Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Представляю конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С с применением нейропсихологических упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_postanovka_zvuka_s.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Звук [С]
Цель: постановка звука [с]
Коррекционно-образовательные задачи:
- сформировать правильный артикуляционный уклад для постановки звука [с];
- актуализировать понятия о названиях пальцев рук: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать артикуляционную моторку;
- развивать мимическую мускулатуру;
- развивать фонематический слух;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- совершенствовать навыки диалогического общения;
Нейропсихологические задачи:
- развивать умение координировать речь с движением;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать произвольное внимание и самоконтроль через дыхательные и другие упражнения;
- развивать слуховой контроль;
- оптимизировать тонус тела через упражнения-релаксации.
Оборудование: слон мягкая игрушка, тазик с водой, бумажные кораблики, картинка артикуляционного профиля.
Ход занятия
- Организационный момент
– Здравствуй, сегодня у нас гость, Слонёнок Саша, пойдём с ним знакомиться?
2. Массаж
– Слонёнок Саша не умеет выговаривать своё имя, нам надо ему помочь, но прежде надо подготовить наш ротик, губы и язычок сами могут сделать гимнастику, а вот нёбу мы должны помочь, сделаем массаж.
3. Артикуляционная гимнастика:
Упражнение «Лопаточка».
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
– Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: «Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал» (5-7раз).
Упражнение «Накажи непослушный язычок»
На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…
Упражнение «Горка».
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!
Упражнение «Чищу зубы»
Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.
Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, «почисть» кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, «почисть» старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.
- Мимическая гимнастика
– Посмотри-ка, Слонику понравилась твоя гимнастика, и он широко улыбается, давай и мы улыбнёмся ему широко-широко.
А сейчас, посмотри, наверное, он съел кислый лимон и весь сморщился, давай и мы сморщим лицо. А теперь он рассердился, что мы его не предупредили, давай и мы рассердимся. А теперь все удивимся, что же здесь происходит.
- «Пальчики здороваются» (развитие умения координировать речь с движениями руки).
–Давай научим слоненка здороваться со своими друзьями.
Одна рука на поясе, другая согнута в локте на уровне груди. Подушечки пальцев соприкасаются и нажимают («здороваются») друг на друга: 1 и 2,1 и 3,1 и 4, 1 и 5, 1 и 4, 1 и 3, 1 и 2. Сначала работает одна рука, потом другая, затем обе руки сразу. То же самое можно повторить, нажимая и на подушечку пальчика, и на его ноготь. Ребенок обязательно должен проговаривать свои действия: «Здравствуй, пальчик» или «Здравствуй, большой (указательный, средний, безымянный, мизинец) пальчик».
6.Дыхательная гимнастика (развитие произвольного внимания и самоконтроля)
– А теперь давай представим, что мы на море. Давай подышим:
Если по морю гулять
Надо воздухом дышать!
Подышите, как я.
Выдох – пффф
Пауза
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с
Пауза.
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с.
– Посмотри, какие кораблики плавают в «море» (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.
- Постановка звука:
-Давай встанем, сделаем язычок «Горкой» и «накачаем насос», глубокий вдох носом и выдох «катится» с горки, через щёлочку между зубов (ребёнок делает имитационные движения, как будто он «накачивает насос» наклоняясь вперёд и произнося звук [с-с-с-с], логопед следит за артикуляцией звука).
– Молодец, у тебя получился очень хороший и чистый звук, давай ещё раз его повторим.
8. Уточнение артикуляции:
– Давай немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку (рассматриваем акустико-артикуляционный профиль и делаем анализ артикуляции звука [с]).
– Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука [с]? (улыбаются)
– Что остаётся между зубками? (щель).
– Язычок, какой узкий или широкий? (широкий).
– Куда упирается кончик языка? (в верхние зубки).
– Язычок, что ещё делает? (выгибается горкой)
– Какая воздушная струя? Ребёнок прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю. (холодная).
– Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий? (глухой).
Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили.
Фонематические процессы (развитие слухового контроля):
– Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с].
(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…)
Автоматизация изолированно:
– Я буду говорить начало слова, а ты называй последний звук [с]: НАСО…, КАКТУ…, АВТОБУ…, КОМПА…, ЛЕ…, ТРУ…
9. Итог
– Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотри ещё раз на профиль звука [с] и расскажи по нему: об язычке, губках, зубках, «ветерке» (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук [с] (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука [с]) И ещё раз произнеси [с-с-с-с]
– Ну что, Слоник, научился произносить правильно и красиво своё имя?
– Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Слонёнка (Саша).
– Правильно! Молодцы!
10. .Релаксация и самоанализ (упражнение - релаксация)
– Молодец, ты хорошо сегодня занимался на занятии. Слоненок Саша еще придет к тебе в гости. А теперь давай еще раз представим, что мы на море.
Предложить ребенку закрыть глаза и представить, что он лежит на теплом песке. Он отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть прислушается к своему телу. Почувствует позу, в которой он лежит. Удобно ли ему? Пусть попытается изменить свою позу так, чтобы ему было максимально удобно, чтобы он был максимально расслаблен. Пусть представит себя всего целиком и запомнит возникший образ. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.
– До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш]
Цель:- уточнение артикуляции звука [Ш];- постановка звука;- уточнение изолированного положения;- развитие речевой моторики;- развитие фонематического слуха;- развитие точных движений кисть руки....
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л]Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.Задачи:Образовательные:- закреплять прав...
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]
Постановка звука Ш....
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [ш]
Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [Ш]....
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах на тему «В гости к Смешарикам!»
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах.на тему «В гости к Смешарикам!»...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Этап постановки звука [Ш]»
В этом конспекты рассморены этапы: постановки звука [Ш]....
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р] на тему: «Золотой ключик»
Цель: постановка и автоматизация звука [Р]: изолированно, в слогах и словах. Коррекционно-образовательные:- закреплять знания о правильном произношении звука [Р] и о его свойствах;- закрепля...