Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.
статья по логопедии

Кузьменкова Гульназ Ленизовна

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

        В настоящее время наблюдается все большее воздействие медиа-технологий на человека, особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием смотрит телевизор или играет в планшет или компьютер, чем читает книгу, мощный поток информации, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется характер его любимой практической деятельности – игры, меняются любимые герои и увлечения. Ранее любую информацию ребенок мог получить по разным каналам – учебник, справочная литература, урок и т. д., но сегодня, учитывая современную жизнь, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Итак, что же такое информационно-коммуникационные технологии в образовании. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (далее ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений.

Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне.

Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень недоразвития сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что некоторые дети с задержкой психического развития, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуются нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;

обес­печение психологического комфорта на занятиях;

развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения наглядности;

совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;

развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;

совершенствование познавательной деятельности, прежде всего внимания, памяти, мышления;

формирование личности ребёнка в целом;

повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в занятиях учителя-логопеда осуществляется на основе следующих принципов:

Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.

Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

- звукопроизношение;

- просодические компоненты речи;

- фонематический анализ и синтез, фонематические представления;

- лексико-грамматические средства языка;

- артикуляционная моторика;

- мелкая моторика;

- связная речь.

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.

Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.

Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.

Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.

Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;

знакомство детей с компьютерными программами;

преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

Задачи коррекционно-образовательного цикла:

формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;

формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;

развитие психических функций.

Задачи творческого цикла:

развитие воображения;

развитие познавательной активности.

На логопедических занятиях используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

1. Готовый продукт.

компьютерные логопедические тренажёры;

компьютерные тесты;

приключенческие квесты и обучающие игры;

книги, учебники и энциклопедии;

логопедические ресурсы;

2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;

веб-страницы и веб-сайты;

подборки компьютерных тестов;

цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

Программа должна иметь указание на возраст ребенка

Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением

Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям

Программа должна быть на русском языке

Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором

Задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения

Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут

Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно

Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме

Чередование разных компьютерных игр.

Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. Посредством решения таких «задачек» у учащихся формируется алгоритм преодоления трудностей.

В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ.

Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда:

Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.   Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.  Формирование зрительно-пространственных отношений.  Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв. Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение. Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

ИКТ для логопеда:

Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют:

  • Развивать фонематические процессы
  • Развивать мелкую моторику
  • Расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи
  • Способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления

Использование современного компьютерного оборудования

  • Компьютеры
  • 2. Интерактивные доски
  • 3. Видеокамера
  • 4. Логотренажер Комфорт Лого
  • 5. Магнитофоны
  • Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда

Проведение коррекционно-развивающей образовательной деятельности

 Повышение мотивации  для исправления недостатков речи детей

 Развитие восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности

  • НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ     РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
  • Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
  •   Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.
  •  Формирование зрительно-пространственных отношений.
  •  Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
  •  Формирование лексико-грамматических категорий  – словообразование, словоизменение.
  •  Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
  • Разделы деятельности учителя-логопеда

Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в работе учителя-логопеда, можно выделить следующие направления:

  • Документация
  • Диагностика
  • Индивидуальные занятия
  • Подгрупповые занятия
  • Самообразование
  • Документация
  • Диагностика
  • Индивидуальные занятия
  • Подгрупповые занятия
  • Самообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.

Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...

Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда

   Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен К. Г. Юнгом, основателем аналитической терапии. При этом, естест...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда...

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя- логопеда.

Скорость современной жизни велика, и это отражается на детях. Школьная программа постоянно меняется , растут требования в школе и нагрузка вне школы.Родители тоже ждут  от детей высоких и быстрых...

«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда».

Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии.  Для того, чтобы глубже понимать пр...

Статья «Игровые технологии в коррекционной работе учителя – логопеда»

Использование игровой технологии в логопедической практике служит повышением мотивации к занятиям, увлеченностью в занятии, кроме того, обеспечивает результативность коррекционно-развивающей работы....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений,...