Конспект открытого логопедического занятия «Дифференциация парных звонких и глухих согласных»
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Цель: закрепление темы: «Парные звонкие и глухие согласные».
Задачи:
Образовательные:
1. Развивать умение дифференцировать на слух и на письме парные звонкие и глухие согласные.
2.Закреплять умение находить проверочные слова посредством словоизменения.
3. Формировать умение детей отвечать на поставленные вопросы полными ответами.
4.Формировать умения самостоятельного связанного высказывания.
Коррекционные:
1. Способствовать развитию слухового внимания и зрительной памяти.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие голоса.
4. Развитие общей моторики.
Воспитательные:
1. Формировать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности в процессе выполнения задания.
2. Развитие умения выражать свое отношение к занятию и окружающему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvonkih_i_gluhih_soglasnyh.docx | 50.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого логопедического занятия по теме
«Дифференциация парных звонких и глухих согласных»
Цель: закрепление темы: «Парные звонкие и глухие согласные».
Задачи:
Образовательные:
1. Развивать умение дифференцировать на слух и на письме парные звонкие и глухие согласные.
2.Закреплять умение находить проверочные слова посредством словоизменения.
3. Формировать умение детей отвечать на поставленные вопросы полными ответами.
4.Формировать умения самостоятельного связанного высказывания.
Коррекционные:
1. Способствовать развитию слухового внимания и зрительной памяти.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие голоса.
4. Развитие общей моторики.
Воспитательные:
1. Формировать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности в процессе выполнения задания.
2. Развитие умения выражать свое отношение к занятию и окружающему миру звуков.
Оборудование: тетради, ручки, карандаши, мячик, карточки с заданиями, «аэроболы», наглядные пособия, презентация.
Ход занятия.
Организационный момент. (слайд 1)
Логопед: - Здравствуйте ребята! Рада встречи с вами! Мне приятно видеть вас всех красивыми! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и начнем наше занятие. Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех.
- Чтобы наша речь была чёткой и красивой мы должны запомнить очень важное правило:
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.
(Все вместе повторяем правило вслух) (слайд 2)
Объявление темы занятия. Целеполагание.
Логопед: - Ребята, скажите, пожалуйста, какие звуки бывают в русском языке?
Дети: - Гласные и согласные.
Логопед: - Давайте вспомним, какие звуки называются согласными?
Дети: - Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает преграду: губы, зубы, язык.
Логопед: - Какие бывают согласные звуки?
Дети: - Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Логопед: - Какой согласный звук называется звонким?
Дети: - Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким.
Логопед: - Какой согласный звук называется глухим?
Дети: - Согласный звук, который произноситься без голоса называется глухим.
Логопед: - Как можно определить, звонкий или глухой согласный звук?
Дети: - Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой.
- Можно произнести звук, закрыв уши руками. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – звук глухой.
Логопед: - Вспомните, пожалуйста, сколько существует пар парных звонких и глухих согласных?
Дети: - Существует шесть пар парных звонких и глухих согласных.
Логопед: - Давайте назовём их.
Дети: - Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.
Логопед: - В парах согласные межу собой одинаковы по артикуляции, но разные по звукопроизношению.(например, при произношении парных [ж] и [ш] губы и язык расположены одинаково, но звукопроизношение у них разное: [ж] - со звуком, [ш] - без звука).
- Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении парных звонких и глухих согласных звуков. За правильно выполненные задания я вам буду давать буквы, из которых в конце занятия мы составим слово. А какое я вам пока не скажу.
Логопед:
Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало заглушить.
Логопед: - Тема занятия: «Дифференциация парных звонких и глухих согласных» (слайд 9)
Дифференциация звуков по звонкости - глухости.
1. Различение изолированных звуков по звонкости - глухости.
Логопед: - Я буду произносить звук, а вы поднимаете колокольчик, если звук звонкий или наушники, если звук глухой. (На доске выставляются символы звуков) Каждый звук проверяем, закрывая уши руками и, произнося их.
З Б Ж К Д Ш В Г Т Ф С П
Логопед: - Вы хорошо различаете звонкие и глухие согласные звуки. Это вам поможет справиться со следующим заданием. Откройте тетради и запишите число.
Карточка с заданием 1. Из данного ряда букв выпиши буквы парных согласных. (работа в тетради)
Р, б, г, д, ж, ч, к, л, п, т, ц, в, ф, а, ш, з, й, с.
Карточка с заданием 2. Соедини буквы парных согласных. (на карточке и доске)
З К
Б Ф
Д С
Г Ш
В Т
Ж П
Дыхательная гимнастика. «Аэробол».
Логопед: - Не забываем правило правильного дыхания: плечи опущены, вдох через нос, выдох через рот, щёки не надуваем.
2. Различение звонких и глухих согласных в слогах. Игра «Наоборот» (слайд 10)
(Педагог бросает мяч и называет слоги со звонкими согласными, а ученик, возвращая мяч, называет слог с глухим согласным звуком и наоборот).
Па (ба), зу (су), жи (ши), ви (фи), га (ка), до (то), за (са), ду (ту).
Логопед: - Молодцы, справились и с этим заданием.
3. Различение звонких и глухих согласных в словах.
Логопед: - А сейчас вспомним правило.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Логопед: - Ребята, какими способами можно сделать проверку?
Дети: - Поставить слово во множественное число.
- Перед словом поставить «нет».
Карточка с заданием 3. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова. Запиши всё в тетрадь. Подчеркни парные согласные в словах. ( в тетради и на доске)
Зу…, автобу…, но…, пиро…, жира…, уло…, гара…, шала…, индю…, укро…, хвос…, огоро… .
Логопед: - Задание выполнили. Молодцы. А теперь передохнём.
III. Физкультминутка. Танец – игра с ускорением « Мы пойдём налево».
Логопед: - Ребята, какими способами можно сделать проверку?
Дети: - Поставить слово во множественное число.
- Перед словом поставить слово «нет».
Послушайте загадки и отгадайте их. Найдите в словах – отгадках согласные звуки, которые нужно проверять. К словам – отгадкам подберите проверочные слова. (устно)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки. Кто это у елки? (Ёж)
В пустыне живёт,
Подолгу не пьёт,
С жарой легко справляется,
Колючками питается.
Зверь я горбатый,
Но нравлюсь ребятам. (Верблюд)
Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри. (Арбуз)
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (Гриб)
4. Работа со словосочетаниями. (у доски)
Карточка с заданием 4. Вставьте пропущенные буквы. Словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите их на доске. (на карточке и доске)
пиро…. надежный
сне… спелый
дру… вкусный
арбу… белый
5. Работа с предложениями. (в тетради)
Карточка с заданием 5. Работа с деформированными предложениями. Составь слова в предложении в правильном порядке. Найди слова с парными согласными. Подбери проверочные слова.
Подчеркни буквы, которые нужно проверять.
воз. Лошадка везёт сена
билет Папа на поезд. купил
Карточка с заданием 6.Найди слово.
Логопед: - Ну и напоследок, зачеркните в ряду буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки и запишите полученное слово на доске.
Мтшпккосффслсотткдпкссшцфы! (Молодцы!)
Логопед: - Вы молодцы! Со всеми заданиями справились.
IV. Рефлексия.
Логопед: - Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.
- Что нового вы узнали из нашего занятия?
- Что было трудно?
- Что понравилось больше всего?
- Чем отличаются в произношении звонкие и глухие согласные?
- Как проверить, звонкий или глухой перед нами звук?
- Оцените, пожалуйста, свою работу на занятии.
- Спасибо всем.
Отгадай слова, зашифрованные в ребусах, и запиши их на доске. Подчеркни согласные буквы, которые нужно проверить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные"
Конспект урока по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные", 2 класс...
Конспект урока по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные"
Конспект урока по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные" 1 класс...
Открытый урок по теме: « Парные звонкие и глухие согласные.» (закрепление.)
ТЕМА: Парные звонкие и глухие согласные. Закрепление.ЦЕЛИ: - формирование умения обосновывать написание парных согласных на конце слова путем подбора проверочного слова;- развитие умения различать пар...
Конспект урок по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные звуки».
Конспект урока по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные звуки».Урок в 1 классе....
Логопедическое занятие "ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА "
Логопедическое занятие для обучающихся 3 класс, ЗПР, , имеющих трудности в овладении письмом, обусловленные несформированностью фонематической стороны речи, языкового анализа и синтеза ФФНР...
Конспект логопедического занятия для обучающихся 4 класса по теме: «Дифференциация парных звонких и глухих согласных звуков»
Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи. Задачи:1. Коррекционно-развивающие:...
Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии с учащимися 2 класса на тему: Парные звонкие и глухие согласные.
Тема логопедического занятия: Парные звонкие и глухие согласные.Цель: совершенствование дифференциации парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи....