Статья на тему: "Игровые технологии в практике работы учителя-логопеда"
статья по логопедии (2 класс)

Филиппова Олеся Александровна

Коррекционая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии в практике работы учителя-логопеда

С каждым годом увеличивается число учащихся с ограниченными возможностями здоровья, страдающих системным недоразвитием речи. Среди разнообразных нарушений речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании учащихся, но оно может быть и у учащихся, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Преодолеть эти трудности и придать привлекательность занятиям помогают речевые игры. Игра является эффективным методом одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей. Дети овладевают в игре навыками языкового анализа и синтеза, учатся оценивать свои ответы и решения. У учащихся активизируется внимание, мыслительная и речевая деятельность. Игровые ситуации помогают закрепить учебный материал, снимают усталость, напряжение.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Играя, дети активно стремятся что-то узнать, ищут, проявляют усилие и находят, обогащая свой внутренний мир. Свою работу я строила в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить  ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

Подготовительный этап: 

  • невербальном уровне
  • вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Оборудование: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Оборудование: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Оборудование: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Оборудование: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

Упражнение «Узнай, кто это?»

Цель: учить четко произносить двухсловные слова.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход упражнения:Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:

  • Мама купает Вову.
  • Папа играет с сыном.
  • Дядя идет домой.
  • Во дворе стоит баба из снега.
  • Няня гуляет с детьми.

Основный этап:

Упражнение: « Лишнее слово»

Цель: развитие слухового внимания к звучащей речи.

Ход упражнения: Каждый из вас внимательно должен прослушать ряд слов и назвать слово не похожее на остальные.

Мак, бак, так, банан.

Сом, ком, индюк, дом.

Лимон, вагон, кот, бутон.

Мак, бак, веник, рак.

Совок ,венок, каток, зуб.

Каток, маток, дом, поток.

Упражнение: «Вставь пропущенную букву и назови слово».

Цель: развитие звукослоговой структуры слова.

Оборудование:цветные фишки и графическая схема слова.

Ход упражнения: Возьмите маркеры и вставьте пропущенную букву, прочтите,слово которое у вас получилось

Слова: (Ви…ка, ди…ан, ут…а, лу…а, во…на, по…ка, аи…т, бу…ка)

Упражнение «Как назвать того, кто..?»

Цель: закрепление звукослоговой структуры слова.

Оборудование: карточки с профессиями людей.

Ход упражнения: Назови того, кто играет

  • В шахматы – шахматист
  • В волейбол – волейболист
  • В баскетбол –баскетболист.

Упражнение «Какие это часы?»

Цель: закрепление звукослоговой структуры слова.

Оборудование: предметные картинки.

Ход упражнения: логопед предлагает детям сказать, как называются часы, если они:

  • На стене – настенные
  • На руке - наручные

Упражнение «Как назвать одним словом?»

Цель: закрепление звукослоговой структуры слова.

Оборудование: предметные картинки.

Ход упражнения: логопед просит назвать явления (предмет, человека) одним словом.

Листья падают - листопад

Снег падает – снегопад

Упражнение «Кто это делает?»

Цель: закрепление звукослоговой структуры слова.

Оборудование: предметные карточки.

Ход упражнения: логопед называет глагол и просит сказать, кто это делает.

Летать – летчик

Продавать – продавец

Прыгать – прыгун.

Упражнение «Варенье»

Цель: закрепление звукослоговой структуры слова.

Оборудование: предметные картинки.

Ход упражнения: логопед предлагает вспомнить и сказать, как называется варенье, сваренное из той или иной ягоды.

Брусника – брусничное

Земляника - земляничное

При отработке звукослоговой структуры слов целесообразно использовать также описанные упражнения на воспитание внимания у звучащей речи с опорой на ритмику слова(например, «Подскажи словечко», «Загадки-складки»), но предлагать их следует с учетом слоговой трудности слов и речевых возможностей детей.

  Речевая игра помогает обогатить активный словарный запас детей, учит отвечать на вопросы. С помощью игры процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяет детям получать собственный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных технологий в практике работы учителя-логопеда

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей, признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболе...

Использование технологии эдьютейнмента в работе учителя-логопеда

Представлена инновационная педагогическая технология «эдьютейнмент» в контексте ее использования в коррекционно-развивающем пространстве сенсорной комнаты для проведения логопедических зан...

Статья на тему: "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя ГПД"

Статья на тему: "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя ГПД"...

Игровые технологии в практике работы учителя – логопеда.

Использование игровых технологий на логопедических занятиях дает большой воспитательный и коррекционно - развивающий эффект, успешно дополняя стандартные формы работы.  Достоинства использования ...

Здорвьесберегающие технологии в практике работы учителя-логопеда.

В статье отображены здоровьесберегающие технологии в современной работе с детьми, такие как артикуляционная, дыхательная гимнастики, логоритмическая ритмика....

Методическая разработка по логопедии "Методы, формы и технологии, применяемые в работе учителя - логопеда"

В дпнной разработке указаны формы, методы, технологии, которые я применяю в своей работе....

Статья «Игровые технологии в коррекционной работе учителя – логопеда»

Использование игровой технологии в логопедической практике служит повышением мотивации к занятиям, увлеченностью в занятии, кроме того, обеспечивает результативность коррекционно-развивающей работы....