"Нетрадиционные приёмы артикуляционной гимнастики"
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
"Нетрадиционные приёмы артикуляционной гимнастики". Учитель-логопед Стрюкова Ю.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Нетрадиционные приёмы артикуляционной гимнастики" Учитель-логопед Стрюкова Ю.В. | 290.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Зерноград 2021
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Т. е. цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
* Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
* Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
* Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
* Показывает выполнение упражнения.
* Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Артикуляционная гимнастика делится:
По количеству участников в ходе выполнения упражнений | По роли ребенка в процессе выполнения упражнений |
Фронтальная | Пассивная |
Подгрупповая | Пассивно-активная |
Индивидуальная | Активная |
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики
• Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики
• «Биоэнергопластика»;
• «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
• Встречи с героями «Весёлых полянок» ;
• Использование дидактической куклы Кваки;
• Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;
• Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);
• Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все» ;
• Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек — помогалочек»;
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Упражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.
Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Упражнения для языка с водой
"Не расплескай воду"
1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры:
длина 25-30 см, ширина 4-5 см.
1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.
2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.
4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.
5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.
6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.
7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.
8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика").
· Биоэнергопластика .
Включает в себя три базовых понятия:
био — человек как биологический объект;
энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики
* Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
* Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
“Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх
“Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее .
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед .
“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки” .
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена .
· «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга.
«Капуста» | ||
Текст произносит взрослый
| Движения или статичная поза | |
Рук | Губ и языка | |
Мы капусту рубим, рубим,
| Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу | Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д» |
Мы капусту трём, трём, | Трём кулаки друг о друга | Щёлкать язычком «Лошадки» |
Мы капусту солим, солим, | Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу | Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык |
Мы капусту жмём, жмём | С силой сжимать и разжимать кулачки рук | Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке |
А потом мы капусту в рот кладём- Ам! | Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки | Имитируем процесс жевания с закрытым ртом. |
· Встречи с героями «Весёлых полянок» встречи с героями Веселых полянок (комплексы упражнений для развития движений органов артикуляционного аппарата, сопровождаемые стихами, рассказами)
· Использование дидактической куклы Кваки.
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
«1-2. Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ»
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят
изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания
педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах
к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и
специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий
специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии,
Преодоление нарушений звукопроизношения в детском возрасте
имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки
звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких
психических процессов, как память, мышление, воображение, а также
сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности
общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет
предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
.
Передо мной как специалистом, работающим с детьми с речевыми
нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования
произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы,
которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного
произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный
нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка
прочных навыков. Необходимо формировать у школьников мотивы, волевые
качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные
результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме,
заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.
Считаю, что важнейшим направлением логопедической работы
является развитие артикуляционной и мелкой моторики. Метод воспитания
звукопроизношения путём специфической гимнастики признан рядом
известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам
расстройства речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичёва и др.)
3.Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного
аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений
органов, участвующих в речевом процессе
4. Цель артикуляционной гимнастики: выработка
полноценных
движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,
умение объединять простые движения в сложные, необходимые для
правильного произнесения звуков.
В коррекционной работе эффективно использование специфических
(двигательно-кинестетического, слухо-зрительно-кинестетического) методов.
Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи
между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если
ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает
указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом, создается
новое ощущение — приподнимание верхней губы.
Использование слухо-зрительно-кинестетического метода заключается
в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным
образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его
произношении. Для формирования слухо-зрительного образа звука логопед
демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение
артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением
звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать ладошку
и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь
руки в форме чашечки.
Учитывая ведущий вид деятельности детей младшего школьного
возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных
упражнений, мы стремимся выполнять их в игровой форме, включая в работу
различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного
материала.
На своих занятиях помимо традиционных форм проведения
артикуляционной гимнастики я использую интерактивные, новейшие формы
в создании которых участвуют и дети:
5. •Биоэнергопластика
· Биоэнергопластика .
Включает в себя три базовых понятия:
био — человек как биологический объект;
энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики
* Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
* Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
“Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх
“Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее .
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед .
“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки” .
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена .
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного
аппарата с движениями кисти руки, имитирующими движения челюсти,
языка, губ (разумеется, это относится к артикуляционной гимнастике).
Понятие «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
По мнению И. В. Курис, биоэнергия - это та энергия, которая находится
внутри нас. Пластика - плавные, раскрепощенные движения тела, рук,
которые являются основой биоэнергопластики.
Таким образом, при совместных движениях речевого аппарата и кистей
рук, особенно, если эти движения пластичны и свободны, в организме
происходит распределение энергии. Также было замечено, что
биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка,
попутно развивая координацию мелкой моторики и кинестетические
ощущения. В результате биоэнергопластических упражнений не только
улучшается речевая способность ребенка, но также развиваются психические
процессы, такие как память, внимание, мышление. Артикуляционные
упражнения в данной гимнастике объединены в комплексы, которые
используются для развития мышц речевых органов и формирования
артикуляционных укладов свистящих, шипящих звуков. Комплекс
упражнений подбирается после тщательного обследования звукопроизношения и движений артикуляционных органов общепринятыми в логопедии методами и приемами. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях по
постановке звуков, развитию и коррекции фонематического слуха, так как
требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных
движений рук и артикуляционных органов. Вначале с ребенком разучивается
упражнения без использования движения может изменяться в зависимости от
индивидуальных особенностей ребенка.рук, затем постепенно подключается
упражнения с биоэнергопластикой.
6. •«Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга.
7.
«Капуста» | ||
Текст произносит взрослый
| Движения или статичная поза | |
Рук | Губ и языка | |
Мы капусту рубим, рубим,
| Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу | Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д» |
Мы капусту трём, трём, | Трём кулаки друг о друга | Щёлкать язычком «Лошадки» |
Мы капусту солим, солим, | Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу | Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык |
Мы капусту жмём, жмём | С силой сжимать и разжимать кулачки рук | Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке |
А потом мы капусту в рот кладём- Ам! | Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки | Имитируем процесс жевания с закрытым ртом. |
8•Встречи с героями «Весёлых полянок»
9. •Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных
палочек — помогалочек»;
•
10-11 Нетрадиционные упражнения с бусиной, ложкой,
водой для совершенствования артикуляционной моторики.
12. Артикуляционная гимнастика со сладостями
13. Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Цель проведения артикуляционной гимнастики являются-
• укрепление мышц артикуляционного аппарата
• развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в
речевом процессе
• объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады
Цель биоэнергопластики-
• развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук
• активизация интеллектуальной деятельности ребенка
• развитие памяти, произвольного внимания, межполушарной взаимосвязи
• формирование умения действовать по словесным инструкциям
Осуществляя
логопедическую
работу
с
применением
биоэнергопластики с детьми, имеющими сложные речевые нарушения речи,
основной целью является: развитие кинестетических ощущений с помощью
приемов биоэнергопластики и биоэнергенитических предметов.
При реализации целесообразно использовать биоэнергетические предметы:
• массажные шарики разного диаметра;
• кольцевые пружины;
• иппликатор Кузнецова.
Коррекционная
работа
с
применением
биоэнергопластики
предполагает 7 этапов, включающие различные системы упражнений:
1этап – диагностический (определение начальных сохранных
способностей).
Упражнения
подбираются
после
тщательного
обследования
звукопроизношения, движений органов артикуляции и мелкой моторики
общепринятыми в логопедии методами и приемами. В результате проведения
диагностики у большинства детей отмечается нарушение пальцевой
моторики, дискоординация движений органов артикуляции, нарушение
кинестетических ощущений положения языка, губ.
2 этап – подготовительный (пассивной работы).
Знакомство с артикуляционными органами. Выполнение гимнастики по
традиционной методике с включением в упражнения ведущей руки логопеда.
На данном этапе рука ребенка находится в пассивном состоянии, в
упражнения не вовлекается.
3 этап - основной (формирование сопряженных кинестетических
ощущении органов артикуляции и ведущей руки).
Артикуляционной гимнастики выполняется на основе формирования
кинестетических ощущений органов артикуляции и ведущей руки ребенка.
4 этап (формирование сопряженных кинестетических ощущении
органов артикуляции и неведущей руки).
Артикуляционные упражнения проводятся с использование руки ребенка,
которая не является ведущей. Так как дети на предыдущем этапе полностью
освоили движения ведущей рукой, это значительно сокращает период
освоения движений другой рукой. Продолжительность занятий примерно 2
недели.
5-6 этап (формирование сопряженных кинестетических ощущении
органов артикуляции и обеих рук).
Артикуляционная гимнастика проводится с использованием обеих рук
ребенка и с применением биоэнергетических предметов. Продолжительность
занятий от 5 до 7 недель. На данном этапе отрабатывается синхронность
движений ребенка и использование биоэнергетических предметов
подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения.
При выполнении упражнений необходимо постоянно использовать счет от 1
до 5-6.Логопед знакомит с перчаточным театром.
Целью данного этапа является совершенствование движений органов
артикуляционного аппарата, совершенствование пальцевой моторики,
координации движений, внимания.
На данном этапе возможен переход выполнения упражнений без опоры
на зеркало. Такой прием закрепляет четкие кинестетические ощущения
положения артикуляционных органов.
У каждого ребенка состояние кинестетических ощущений органов
артикуляции, мелкой моторики и протекание мыслительных процессов
индивидуально. Качество и продолжительность периода освоения будет
зависеть от перечисленных выше критериев, поэтому педагог может
самостоятельно подбирать упражнения, а также сокращать или продлевать
этапы гимнастики в соответствии с особенностями ребенка.
7 этап. На данном этапе используются сказки о приключениях
Бегемоша и Бегемоши. К этому времени дети осваивают артикуляционные
упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку,
называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями
обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом.
Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов,
дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки
можно выполнять без зрительной опоры.
Применение биоэнергопластики совместно с биоэнергетическими
предметами эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со
сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как
работающая ладонь и манипуляции с биоэнергетическими предметами
многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка,
что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Литература:
1 Бачина О.В., Левашева Г.Ф., Попова Т.В. Интегративный подход в
коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ // Логопед.
– 2009 - №1.
2 Загорская Е.А. Тренинг общения для родителей, имеющих детей с
ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с
нарушениями развития. – 2004 - №4.
3 Калягин В.А. Когда ребенок плохо говорит: Советы психолога. – СПб.,
2004
4 О йога–данс или биоэнергопластике [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:http://www.bioenergoplastika.ru// – 2009
5 Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников: Адаптация
«леворукого» ребёнка. Кинезиология на уроках физкультуры. Тренинг
межполушарного взаимодействия – М., 2001
6 Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном
образовательном учреждении. – М., 2003
7 Филичева Т.Ю., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи:
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи. – М., 2010
8 Ястребова А.В. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих
речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей – М., 1999
«Кусачки»
Ребёнку даём мягкий кусок хлеба или печенье и просим его быстро покусать зубами, а затем губами.
«Бусинки»
Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.
«Тьфу»
На тарелки лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно – тьфу.
«Воздушный поцелуй»
Ребёнок прикладывает ладошку к губам, пытается её поцеловать и помахать ею. Для изменения игровой ситуации можно Целовать зеркало, игрушку и т. д. для того, чтобы губы лучше складывались и тянулись трубочкой, взрослый надавливает слегка на уголки рта и выдвигает губы вперёд.
«Хомячок»
Ребёнок набирает в рот воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину. Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.
«Толстые щёки»
Ребёнок открывает рот. Взрослый сладкую полоску 4 засовывает в рот и на внутренней стороне щёк рисует ею линии, кружочки и т. д.
«Полоскание горла, рта»
Ребёнок набирает в рот воды, полощет горло, рот, затем выплёвывает воду.
«Зубная фея»
Чистим зубной щёткой зубы, язык, щёки»
«Облизывание тарелок»
Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, манной кашей, сгущённым молоком или другим продуктом, который не противопоказан ребёнку. Ребёнок берёт тарелку двумя руками и начинает облизывать широким языком, приговаривая: «Аах».
Можно нарисовать на тарелке что-нибудь языком.
«Ах, как вкусно»
Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки, восклицая: «Ааа, аам, аах как вкусно!»
«Рыбалка»
Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка, проговаривая ааа. Выполнять нужно быстро и чётко.
«Вкусное варенье»
Намазываем ребёнку губы вареньем и просим облизать их языком по кругу. Либо намазываем только верхнюю или нижнюю губу и просим слизать варенье. Если это упражнение не доступны ребёнку, то просим его просто высунуть язычок наружу, просовывая его между губ и тем самым, слизать варенье.
«Стрелочки»
Взрослый намазывает ребёнку губы вареньем в четырёх направлениях (вверх, вниз, правый, левый угол рта). Ребёнок слизывает варенье по часовой стрелке.
«Жевательная резинка»
Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни т. д., т. е. активизировать подвижные органы артикуляции.
«Жевательная конфета»
Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.
«Яблочко»
Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.
«Чашечка»
Просим ребёнка высунуть широкий язык. Дотрагиваемся до середины языка ложечкой или палочкой и делаем небольшое углубление в языке на несколько секунд, как будто чашечку, говорим: «Сейчас я налью тебе чаю, ш-ш-ш». Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.
«Улитка»
Также делаем небольшое углубление в языке и начинаем палочкой, смазанной в варенье рисовать маленькие кружочки, как будто закручиваем раковину улитки.
Улитка, улитка
Высуни рога
Дам тебе пирога.
«Трубочка»
Просим ребёнка высунуть широкий язычок. Кладём сладкую палочку по желобку языка (средняя часть языка) от середины до кончика делаем ей небольшой нажим так, чтобы боковые края языка слегка загибались вверх. Затем плавно проводим сладкой палочкой по средней линии языка и вынимаем её изо рта.
Упражнения для развития воздушной струи
«Буря в стакане»
Дуть в стакан с водой через соломинку, пуская пузыри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика
При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...
Артикуляционная гимнастика
Письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки С,...
Презентация . Артикуляционная гимнастика
В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...
Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида
Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....
Устранение дефектов звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики
Представлен опыт работы при аттестации...
Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики. Биоэнергопластика.
Выступление учителя - дефектолога на заседании МО учителей начальных классов. Тема "Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики. Биоэнергопластика."...
Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.
В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....