Артикуляционная гимнастика
материал по теме

При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 27_artikulyacionnyh_uprazhneniy.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

В работе использую  27 артикуляционных упражнений.

1. Упражнение «Улыбочка» (статическое).

Ц е л ь. Развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.

2. Упражнение  «Дудочка» (статическое).

Ц е л ь. Развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.

3. Упражнение  «Хоботок» (статическое).

Ц е л ь. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела. Удерживать губы в таком положении следует 10 с.

4. Упражнение  «Лопаточка» (статическое).

Ц е л ь.  Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.

5. Упражнение  «Иголочка» (статическое).

Ц е л ь. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

6. Упражнение «Сердитая кошечка» (статическое).

Ц е л ь. Развивать подвижность мышцы спинки языка.

Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

7. Упражнение  «Желобок» (статическое).

Ц е л ь. Вырабатывать целенаправленную воздушную струю по средней линии языка на его кончик; развивать боковые мышцы языка.

Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выпол­нять упражнение следует 3—4 раза по 5—7 с.

8. Упражнение  «Парус» (статическое).

Ц е л ь. Растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

Рот  широко  раскрыт.   Широкий  кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки,  спинку языка немного прогнуть вперед.  Боковые края языка прижать к верхним   коренным   зубам.    Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2—3 раза.

9. Упражнение  «Чашечка» (статическое).

Ц е л ь. Упражнять в умении удерживать широкий язь в верхнем положении.

Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 3—4 раза.

 

 

10. Упражнение  «Заборчик» (статическое).

Ц е л ь. Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки.  Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с.

11. Упражнение  «Утиный клювик» (динамическое).

Ц е л ь. Развивать подвижность губ, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую.

Губы находятся в положении трубочки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения.

12. Упражнение  «Шторки» (динамическое).

Ц е л ь. Вырабатывать подвижность губ.

Рот приоткрыт. Нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя губа в этот момент открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа открывает нижние зубы, а верхняя губа закрывает верхние зубы. Упражнение выполнить 5—6 раз.

13. Упражнение  «Лошадка» (динамическое).

Ц е л ь. Растягивать подъязычную связку языка.

Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10—15 раз.

14. Упражнение  «Грибок» (динамическое).

Ц е л ь. Растягивать подъязычную связку языка.

Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—6 раз.

 15. Упражнение  «Маляр» (динамическое).

Ц е л ь. Вырабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и Кратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5—6 раз.

16. Упражнение «Дятел» (динамическое).

Ц е л ь. Вырабатывать подвижность кончика языка.

Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верх ними зубами; ребенок при этом произно­сит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д д-д. Упражнение проводится в течение 15—20 с.

17. Упражнение  «Утюжок» (динамическое).

Ц е л ь. Активизировать кончик языка на бугорках.

Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперед. Упражнение проводить 20—25 раз.

18. Упражнение «Прогони комарика» (динамическое).

Ц е л ь. Вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи.

Верхняя и нижняя губы прикасаются к  высунутому  кончику  языка.   Сильная воздушная струя,  направленная на кончик   языка,   приводит   его   в   движение. Язык дрожит.   Упражнение  повторить 3 раза.

19. Упражнение  «Покусывание кончика языка» (динамическое).

Ц е л ь. Активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8—10 раз.

 

20. Упражнение «Качели» (динамическое).

Ц е л ь. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз).

Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы.

Упражнение повторить 15—20 раз.

21. Упражнение «Катание шарика» (динамическое).

Ц е л ь. Укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) - 5—6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) - 5—6 кругов. Скорость движения языка можно менять.

22. Упражнение  «Часики» (динамическое).

Ц е л ь. Развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево).

Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ.

Упражнение  проводится   в  медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик так, тик-так. Длительность выполнения упражнения -20 с.

23. Упражнение  «Мясорубка» (динамическое).

Ц е л ь. Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.

Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3—4 раза.

 24. Упражнение «Прятки» (динамическое).

Ц е л ь. Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время  кончик языка за нижними зубами.

Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.

25. Упражнение  «Вкусное варенье» (динамическое).

Ц е л ь.  Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение; повторить 5—6 раз.

 26. Упражнение  «Змейка» (динамическое).

Ц е л ь. Развивать боковые мышцы языка.

Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5—б раз.

27. Упражнение  «Настроение» (динамическое).

Ц е л ь. Вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуть в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения представляет хорошее настроение (помогает мимика). Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид.

Упражнение повторяется 5 раз и заканчивается улыбкой, т. е. хорошим настроением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика

Письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы ребёнок научился  произносить сложные звуки  С,...

Презентация . Артикуляционная гимнастика

В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

информация для родителей, примеры артикуляциооной гимнастики, методические указания для ее проведения...

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речев...

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....