной статье раскрыты основные на...