Логопедическое занятие "ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА "
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Абдюшева Наиля Алексеевна

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класс, ЗПР, , имеющих трудности в овладении письмом, обусловленные несформированностью фонематической стороны речи, языкового анализа и синтеза ФФНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Подгрупповое логопедическое занятие  в 3 классе

Группа  обучающихся по структуре речевого нарушения:  3 класс, ЗПР, трудности в овладении письмом, обусловленные несформированностью фонематической стороны речи, языкового анализа и синтеза ФФНР

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Цель: совершенствовать умение определять и проверять парные согласные в середине слова;

Задачи: 

               Образовательные: совершенствовать умение распознавать слова с парными согласными, которые нужно проверять перед написанием, подбирать проверочные слова; систематизировать знания  о правописании парных звонких и глухих согласных в середине слов.

                 Коррекционно-развивающие: сравнивать парные по звонкости-глухости согласные звуки в проверочном и проверяемом словах;  развивать навыки фонематического анализа и синтеза; проводить работу по предупреждению дизорфографии - профилактика буквенных замен; обогащать словарный запас учащихся, развивать речь, развивать орфографическую зоркость.

                Воспитательные: развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки.  Воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению.

 

Планируемые результаты: 

                 Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; использовать алгоритм проверки парных согласных в середине слова; выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания.

                Познавательные: Использовать приобретённые знания при проверки слов. 

                Коммуникативные: ​ формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.

                Личностные: проявлять интерес к изучению темы.

Форма проведения: подгрупповая.

Интеграция по образовательным областям:  социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие.

Ожидаемые результаты:  распознают парные согласные в  корне слова;  подбирают проверочные слова;   сравнивают парные согласные в проверяемом и проверочном словах.

Оборудование: предметные картинки, индивидуальные карточки с заданиями, памятка, тетради, предметные картинки.

Ход занятия.

1.Организационный момент. 

Логопед:  - Тех, кто готов работу начать 

Улыбки свои я прошу показать.

- Как настроение?  

- Желаю вам сохранить хорошее настроение на весь день, на занятии быть активными, внимательными и любознательными, говорить четко и красиво, и друг к другу относиться учтиво.

 - Как вы понимаете слово «учтиво»? (ответы детей)

2.Введение в тему. 

Логопед: К нам в гости пришел Незнайка и принес конверт.   Ему нужно написать письмо, но он не знает,  как правильно написать некоторые слова и заменил их картинками. Давайте поможем Незнайке! (разместить на доске картинки).

   https://vsegda-pomnim.com/uploads/posts/2022-04/1649540802_4-vsegda-pomnim-com-p-dub-dlya-detei-foto-4.jpg   https://i.pinimg.com/736x/c5/a8/05/c5a80583dba108db76dc21ad123bc6f6--moose-tattoo-moose-antlers.jpg  https://www.pngmart.com/files/8/Watermelon-PNG-Background.png  https://www.inspiremurals.com/wp-content/uploads/2017/02/lion-wall-sticker.jpg  https://popgun.ru/files/g/5/orig/267733.jpg

1)Актуализация знаний.

Логопед: - Что общего в этих словах? Какая орфограмма спряталась в этих картинках? 

- О каком правиле забыл Незнайка? (парные согласные)

- Кто догадался, какая тема у нашего сегодняшнего занятия?

- Сколько пар согласных мы знаем?

- Давайте напишем в тетради  эти пары согласных.

Работа в тетради.

Логопед:-  Как вы думаете,  что мы будем делать на занятии?  (Находить слова с парными согласными, и  подбирать проверочные слова)

Пальчиковая гимнастика.

Логопед:-  Выполним пальчиковую гимнастику. Смотрим на экран и выполняем движения.

https://dzen.ru/video/watch/62120638fa4f5170d3850bbe?f=d2d

3.Работа по теме. 

 Логопед:  Давайте всё-таки поможем Незнайке правильно написать эти слова. Но прежде,  чем приступить к заданию, вспомним, какие слова  могут быть проверочными,  и составим памятку. 

1)Памятка «Способы проверки парной согласной» 

Логопед: -Что главное в проверочном слове? (после парной согласной должна стоять гласная)

Логопед:- Для этого нужно изменить слово, или подобрать родственное:

меняем число;

называем ласково;

употребляем со словом «нет»;

превращаем слово в   прилагательное;

превращаем  слово в название действия.

Логопед:  - Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:

«Парный в слове проверяй,  

Рядом гласный подставляй»

Логопед: - Давайте проверим  парную согласную любым способом,  напишем под каждой картинкой проверочное слово и запишем эти слова  в тетрадь.

Физминутка с проговариванием текста «Теремок»

Логопед: Сейчас выполним физминутку, но вы не только будете выполнять движения. Постарайтесь выделить на слух  и запомнить  слова с парной согласной.

«Стоит в поле теремок.            (Ладони  соединяем под углом)

На двери висит замок.              (пальцы сжать в замок)

Открывает его волк-                 (Руки в замке, движения 

Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг.                влево – вправо,  вперёд – назад,)

Пришёл Петя-петушок             (пальцы разжать, пальцы соединить,

И ключом открыл замок».         образуя «крышу»)

Логопед:  -  Назовите слова, в которых вы услышали парную согласную и скажите  проверочное слово. Объясните, как это слово нужно написать.(задание выполняется устно)

Гимнастика для глаз с использованием компьютерных технологий.  

https://www.youtube.com/watch?v=4fwJ3U9F1fg&list=PLgvBTPOe1uklHRkmZGvWfUqgi4pbNmon1&index=5 

Логопед:  - Сейчас выполним гимнастику для глаз. Смотрим на экран и следим  глазами за бабочкой.

2)Упражнение «Найди пару». Работа по карточке в тетради  и у доски.

Логопед:  - Составьте словосочетания, соединяя  слова по смыслу. Выберите нужную букву. 

Железный              кро(ш,ж)ки 

Хлебные                 пиро(г,к)

Сла(т, д)кий           моро(з,с)

Яркие                      гвоз(д, т)ь  

Кре(п,б)кий            ры(б, п)ки,  

(Обучающиеся по очереди выходят к доске, составляют словосочетание, называют способ проверки  и объясняют  написание парной согласной).

3) Упражнение «Найди ошибку» 

Логопед:  - Прочитайте и скажите, в каком ряду допущена ошибка.

1) Сказка,  березка, резкий,  каска 
2) Палатка, площатка, зарядка,  лопатка 
3) Голубь зубки, шубка, трубка
4) булавка,  морковка,   шарф,  травка,

 

4) Игра «Доскажи словечко»

Логопед:  - Я вам сейчас прочитаю стихотворение, когда  буду делать паузу, попробуйте досказать правильное слово.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй – слово смело  … (изменяй):

“Зуб” на  …(“зубы”), “лёд” на  …(“льды”) – 

Будешь грамотным и ты.

Где растёт морковь? .. (на грядках).

Буквы пишут где? …(в тетрадках).

По утрам мы чистим? …(зубки).

Одеваем в холод? ….(шубки).

Любим все снежки, салазки,

И читаем часто? …(сказки).

Звук согласный проверяй – 

Рядом …(гласный)  подставляй!

Грядка. Нет чего? … (нет грядок).

А тетрадка? ….(нет тетрадок).

Изменяем: зубки? … (зубы).

Проверяем: шубки?  …(шубы).

Ждём снежинок и салазок

И побольше чудных… (сказок)

4. Итог. Рефлексия.

Логопед:   - Какое задание вам понравилось больше?

                  - В каком задании вы испытывали затруднения?

                   - Чему   вы научились  на занятии?

                   - Как вы оцениваете свою работу на занятии? Выберите соответствующий смайлик.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова".

Урок русского языка во 2 классе создан по программе "Школа России" авторов Зелениной Л. М. , Хохловой Т. Е. Тема урока: Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова". Тип урока: закрепл...

Обобщение знаний о проверке слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова

На этом уроке подводится итоги работа над темой «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова». Целью урока является закрепление умения распознавать согласные буквы, требующие проверки...

урок по теме: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. 3 класс ФГОС

Открытый урок обобщения знаний проведен на методической неделе, получил высокую  оценку коллег....

Тема: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме" Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова"...

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.

Правописание парных звонких и глухих согласных» является четвёртым по ходу изучения темы из раздела Правописание частей слова». Этот урок опирается на предыдущие, т. к. дети знакомы с парн...