Специфические ошибки письма, обусловленные несформированностью фонематических процессов.
консультация по логопедии (4 класс)
В консультации раскрываются специфические ошибки письма, обусловленные несформированностью фонематических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 247.73 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»
Специфические ошибки письма, обусловленные несформированностью фонематических процессов.
Учитель-логопед: Ковалева М.А.
2020-2021
С каждым годом увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, а также с недостаточной сформированностью высших психических функций. Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Проблема нарушений письма - одна из самых актуальных для школьного обучения.
Письмо является сложным психическим процессом, включающим совместную деятельность восприятия разной модальности (слуховой, зрительной, тактильной и др.), предметных действие, сформированность произвольных поведенческих реакций.
Чтобы написать слово, ребенку необходимо:
- определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
- соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
- воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорит
сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной их этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греческого «графо» - письмо).
Выделяют 5 форм дисграфии:
1 .Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.
2. Акустическая диcгрaфия
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие – глухие, свистящие - шипящие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-Т’; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов, перестановка букв и (или) слогов, недописывание слов, написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»), повторение букв и (или) слогов, контаминация - в одном слове слоги разных слов, слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);
- Аграмматическая дисграфия
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
- Оптическая дисграфия
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д., добавление лишних элементов, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное написание букв.
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комнкта;
- пропуски согласных букв: комата – комната, вей – всей;
- пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки;
- перестановки букв и слогов: онко – окно;
- недописывание букв и слогов: на ветка – на ветках;
- наращивание букв и слогов: детити – дети, диктанат – диктант;
- искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи;
- смешение гласных о-у,ё- ю, и-е; согласных р-л, й-ль; парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, ц-ч-щ: тубло – дупло, лёбит – любит, птича – птица, сапка – шапка;
- слитное написание слов и их произвольное деление: д ва – два, бойчасов – бой часов;
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. замерзла речка. Птицам голодно.
- нарушение смягчения согласных: болшой – большой, мач – мяч, лог – лёг.
Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными педагогическими методами.
Основными задачами коррекционного обучения детей с артикуляторно-акустической формой дисграфии являются следующие.
1.Развитие фонематического восприятия.
2.Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и
синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
4.Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
5.Определение положения звука по отношению к другим.
В процессе работы дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуко-вым моделям, находить в них сходство и различие.
Форма занятий может быть фронтальной и подгрупповой, но также не исключена возможность частичного или полного использования предла-гаемого материала на индивидуальных занятиях по устранению артику-ляторно-акустической дисграфии.
В каждое занятие включены задания по развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и физминутки, содержание которых связано с темой занятия.
Большое внимание в ходе занятий уделяется припоминанию литера-турных произведений, герои которых «присутствуют» на занятии, все это
помогает параллельно вести работу по развитию связной речи.
Выполнение детьми заданий на доске, на карточках, в рабочих тетрадях создает условия для решения следующих специальных задач.
1.Обогащение зрительных представлений.
2.Развитие зрительно-двигательной координации.
3.Стимуляция познавательной активности.
4.Включение мыслительных операций.
5.Развитие неречевых процессов.
Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа.
I. Подготовительный.
II. Основной.
III. Заключительный.
Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.
1.Развитие слухового и зрительного внимания.
2.Развитие слуховых дифференцировок.
3.Развитие фонематического восприятия.
4.Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.
Основные задачи и направления работы основного этапа.
1.Развитие слухового и зрительного внимания.
2.Развитие фонематического анализа и синтеза.
3.Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания,предло-жения и текста).
Основные задачи и направления работы заключительного этапа.
1.Закрепление полученных знаний.
2.Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
Обучение строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче
лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
При реализации этого направления решаются следующие задачи:
А. Совершенствование звукопроизношения и звукового анализа и синтеза.
Б. Развитие фонематического восприятия (слуховой дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких согласных, аффрикат и их компонентов, определение позиционных чередований).
Совершенствование звукопроизношения и звукового анализа и синтеза проводится по принципу от простого к сложному: сначала на материале отдельных звуков и букв, затем слогов типа СГ или ГС, затем односложных слов без стечения согласных, потом – двусложных слов без стечения согласных, и только после этого многосложных слов и слов со стечением согласных.
Упражнения:
1) Определите место заданного звука: на каком месте стоит? после какого звука? перед каким звуком? между какими звуками?
2) Из ряда букв выпиши только гласные буквы: б, д, е, а, р, о, с, ш, й, л, э, н, у, м, к, е, н.
3) Прочитай слова. Из ряда слов выпиши только те, где есть звук «д»:
Душ, дым, бык, рак, сад, шум, ода...
4) Рассмотри картинки. Подумай и скажи, какое ведро подойдет к какому колодцу? «Опусти» ведра в колодца. Прочитай и напиши получившиеся слова. Подчеркни гласные красной ручкой.
5) Замени в слове первый звук для получения нового слова: зайка — майка — чайка — гайка — шайка — сайка — лайка — Райка.
6) Придумай слово на заданное количество звуков или подходящее под схему. Например: . а..а, .у..о.
7) Игра "Слово рассыпалось". Соберите слово из букв (записаны на доске):
Н О Т Е К Ж Ё И Т С Ь О Г Ь О Т С К
О М Т С Я М Е З П Ц Т И А Я Л Т Е Д
8) Произнеси названия картинок. По первым буквам составь слова и запиши.
Картинки: корова, осел, шапка, курица, автобус;
свинья, арбуз, морковь, огурец, лимон, ёжик, тарелка;
шкаф, кастрюля, осленок, лиса, ананас.
9) Отгадайте загадки. Определите наличие и место звука А в каждом слове. Запишите слова в три столбика, соответственно схемам (а в начале слова, в середине, в конце):
Полосатая лошадка –
Вся как детская тетрадка.
Нет ни кляксы, ни пятна.
В Африке живет она. (Зебра)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина).
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
На носу повисла капля.
Ну конечно, это ... (цапля).
Рыжий хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это ... (белка).
Лежит пузан на сельской грядке,
Сверху зелено, а внутри сладко. (Арбуз)
10) Вставить пропущенные буквы в слова: пл.щ, з.нт, вдр.г, л.сь, стр.ж, гр.м, п.рк, р.бак...
11) Кроссворды. Ослик принёс необычную лесенку. Помогите ему вписать в ее ступеньки слова с буквой О. (Например: ох, осы, окна, окунь, остров.)
12) Придумать как можно больше слов из букв слова гастроном, апельсин, мороженое...
Развитие фонематического восприятия.
1) Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук.
2) Запиши только те слоги, в которых есть заданный звук.
3) Разложи картинки на три стопки: звук в начале слова, в середине, в конце. (Или запиши слова в три столбика).
4) Послушай рифмовку, найди «неправильное» слово и замени его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом.
В ней всего-то три окна,
И за ёлкой не видна.
Хоть бела, но маловата
Небольшая наша ВАТА. (ХАТА)
Когда поранишь ты колено,
То покупаешь непременно,
Уверенный, что все пройдет,
Коричневую жидкость – МЁД.
(ЙОД)
Посмотрите в воду сами –
С очень длинными усами
Проплывает под мостом
Серый, скользкий, длинный ДОМ. (СОМ)
Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ по горе.
(САНКИ)
Пес Барбос совсем не глуп,
Но не хочет рыбный ДУБ. (СУП)
Не случайно у сестрички
С ФАНТИКАМИ две косички.
(БАНТИКАМИ)
Отругала мама зайку –
Не надел под свитер ГАЙКУ.
(МАЙКУ)
Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачьей ДУДКЕ.
(БУДКЕ)
5) Прослушай предложение, назови слова со звуком «р»:
Рома и Рая ходили по грибы, и нашли грузди, рыжики, подберёзовики.
6) Прочитай каждый столбик слов. Назови пропущенные буквы.
7) Внимательно прочитай текст. Найди ошибки.
Май – месяц зелёного наряда. Зеленым корвом сочных трав оделись поля и рощи. В изумруд листвы наряжаются берзки, пахучие тополя. Иргают ветры молдой листвой.
Литература:
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 180 с.
2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД МиМ, 1997. – 286 с.
3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Уч. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.
4. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи: Наглядно-методическое пособие. – СПб. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. – 56 с.
5. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 47 с.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей учащихся 2-х классов по теме: «Преодоление специфических нарушений письма, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза».
Письмо называют «базовым» навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. От того, как усвоит ребёнок этот навык, зависят его успехи не только по русскому языку,...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/25/picture-143582-1458888919.jpg)
специфические ошибки письма младших школьников
В данной статье указывается на специфические ошибки младних школьников. Данная памятка адресована не только педагогам, но и родителям. Которые в свою очередь, заметив ошибки данной группы, должны обра...
Родительское собрание "Специфические ошибки письма!
Советы родителям по преодолению дисграфии...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877738-1484483313.jpg)
Рабочая программа логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.
Рабочая программа. Логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия....
Формы дисграфии и специфические ошибки письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
В настоящее время количество детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющими дисграфию, увеличивается. В статье описаны формы дисграфии и специфические ошибки письма у обучающихся начальных классов с тяже...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/25/picture-1290586-1606310971.jpg)
Календарно-тематическое планирование логопедического обучения детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка 3 класс для обучающихся с ЗПР
КТП по логопедии содержит содержание планирования и ожидаемый результат по всем разделам коррекционного логопедического курса в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, а также таблицу, включающую тем...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-420300-1421244496.jpg)
Программа по коррекции нарушений письма обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза
Программа разработана на основе программы Мазановой Е.В. Направлена на коррекционную работу с детьми, имеющие нарушения формирования языкового анализа и синтеза. Срок реализации 1 год, рассчитана на 2...