Главные вкладки
Программа работы клуба для родителей детей с ОВЗ
методическая разработка по логопедии
Программа работы клуба для родителей детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_roditelskiy_klub.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ИМЕНИ ИВАСЕНКО АНАТОЛИЯ АНТОНОВИЧА»
Программа работы клуба для родителей детей с ОВЗ,
имеющих речевые нарушения
«Когда мы вместе, мы можем всё»
Андрякова
Екатерина Андреевна
учитель-логопед
Нефтеюганск
2023
Пояснительная записка
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с различными отклонениями в состоянии психофизического здоровья, которые нуждаются в коррекционно-развивающем образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям (в частности, ЗПР, ТНР, нарушениями слуха и зрения, и другие).
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речевой деятельности у детей в настоящее время является одной из самых актуальных проблем логопедии.
Письмо и письменная речь, являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у младших школьников с речевыми нарушениями, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.
Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи формируются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения.
Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций ребёнка. Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребёнка. Значение формирования письменной речи возрастает по отношению к детям с ОВЗ с нарушениями устной и письменной речи.
В настоящее время большое количество детей к началу школьного обучения имеют различные речевые отклонения, влекущие за собой нарушения письма и чтения.
В коррекционной работе с детьми, имеющих нарушения речи одним из основных принципов работы является принцип комплексности, предполагающий тесное взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса: учителя начальных классов, учителя-логопеда и родителей (законных представителей).
Таким образом, педагоги и родители должны быть равноправными и равноответственными участниками коррекционно-образовательного процесса.
Цель работы клуба:
Повысить эффективность взаимодействия учителя-логопеда и семей, в вопросах освоения детьми с речевыми нарушениями адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи:
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий для профилактики и преодоления речевых нарушений через организацию взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) в условиях образовательного учреждения.
Целевая аудитория:
родители обучающиеся начальных классов с ОВЗ, имеющие особенности развития, в том числе нарушения речи, препятствующие овладению навыками чтения и письма при освоении АООП НОО, вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учётом особых образовательных потребностей.
Методы, применяемые учителем – логопедом в работе с родителями в рамках клуба:
- практические (игры, упражнения);
- наглядные (демонстрация, иллюстрации);
- словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа).
Формы работы, применяемые учителем – логопедом в работе с родителями в рамках клуба:
- консультирование (диалог, индивидуальная консультация, беседа-лекция) для родителей;
- проведение логопедических занятий с детьми с приглашением родителей (групповые, подгрупповые, индивидуальные);
- мастер-классы для родителей;
- размещение печатных материалов на информационных стендах, с целью разъяснение родителям (законным представителям) вопросов, связанных с особенностями логопедической работы.
Участники родительского Клуба:
- родители;
- обучающиеся с ОВЗ;
- учитель-логопед;
- учитель начальных классов.
Принципы работы Клуба:
- системность,
- добровольность,
- компетентность,
- соблюдение педагогической этики,
- удовлетворение познавательного интереса,
- отказ от критики участников Клуба.
План мероприятий работы родительского клуба
№ | Название мероприятия | Форма проведения | Сроки |
1. | Организационная встреча. Ознакомление с результатами стартовой диагностики | Индивидуальные консультации | Октябрь |
2. | Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у младших школьников | Размещение печатных материалов на информационных стендах | Ноябрь
|
3. | Развитие навыка звукового анализа у детей младшего школьного возраста | Мастер-класс для родителей | Декабрь |
4. | Почему у детей возникают сложности в овладении письмом и чтением | Размещение печатных материалов на информационных стендах | Февраль |
5. | Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения | Мастер-класс для родителей | Март |
6. | Профилактика и способы преодоления оптической дисграфии. | Открытое занятие для родителей | Апрель |
По итогам каждого мероприятия родители получают памятку, буклет с рекомендациями по организации коррекционной работы с ребенком по теме заседания, с практическими упражнениями, играми, заданиями.
Ожидаемые результаты:
1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.
2. Родители самостоятельно используют материалы Клуба «Логопедическая школа»
3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития и коррекции речи дошкольников.
Используемая литература
1. Елецкая, О.В.; Горбачевская, Н.Ю. Организация логопедической работы в школе/О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская.-М.:ТЦ Сфера, 2006.
2. Елецкая, О.В.; Горбачевская, Н.Ю.Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие/Научн.ред. О.В.Защиринская/О.В.Елецкая; Н.Ю.Горбачевская. -СПб.: Издательство «Речь», 2005.
3. Ефименкова, Л.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда/Л.Н.Ефименкова.- М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Коноваленко, В.В.; Коноваленко, С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием . 1-3 периоды. Пособие для логопедов - 2-е изд/В.В.Коноваленко; С.В.Коноваленко.-М.:Издательство ГНОМ и Д, 2001.
5. Лалаева, Р.И.; Серебрякова, Н.В.; Зорина, С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений/Р.И.Лалаева; Н.В.Серебрякова; С.В.Зорина. - М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,2003.
6. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических фак.Л 69 пед.вузов/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской[Текст]/-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1998.
7. Мазанова, Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда/Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.
8. Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии.конспекты занятий для логопеда/Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.
9. Мазанова, Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда /Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.
10. Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза Конспекты занятий для логопеда. Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.
11. Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи /Е.Н.Российская.- 2-е изд. –М.:Айрис-пресс, 2005
12. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие/И.Н.Садовникова. –М.: «Гуманит.изд. центр ВЛАДОС»,1997.
13. Ткаченко, Т.А.Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. пособие для воспитателей, логопедов и родителей/Т.А.Ткаченко.-М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание младших школьников. Заседание клуба РиД (Родители и Дети). Тема: " Отблески вечного огня"
В истории человечества есть события, которым суждено жить в памяти поколений. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Какой долгожданной была победа для всего народа. И сейчас это один...
План работы клуба "РиД"(родители и дети),заседание клуба - "Весёлые старты"
Вовлечь родителей в воспитательную работу ,сделать жизнь обучающихся более насыщенной поможет клуб "РИД".Расширить представления обучающихся класса о том,что здоровье человека в его руках....
Программа работы клуба"Родители и дети"
Программа клуба "Родители и дети" содержит основные аспекты работы с родителями и детьми в современных условиях.Целью клуба является активизациясотрудничествамежду школой и семьями воспитанников...
Программа работы лагеря дневного пребывания детей
Дана программа работы лагеря дневного пребывания детей "Солнышко". Ребята в ходе игры-путешествия «Космическое путешествие»побывают на разных планетах. Планет в городе 18. Кажд...
программа работы клуба юных журналистов "Пульс"
3.4. Работа с постоянно обновляемой базой по словам и словосочетаниям Учащиеся должны: иметь представление- о технологии поиска информации:- текстовым материалом служат:- подписи к картинка...
Программа работы по проекту "Одаренные дети" во 2-м классе
В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, возможность реализации их потенциальных способностей....
Программа работы клуба "7-я"
Цель: формирование системы сотрудничества отношений школы и семьи, строящихся на принципах гуманизма, дифференцированного, адресного, комплексного подходов....