Устранение дефектов звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики
материал по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
МОУ Красненская средняя общеобразовательная школа
имени М.И. Светличной
Устранение дефектов звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики
Опыт работы
учителя-логопеда Поповой Ольги Сергеевны
Красное
Содержание
Глава I Информация об опыте……………………………………………………3
1.1Условия возникновения и становления опыта………………………………3
1.2 Обоснование актуальности и перспективы опыта…………………………3
1.3 Ведущая педагогическая идея опыта……………………………………….5
1.4 Длительность работы над опытом………………………………………….5
1.5 Диапазон опыта……………………………………………………………...6
1.6 Теоретическая база опыта…………………………………………………..6
Глава II Технология опыта……………………………………………………..12
Заключение ……………………………………………………………………20
Библиографический список…………………………………………………...21
Приложения ……………………………………………………………………22
Глава I Информация об опыте
“Надо уметь правильно произносить
звуки, слова, фразы.
Научившись этому так, чтобы всё
это вошло в привычку, — можно творить.”
К.С. Станиславский
- Условия возникновения опыта
Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном образовательном учреждении Красненской средней общеобразовательной школе имени М.И. Светличной учитель- логопед. В нашем учреждении функционируют две логопедические группы. Посещают начальную школу 94 человека.
По результатам диагностики выявлено следующее:
1.Увеличение количества детей с нарушением речи. 2.Увеличение количества школьников, имеющих дефект звукопроизношения. 3.Дети с фонетическим недоразвитием имеют низкий уровень развития фонематических процессов.
Со стороны родителей, особенно в сельской местности, помощь минимальная, часто бытует мнение: «Подрастет – сам научиться». Кроме коррекции звукопроизношения, логопеду необходимо работать и над другими сторонами речи. Приходиться при сложных речевых нарушениях, когда у ребенка страдают все группы звуков, «идти от ребенка», учитывая, что путь к правильному звуку у каждого ребенка индивидуален. Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы. У ребенка с дефектным произношением зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности.
Обоснование актуальности и перспективы опыта
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д., одна из несущих проблем, стоящих перед младшими школьниками. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь. Речевая деятельность представляет собой процесс использования языка для общения. Становление речевого общения происходит постепенно, вместе с развитием ребёнка. Формирование речи взаимосвязано с развитием всех психических функций детей. Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Использование различных языковых средств в процессе речевого развития определяет возрастные особенности формирования звукопроизношения детей. Выявление трудностей формирования правильного звукопроизношения и их преодоление обеспечивают нормальное развитие произносительной стороны речи. При нарушении произносительной стороны речи возникают дефекты фонетического оформления речи.
Цель исследования: выявить влияние артикуляционной гимнастики на становление правильного звукопроизношения у младших школьников.
Объектом являются нарушения звукопроизношения у младших школьников и их коррекция.
Предмет: артикуляционная гимнастика как средство устранения недостатков звукопроизношения у младших школьников.
Гипотеза: логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей будет более эффективной, если учитывается:
- ведущий вид деятельности младших школьников
- механизм и структура нарушения звукопроизношения.
-коррекционная работа осуществляется поэтапно с использованием артикуляционной гимнастики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе изучения теоретических источников рассмотреть особенности нарушений звукопроизношения и пути их преодоления.
2. Выявить и систематизировать нарушения звукопроизношения у младших школьников
3. Подобрать и апробировать артикуляционную гимнастику по преодолению нарушений звукопроизношения у младших школьников.
4. Определить эффективность логопедической работы.
Принципы
- От простого к сложному
- Системности
- Последовательности
- Доступности
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Метод наглядного моделирования
- Игровой метод
- Словесный
- Наглядный
- Практический
Ведущая педагогическая идея
Преодоление недостатков звукопроизношения у детей по средством артикуляционной гимнастики.
Длительность работы Практическая деятельность в должности учителя-логопеда в течение пяти лет показала, что без комплексного подхода педагогов и родителей трудно достичь высоких результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Диапазон опыта
- Система логопедических занятий по преодолению недостатков звукопроизношения у учащихся начальных классов
- Система артикуляционных упражнений для устранения дефектов звукопроизношения детей 7-11 лет
Практическая значимость моего исследования заключается в предложенных заданиях, упражнениях, направленных на коррекцию звукопроизношения.
Теоретическая база опыта
Взгляды педагогов на звукопроизношение в развитии речи
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой . Начальная школа является основной ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в овладении грамотой.. Во многих «общеобразовательных» школах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед. Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте, и математике. Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпаковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей. В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова –необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу. Богомолова А.И. рекомендует проводить постановку звука в такой последовательности: шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры, если у ребенка нарушено несколько групп звуков. Т.Б. Филичева рекомендует исправлять недостатки звукопроизношения с учетом появления звуков в онтогенезе: свистящие, шипящие, соноры. Авторы не рекомендуют брать для одновременной постановки те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладом. Также не рекомендуют одновременно работать над трудными звуками «р», «ш», потому что это ведет к большой затрате энергии, к быстрому утомлению. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С.Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить». Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты.
Особенности речи детей с дефектами звукопроизношения
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:
1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков.
2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией.
3. Нестойкое употребление звуков в речи.
4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. (Приложение №1)
Коррекция звукопроизношения
Используется принцип индивидуального подхода. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. При нарушениях произно шения нескольких звуков важна последовательность в рабо те. В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, которые в определенных контекстах могут произноситься правильно, а также те, моторные координации которых наи более просты. Или выбирается звук, наиболее легко поддаю щийся коррекции, например звук, который отраженно произ носится правильно.
Перед вызыванием и постановкой звуков важно добивать ся их различения на слух. Моделируя ребенку тот или иной артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, затем его автоматизирует в слогах, сло вах и в контекстной речи. Необходима тренировка слухового восприятия, ребенок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и норма лизованным звуком.
При работе над звукопроизношением опираются на зна ние артикуляционных укладов родного языка, анализ струк туры нарушений звукопроизношения у каждого ребенка (ки нетический анализ) и на специфические приемы постановки отдельных звуков.
Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический. В процессе логопедической работы устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощу щением, между восприятием звука на слух, зрительным об разом артикуляционного уклада данного звука и двигатель ным ощущением при его произнесении. Все методы коррекционной работы основаны на закономерностях разви тия фонетико-фонематической системы языка в норме.
При формировании звукопроизносительных умений и на выков в различных ситуациях речевой коммуникации, пре дупреждении и преодолении вторичных нарушений речи ло гопед проводит работу по автоматизации и дифференциации звуков, формированию произносительных навыков в различ ных ситуациях общения. Звуки закрепляются в словах и пред ложениях.
Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа - писа ние и говорение. Эти упражнения способствуют усилению звука, обогащению его моторным действием. Содержание и методы работы видоизменяются в зависимо сти от характера и тяжести дизартрии, от общего уровня ре чевого развития. При сочетании дизартрии с речевым недо развитием осуществляется комплексная программа логопедических занятий, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грам матическим строем, а также специальные мероприятия, на правленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи. В других случаях проводится работа над звукопроизноше нием и уточнением фонематического слуха.
Во всех случаях основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой ком муникации, а не только формирование правильного произне сения звуков. Используются приемы игровой терапии в соче тании с индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и коррекцией звукопроизношения, а также над лич ностью ребенка в целом. Логопедическая работа включа ет развитие речевого дыхания, интонационно-методической стороны речи, фонематического восприятия.
Роль гимнастики в коррекционно – логопедической работе
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов кинем. Среди детей школьного возраста неправильное произношение звуков чаще всего является единственным дефектом речи ребёнка. Такие случаи нарушения звукопроизношения принято называть дислалией. Дислалия - это нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата, которое наиболее часто проявляется в детском возрасте. Мы правильно произносим различные звуки, как изолировано, так и в речевой деятельности, благодаря силе хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Р.Е. Левина отмечала, что нарушения звукопроизношения в речи ребенка могут проявляться по-разному. (Приложение №2)
Для четкой артикуляции нужны сильные, другие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многих мышц, в том числе жевательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов мышц и лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.
Этапы логопедической работы по устранению звукопроизношения
При постановке звукопроизношения, если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляю базовый звук для определенной группы. В группе свистящих сначала исправляю звук с. Затем, отталкиваясь от него, ставлю звук з, после этого перехожу к мягким звукам сь и зь; последним в группе свистящих ставлю звук ц. В группе шипящих прежде всего исправляю звук ш. Затем на основе его артикуляции ставлю звуки ж, ч, щ. В группе заднеязычных звуков (к, кь, г, гь, х, хь) основным является артикуляция звука к. Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они будут даны далее. Нельзя объяснять ребёнку сразу всю последовательность движений органов артикуляционного аппарата - дети не могут их запомнить и правильно выполнить. Инструкции даю поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт мне возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение. Если у ребёнка появятся звуки, надо их постепенно вводить в его речь, т. е. учить правильно, употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи. Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаются к нему при всех возникающих затруднениях. Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих научить ребёнка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке). Обычно это четыре основных этапа. (Приложение №3)
Постановка звука может занять 1-2 занятия, а автоматизация 3-4; или 5-7 занятий может потребоваться только для того, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука. В работе над произношением необходима последовательность. Не торопитесь переходить к следующему этапу (или упражнению), не освоив предыдущий.
Таким образом, на основе изучения теоретических источников можно сделать следующие выводы: коррекционная работа будет строиться с учётом формы нарушения и определения структуры речевого дефекта. Необходимо отметить, что не во всех случаях патологических отклонений в строении артикуляционного аппарата имеет место нарушение звукопроизношения. Компенсаторные возможности каждого ребенка и взрослого различны, поэтому при наличии определенных дефектов артикуляционных органов в отдельных случаях наблюдается правильное воспроизведение звуков
Технология опыта
Коррекцией звукопроизношения занимаюсь на протяжении всего периода логопедической работы. Владение методикой постановки звуков является одной из главных составляющих профессионализма логопеда. Этой проблемой занимались многие ученые: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Н. Ефименкова и другие. Много написано книг, где даны четкие рекомендации по преодолению нарушенного звукопроизношения у детей. Определена последовательность в работе над звуком. Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляю с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений губ, языка, необходимых для звука, над которым проводится непосредственная работа.(Приложение №4) Очень важно, чтобы работа над ними проводилась целенаправленно и качественно, так как от их выполнения во многом зависит постановка звука.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдаю определенную последовательность, иду от простых упражнений к более сложным. Провожу их эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления придумываю новые игровые приемы. Работу организую следующим образом: рассказываю о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показываю его выполнение.
Упражнение делает ребенок, а я контролирую выполнение.
Проводя артикуляционную гимнастику, я слежу за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Я никогда не говорю ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение, а показываю ребенку его достижения ("Видишь, язык уже научился быть широким"), подбодриваю ("Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху"). Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Мы говорим на выдохе, любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна. На всех этапах рекомендую развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух, корректировать грамматическую сторону речи; включить упражнения на профилактику нарушения зрения, развития речевых центров головного мозга.Помимо специальных упражнений использую настольные игры "Мозаика", "Конструктор", выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками. Состояние мелкой моторики тесно связано с развитием речи, поэтому, развивая пальчики ребенка, Вы поможете ему быстрее и эффективнее овладеть речью. Еще одним из видов работы является развитие фонематического слуха (умение на слух различать звуки, близкие по звучанию или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками). Нужно давать ребенку возможность слушать Ваш образец и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Для проведения занятий я использую различные картинки. Это просто предметы, или рисунки, изображающие какие-то жизненные ситуации, различные лото. Есть специальное логопедическое лото "Подбери и назови". В нем уже подобраны картинки на каждый звук. Будут помощниками и любые книги, журналы с иллюстрациями, а можно и нарисовать что-то самим. Использование картинного материала позволяет сделать мою работу интересной и разнообразной. Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий.
Соблюдая в работе системность и комплексный подход, работая параллельно над развитием мелкой моторики рук и тренировкой слухового восприятия. Постановка звука, автоматизация и дифференциация растягиваются на длительные сроки. Поэтому начинаю работать одновременно над всеми нарушенными звуками. В игровой форме, через артикуляционные упражнения, начинаю формировать уклады нарушенных звуков, пробую постановку. Сразу проясняется картина, видна возможность постановки того или иного звука. Вырисовывается план работы: какой звук ставить в первую очередь, а который потом. Чаще первым получается звук «Л». Ставя его и закрепляя в речи, одновременно работаю над формированием артикуляционного уклада остальных звуков. Не происходит взаимного торможения движений органов артикуляции. Так, при одновременной постановки нескольких звуков, нередко даже с противоположным укладом, слежу за состоянием ребенка, дозирую нагрузку, чередую с отдыхом. Над трудными звуками «Р», «Ш» тоже работаю одновременно, учитывая, что их артикуляционные уклады очень близки. Отрабатывая артикуляционные упражнения на два этих звука, пробую их постановку. Как только «пошел» один из звуков, начинаю его закреплять, а другой продолжаю вызывать. Если у ребенка свистящие межзубные, то их постановкой и автоматизацией занимаюсь в последнюю очередь, так как они очень долго автоматизируются и чаще остаются на стадии «кабинетной речи».
Особое внимание заслуживает увулярный звук «Р». Хотя он не влияет на письменную речь, желательно над этим звуком тоже работать. Надо дать ребенку шанс, поставить ему этот звук, так как примерно 20% детей берут его в спонтанную речь. Чаще это бывает в тех случаях, когда мягкий звук произносится верно, а твердый искаженно. Учитывая, что продолжительность этих занятий не должна превышать 15-20 минут, потому что дети быстро утомляются, я использую это
время только на коррекцию звукопроизношения, а работу над другими сторонами речи выношу на фронтальные занятия.
При выполнении артикуляционных упражнений и постановки звуков, подключаю руку ребенка, она имитирует положение органов артикуляции. «Хоботок» - рука в щепотке, «Горка» - кисть руки принимает форму горки, «Чашечка» - две ладони соединяются вместе и принимают форму чашечки. При постановке звука «Л» имитируем движение языка к зубам при помощи его ладони и моих пальцев, которые выполняют роль его зубов. При постановке звука «Р» имитируем пальцами вибрацию переднего края чашечки и т.д.
Очень важен эмоциональный контакт ребенка и логопеда. Учитывая, что в благоприятном состоянии хорошо воспринимается материал, стараюсь каждому занятию придать эмоциональную окраску, воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Для этого при автоматизации звуков заучиваем много стихов со смешным, понятным ребенку сюжетом. Он слышит выразительную речь, заражаясь эмоциями, старается сказать также
Практика подтверждает эффективность этих приемов. Это достигается благодаря комплексному подходу с использованием различных приемов (Приложение №5)
Второй комплекс методик направлен на обследование речи.
Работа проводилась на базе Красненской средней общеобразовательной школе . В эксперименте принимали участие дети начальной школы с различными нарушениями звукопроизношения. Работа по обследованию проводилась 2007-2008 учебного года. Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
I период обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Цель исследования: выявить особенности нарушения звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.
На констатирующем этапе, были поставлены следующие задачи;
1. Выявить у младших школьников нарушения звукопроизношения.
2. Выявить особенности фонематического восприятия
3. Выявить нарушения звукопроизношения;
При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, нёба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения. В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений. (Приложение 6) Для исследования артикуляционной моторики мы использовали тестовые задания (Приложение 7), которые включали динамические и статические упражнения. Исследование артикуляционной моторики.
При обследовании детей были выявлены нарушения в строении артикуляционного аппарата у 5 человек. У двух недостаточно подвижен при обследовании язык. Этот дефект вызван неумением удержать, язык в нужном положении и быстрого перехода от одного движения к другому. У этих детей при выполнении ряд упражнений по подражанию были затруднения, они не могли:
-- удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.);
-- облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);
-- произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;
-- удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2-3 сек.);
-- пощелкать языком (3-5 раз);
-- пощелкать языком («погонять лошадок»);
-- имитировать языком положение «трубочки»;
-- произвести 2-3 движения из перечисленных попеременно.
Нарушения строения артикуляционного аппарата у школьников с дислалией
(Приложение8). После проведенного нами исследования было выявлено, что дети у которых артикуляционный аппарат был нарушен, продемонстрировали низкий и средний уровни. Так низкий уровень у 3 детей есть упражнения, где они не справились. В связи с этим мы в формирующем этапе проведем ряд упражнений для исправления артикуляционного аппарата. Так, например, при укороченной уздечке языка (подъязычная связка) движения языка оказываются затрудненными, так как слишком короткая уздечка не позволяет ему поднять язык вверх. У двух детей при выполнении ряд упражнений по подражанию были затруднения, а именно по этой причине они не смогли точно выполнить следующие упражнения: (Приложение 9)
В этих упражнениях не было
-- четкости артикуляционных движений;
-- быстроты и плавности их воспроизведения;
-- умения быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
Состояние фонематического восприятия определялось с помощью заданий: (покажи где?) Инструкция: Детям предлагается картинки, где ребенок выбирает и показывает логопеду, нужную картинку. 1) кот - год, 2) мишка - мышка, 3) лук - люк, 4) софа - сова, 5) шар - жар; (повтори слоговые цепочки) Инструкция: Детям предлагается карточки(слоги), которые разложенные перед ребенком на столе где ребенок выбирает и показывает логопеду, нужную карточку.1) ба - па, па - ба, 2) са - ша, ша - са, 3)ша- жа - ша, жа - ша - жа, 4) ца - са - ца, са - ца - са, 5) ра - ла - ра, ла - ра - ла. Система оценки состояния фонематического восприятия (Приложение 10)
Исходя, из данных таблицы мы пришли к выводу, низкого уровня показал 1 человек (1%), средний уровень зафиксирован у пятерых детей, это составило (30%) и у девяти детей наблюдается высокий уровень, это составило (69%) детей.
При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, текстах, используя соответствующий дидактический материал. Результаты показаны в таблице (Приложение 11) Таким образом, можно сделать вывод, что высокий уровень показало три ребенка, средний уровень зафиксирован у десяти детей и у пятерых детей наблюдается низкий уровень. На основе проведенного исследования звукопроизношения у всех детей была выявлена механическая дислалия. Чаще всего нарушаются группы звуков: свистящие, шипящие, р - р', л - л'. На основе экспериментальных данных для осуществления коррекционной работы, дети были разделены в подгруппы с учетом структуры дефекта и характера нарушения звукопроизношения.
1 группа - дети с нарушением шипящих;
2 группа - дети с нарушением сонорных.
Результаты констатирующего этапа, позволили наметить план работы на втором формирующем этапе.
II период обучения
(декабрь, январь, февраль)
коррекционно-логопедическая работа
Формирующий этап проводился с целью преодоления нарушений звукопроизношения .
На данном этапе логопедическая работа была организована с учетом структуры речевого дефекта, учитывались произносительные возможности ребенка, то есть определялась в каких языковых структурах (в слогах, словах, предложениях) ребёнок мог произносить правильно звук.
- артикуляционная гимнастика С целью выработки длительной, направленной воздушной струи было использованы упражнения. (Приложение 12)
У некоторых детей упражнение «Сделай язык широким» вызвало затруднение и нам пришлось вернуться к упражнению «Накажи непослушный язык. При выполнении упражнений «Кто дальше загонит мяч», «Почистим зубы» детьми сначала наблюдалась напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезло, движения стали непринуждёнными и координированными.Одному ребенку с трудом удавалось удержать язык за зубами, но после нескольких упражнений ребёнок научился выполнять это упражнение. Уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию проводилось как часть занятия. После того как мы поставили изолированный звук л, мы перешли к этапу автоматизации в слогах, словах и предложения
Звук ш мы автоматизировали в предложениях, но детям трудно различать звуки ш и с, потому что язык ещё не приучился быстро менять рабочее положение при произнесении слов со смешиваемыми звуками. Поэтому требуется дифференциация этих звуков. Цель данного этапа - научить ребенка правильно распознавать и узнавать смешиваемые звуки. Работу мы начинали с различия звуков как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Работа заключалась в том, что мы сопоставляли и выделяли их основные признаки: например, холодный воздух выходит из насоса и свистит (с, с, с) - когда мы произносим звук с, язык лежит за нижними зубами; тёплый воздух из лопнувшей шины и шипит (ш, ш, ш) - когда мы произносим звук ш, язык поднимается за верхние зубы. Детей заинтересовала работа с карточками - символами: С - (губы) , ш - (язык ). На развитие фонематического слуха предлагалось задание (Приложение 13).
В результате проведённой работы на формирующем этапе мы сделали вывод, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшилась артикуляция и произносительные навыки.
III период обучения
(март, апрель, май)
коррекционно-логопедическая работа
Цель которого заключалась в сравнении полученных результатов с первоначальными данными.
Для этого мы использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе. Особое внимание мы также уделили следующим показателям: состоянию артикуляционной моторики, состоянию фонематического слуха, звукопроизношению. При обследовании артикуляционной моторики детям предлагались следующие задания: 1) улыбка, 2) улыбка - трубочка, 3) лопатка, 4) иголочка, 5) часики, 6) маляр, 7) качели. Система оценки артикуляционной гимнастики оставалась прежней. Полученные результаты нами проанализированы и помещены в таблицу ( Приложение 14 ). Данные таблицы говорят о том, что пять детей, которые имели средний уровень, показало из них 4 ребенка высокий, 1- остался на среднем уровне. Низкого уровня не зафиксировано.
Состояние фонематического слуха определялось теми же заданиями. Данные результатов занесены в таблицу ( Приложение 15). Анализируя показатели данной таблицы, мы пришли к выводу, что высокий уровень развития составил у 99% детей. Для обследования звукопроизношения были взяты задания, используемые нами на констатирующем этапе. Система оценки исследования звукопроизношения осталась прежней. Показанные результаты занесены в таблицу ( Приложение 16). Данные таблицы говорят о том, что высокого уровня не показал никто. Средний уровень развития зафиксирован у 10 детей. Низкий уровень наблюдается у двоих детей. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, занесены в сводную таблицу (Приложение 17). Количественная оценка результатов коррекционной работы с детьми с дислалией показала увеличение количества баллов речевого развития в группе школьников Таким образом, логопедические мероприятия и педагогическая технология, учитывающая механизм и структуру речевого дефекта, разработанная нами на формирующем этапе эксперимента способствует устранению нарушений звукопроизношения у младших школьников.
Заключение
Устранение нарушений звукопроизношения у младших школьников с дефектом звукопроизношения (дислалией) - одна из важнейших задач логопедии. От её решения зависит развитие ребёнка, имеющего нарушения звукопроизношения. Всестороннее развитие ребёнка предполагает учёт не только психолого - педагогического но и логопедического фактора при устранении нарушений звукопроизношения у детей с дислалией. Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволяет мне сделать следующие выводы. Дислалия - это речевое нарушение, при котором ребёнок не может произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает их между собой. Для успешной коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает: - учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
- этиологию, механизм, структуру речевого дефекта.
- использование методов обучения, выбор которых зависит от этапа логопедической работы. Таким образом, коррекционная работа по устранению нарушений звукопроизношения включает в себя несколько этапов. .
Таким образом, цель, задачи нашего исследования достигнуты. Гипотеза о том, что логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у младших школьников с дислалией будет более эффективной, если учитывается: ведущий вид деятельности школьников; учитываются этапы развития звукопроизношения, механизм и структура нарушения звукопроизношения при дислалии - подтверждена.
Библиографический список
- Алексеева А. М. , Яншина В. И. .Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: уч. пособие. - 3-е изд., - М. Академия, 1998. - 400с.
- Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. - СПб., 1999.
- Беккер К. П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. - М.,1981.
- Белобрыкина О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998
- Волкова Г. А. . Логоритмическое воспитание детей с дислалией. //Методические разработки и проведение коррекционных занятий. - СПб.;1992
- Логопедия. // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. - М.; 1998
- Логопедия: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Волковой. - М.; 1989
- Львов М. Р. Основы теории речи: уч. пос. для студ. пед. вузов. - М.; Академия, 2000
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. - М.; 2002
- Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. - СПб.; Дельта 1998
- Резниченко Т. С, Ларина О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. : Альбом для педагога. - М.; Владос, 2000
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. - М.; 1994
- Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград: Учитель, 1999
- Ткаченко Т. А. Если ребёнок плохо говорит. - СПб.;1997
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.; 1981
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. // под ред. Гербовой В. В., - М.; Просвещение, 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношенияХорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка ...
Формирование правильных дифференцированных движений речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики
В статье описываются классификации артикуляционных упражнений, сформулированы требования, которые необходимо предъявлять к артикуляционным упражнениям при различных нарушениях звукопроизношения....
Роль артикуляционной гимнастики в развитии правильного звукопроизношения.
Данная статья раскрывает всю важность артикуляционой гимнастики в развитии речи ребенка....
РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
В ДАННОЙ СТАТЬЕ СОБРАНЫ АРТИКУЛЯЦИОНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ....
Долгосрочный педагогический проект «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка...
Коррекция звукопроизношения у учащихся младших классов с помощью артикуляционной гимнастики
В статье раскрывается необходимость проведения артикуляционной гимнастики в целях коррекции звукопроизношения....
Артикуляционная гимнастика основа правильного звукопроизношения
Комплексы артикуляционной гимнастики для правильного произношения звуков речи...