Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Жигулина Евгения Васильевна

Представляю конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С с применением нейропсихологических упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_postanovka_zvuka_s.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Звук [С]

Цель: постановка звука [с]

Коррекционно-образовательные задачи:

  • сформировать правильный артикуляционный уклад для постановки звука [с];
  • актуализировать понятия о названиях пальцев рук: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать артикуляционную моторку;
  • развивать мимическую мускулатуру;
  • развивать фонематический слух;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • совершенствовать навыки диалогического общения;

Нейропсихологические задачи:

  • развивать умение координировать речь с движением;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать произвольное внимание и самоконтроль через дыхательные и другие упражнения;
  • развивать слуховой контроль;
  • оптимизировать тонус тела через упражнения-релаксации.

Оборудование: слон мягкая игрушка, тазик с водой, бумажные кораблики, картинка артикуляционного профиля.

Ход занятия

  1. Организационный момент

– Здравствуй, сегодня у нас гость, Слонёнок Саша, пойдём с ним знакомиться?

2. Массаж

– Слонёнок Саша не умеет выговаривать своё имя, нам надо ему помочь, но прежде надо подготовить наш ротик, губы и язычок сами могут сделать гимнастику, а вот нёбу мы должны помочь, сделаем массаж.

3. Артикуляционная гимнастика:

Упражнение «Лопаточка».

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

– Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: «Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал» (5-7раз).

Упражнение «Накажи непослушный язычок»

На губу язык клади,

Пя-пя-пя произнеси

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается….

Ты под счёт её держи…

До пяти…до десяти…

Упражнение «Горка».

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху устремляются!

Упражнение «Чищу зубы»

Чищу зубы,

Чищу зубы.

И снаружи…

И внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, «почисть» кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, «почисть» старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

  • Мимическая гимнастика

– Посмотри-ка, Слонику понравилась твоя гимнастика, и он широко улыбается, давай и мы улыбнёмся ему широко-широко.

А сейчас, посмотри, наверное, он съел кислый лимон и весь сморщился, давай и мы сморщим лицо. А теперь он рассердился, что мы его не предупредили, давай и мы рассердимся. А теперь все удивимся, что же здесь происходит.

  • «Пальчики здороваются» (развитие умения координировать речь с движениями руки).

–Давай научим слоненка здороваться со своими друзьями.

 Одна рука на поясе, другая согнута в локте на уровне груди. Подушечки пальцев соприкасаются и нажимают («здороваются») друг на друга: 1 и 2,1 и 3,1 и 4, 1 и 5, 1 и 4, 1 и 3, 1 и 2. Сначала работает одна рука, потом другая, затем обе руки сразу. То же самое можно повторить, нажимая и на подушечку пальчика, и на его ноготь. Ребенок обязательно должен проговаривать свои действия: «Здравствуй, пальчик» или «Здравствуй, большой (указательный, средний, безымянный, мизинец) пальчик».

6.Дыхательная гимнастика (развитие произвольного внимания и самоконтроля)

– А теперь давай представим, что мы на море. Давай подышим:

Если по морю гулять

Надо воздухом дышать!

Подышите, как я.

Выдох – пффф

Пауза

Возврат дыхания – пффф

Пауза.

Возврат дыхания – с-с-с-с

Пауза.

Возврат дыхания – пффф

Пауза.

Возврат дыхания – с-с-с-с.

– Посмотри, какие кораблики плавают в «море» (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.

  • Постановка звука:

-Давай встанем, сделаем язычок «Горкой» и «накачаем насос», глубокий вдох носом и выдох «катится» с горки, через щёлочку между зубов (ребёнок делает имитационные движения, как будто он «накачивает насос» наклоняясь вперёд и произнося звук [с-с-с-с], логопед следит за артикуляцией звука).

– Молодец, у тебя получился очень хороший и чистый звук, давай ещё раз его повторим.

8. Уточнение артикуляции:

– Давай немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку (рассматриваем акустико-артикуляционный профиль и делаем анализ артикуляции звука [с]).

– Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука [с]? (улыбаются)

– Что остаётся между зубками? (щель).

– Язычок, какой узкий или широкий? (широкий).

– Куда упирается кончик языка? (в верхние зубки).

– Язычок, что ещё делает? (выгибается горкой)

– Какая воздушная струя? Ребёнок прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю. (холодная).

– Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий? (глухой).

Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили.

Фонематические процессы (развитие слухового контроля):

– Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с].

(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…)

Автоматизация изолированно:

– Я буду говорить начало слова, а ты называй последний звук [с]: НАСО…, КАКТУ…, АВТОБУ…, КОМПА…, ЛЕ…, ТРУ…

9. Итог

– Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотри ещё раз на профиль звука [с] и расскажи по нему: об язычке, губках, зубках, «ветерке» (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук [с] (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука [с]) И ещё раз произнеси [с-с-с-с]

– Ну что, Слоник, научился произносить правильно и красиво своё имя?

– Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Слонёнка (Саша).

– Правильно! Молодцы!

10. .Релаксация и самоанализ (упражнение - релаксация)

– Молодец, ты хорошо сегодня занимался на занятии. Слоненок Саша еще придет к тебе в гости. А теперь давай еще раз представим, что мы на море.

Предложить ребенку закрыть глаза и представить, что он лежит на теплом песке. Он отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть прислушается к своему телу. Почувствует позу, в которой он лежит. Удобно ли ему? Пусть попытается изменить свою позу так, чтобы ему было максимально удобно, чтобы он был максимально расслаблен. Пусть представит себя всего целиком и запомнит возникший образ. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

– До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш]

Цель:- уточнение артикуляции звука [Ш];- постановка звука;- уточнение  изолированного положения;- развитие речевой моторики;- развитие фонематического слуха;- развитие точных движений кисть руки....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л]Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.Задачи:Образовательные:- закреплять прав...

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [ш]

Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [Ш]....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах на тему «В гости к Смешарикам!»

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах.на тему «В гости к Смешарикам!»...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Этап постановки звука [Ш]»

В этом конспекты рассморены этапы: постановки звука [Ш]....

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р] на тему: «Золотой ключик»

Цель: постановка и автоматизация звука [Р]: изолированно, в слогах и словах. Коррекционно-образовательные:- закреплять знания о правильном произношении звука [Р] и о его свойствах;- закрепля...