Подгрупповое логопедическое занятие «Автоматизация звука [к] в слогах, словах, словосочетаниях.»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Цель: организация деятельности обучающихся для формирования умения четко произносить [к] в слогах, словах, словосочетаниях.
Коррекционно - педагогические задачи.
Дидактические:
-актуализировать знания и умения находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово;
- содействовать усвоению знаний обучающихся о звуке [к];
-формировать умение правильно произносить звук [к] в слогах, словах, словосочетаниях;
- формировать умение выполнять звуковой анализ слова.
Развивающие:
-способствовать развитию правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы;
- развивать мелкую моторику;
-развивать фонематическое восприятие;
- расширить и закрепить словарь по теме «Цирк».
Воспитательные:
-содействовать формированию способности к самоконтролю и самооценке;
-воспитывать положительное отношение к русскому языку и правильной речи;
- формировать умение работать в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Кулишова Елена Сергеевна
учитель начальных классов, логопед
высшая квалификационная категория
Подгрупповое логопедическое занятие
«Автоматизация звука [к] в слогах, словах, словосечетаниях.»
Цель: организация деятельности обучающихся для формирования умения четко произносить [к] в слогах, словах, словосочетаниях.
Коррекционно - педагогические задачи.
Дидактические:
-актуализировать знания и умения находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово;
- содействовать усвоению знаний обучающихся о звуке [к];
-формировать умение правильно произносить звук [к] в слогах, словах, словосочетаниях;
- формировать умение выполнять звуковой анализ слова.
Развивающие:
-способствовать развитию правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы;
- развивать мелкую моторику;
-развивать фонематическое восприятие;
- расширить и закрепить словарь по теме «Цирк».
Воспитательные:
-содействовать формированию способности к самоконтролю и самооценке;
-воспитывать положительное отношение к русскому языку и правильной речи;
- формировать умение работать в группе.
Разрабатывая занятие, были учтены речевые заключения детей (ОНР III уровень речевого развития, дизартрия), особенности психического развития детей младшего школьного возраста, индивидуальные возможности каждого ребенка.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
- Здравствуйте ребята!
- Посмотрите, к нам на урок пришло много гостей, поздоровайтесь с ними.
- Присаживайтесь.
- Какой сейчас урок?
- Чему мы учимся на индивидуальном занятии?
- Что нам помогает красиво и правильно говорить?
- К вам на урок я пришла не одна, а с кем вы узнаете, отгадав загадку:
В цирке он смешнее всех.
У него большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся!
-Кто к нам в гости пришел?
Д: Клоун
- Правильно, у нас в гостях клоун Кузя.
II. Подготовительный этап.
1. Мимическая гимнастика.
- Клоун к нам пришел не с пустыми руками, он принес нам шляпы. Посмотрите, что в шляпах? (в шляпах крупа - рис)
Д: Рис.
- Рис не простой, в нем находится сюрприз, а какой вы найдите сами.
- Кто же тут спрятался?
Д: котята.
- У каждого котенка свое настроение. Давайте мимикой лица передадим настроение каждого котенка.
- Молодцы, а какого котенка мы оставим на уроке? (с веселым настроением)
Д: Мы оставим котенка с веселым настроением.
-Что мы сейчас выполняли?
Д: Мы выполняли мимическую гимнастику.
2.Дыхательная гимнастика.
-Ребята, перед каждым представлением в цирке бывают фейерверки. Клоун Кузя тоже хочет научится запускать фейерверки, а для этого ему нужна ваша помощь. Чтобы фейерверки получились яркие и красочные возьмите бутылку и подуйте сильно. Вдох через нос, сильный выдох через рот в трубочку. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем. А теперь подуйдите тихо. Вдох через нос, слабый выдох через рот в трубочку.
( учащиеся выполняют упражнение)
-Молодцы ребята! Кузе очень понравился фейерверк.
- Какое упражнение мы выполняли запуская фейерверки?
Д:Мы выполняли дыхательное упражнение.
3. Массаж языка.
- Ребята давайте покажем клоуну Кузе как мы выполняем массаж языка при помощи ложек.
- Поставьте перед собой зеркала.
Щеки дует толстячок –
Нажимаем на бочок:
На один на другой,
Оба давим мы с тобой.
(Щеки надуты. Горкой ложки прижимаем щеки . Губы плотно сжаты и сопротивляются давлению воздуха.)
Тянем губы целовать,
Будут ложки им мешать,
А захочешь улыбаться –
Станут к центру собираться.
(Губы сомкнуты. Обе ложки прижаты горками к углам рта. Когда губы пытаются вытянуться вперед «трубочкой», ложки раздвигают углы в стороны. Когда губы пытаются улыбнуться, ложки сдвигаются к центру.)
Снизу шлепаем язык:
Прыг да прыг, прыг да прыг.
(зажимаем 2-м и 1-м пальцами кончик черенка и горкой ложки стучим по подъязычной области)
Гладим ложкой мы язык,
К ласке бедный не привык.
(Поглаживаем спинку языка горкой ложки)
На коньках, как по катку,
Ездим мы по языку.
(Делаем «пилящие» зигзагообразные движения боковым краем ложки по спине языка)
Слева – левый, справа - правый-
Стал язык наш бодрый, бравый.
(Поглаживаем боковые поверхности языка кончиком ложки)
Постучим по языку,
Да по боʹку, по бокуʹ
(Делаем легкие постукивания боковым краем ложки по спинки языка и его боковым поверхностям)
Рот открыт, язык – как мостик,
И заходит ложка в гости.
Выдавим нежданных
Мы гостей незваных.
(Горку ложки прижимаем к языку, выгнутому спинкой вверх и кончиком упирающемуся в нижние зубы. Языком выталкиваем ложку наружу, а ложкой давим вглубь рта. )
У.- Что мы выполняли?
Д:массаж языка
-Молодцы!
III. Работа по новой теме.
1. Сообщение темы урока.
- Ребята, как зовут нашего гостя?
Д: Кузя
- Какой первый звук в словах клоун Кузя?
Д: звук К
- С каким же звуком мы будем работать на уроке?
Д: Мы будем работать со звуком К.
- Правильно, сегодня на уроке мы будем учиться слышать, произносить и различать звук [к] в слогах, словах и словосочетаниях.
2. Работа с профилем.
-Произнесите этот звук по цепочке.
- Расскажите, как расположены органы речи при произношении звука [к].
Д: Губы и зубы раскрыты, между ними небольшое расстояние.
- А где находиться язык?
-Д :Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается неба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от неба.
Д: Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.
3. Характеристика звука
-Дайте характеристику звуку К.
Гласный или согласный?
Д: согласный
Твердый или мягкий?
Д: твердый
Звонкий или глухой?
Д:глухой
Каким сигналом обозначается?
Д: синим без звоночка
- Какому звуку дали характеристику?
Д: Мы давали характеристику звуку К.
- Какой буквой обозначается звук К.
- Выложите букву К из веревочек.
Игра «Помоги буквам»
-Ребята кто изображен на экране?
Д.: клоун Кузя.
- А еще что изображено?
Д: шары.
- А кто очень внимательный, что вы видите на шарах?
Д.: буквы К.
- А все ли буквы правильно написаны?
Д: нет , некоторые буквы перевернуты
-Молодцы вы очень внимательные.
-Предлагаю помочь Кузе собрать шары с верно написанной буквой К. От шариков с правильно написанной буквой К нарисуйте ниточку и проведите ее к руке, а шарики на которых буква К не правильно написана ему не нужны.
-Сколько шаров собрали?
Д:6
-А сколько шаров осталось?
Д:3
- Посмотрите на экран и проверьте, у всех ли так как на экране.
4. Фонематическая зарядка.
- Клоун принес цирковые фонарики.
- А почему они синего цвета?
Д: сигнал синего цвета.
- Как только услышите звук [к] поднимите фонарик.
Ш, К, Щ, К, Ж, Ц, К.
- А теперь будем различать слоги со звуком «К»
КА, ША, ХА, АК, АШ, УК, ОК
- Клоуну очень нравится у нас на уроке, и он предлагает по жонглировать. Я буду бросать вам мяч и произносить закрытый слог, а вы мне возвращаете мяч и произносите открытый слог.
Ак – ка
Ок – ко
Ук –ку
Ык - кы
- Ребята, скажите, какой звук мы различали?
Д: Мы учились различать звук К
- А среди чего мы различали звук [к]?
Д: Среди звуков, слогов.
5. Игра «Привяжи ниточки к шарикам»
- Ребят клоуну Кузе очень нравятся канатоходцы. Вы знаете кто это?
-Это цирковые люди, которые ходят по канату на большой высоте. Они даже могут пересекать на канате водопады и пропасти, а могут ездить по канату на велосипеде.
-Кузя предлагает вам походить по «канату». Но канат необычный а слоговой. Ходить будем указательным и средним пальцем. Возьмите «канат» и наступая на кружочек со слогом произносите его.
- Какое задание выполняли?
Д: читали слоги.
IV. Физминутка.
- Молодцы ребята с заданием мы справились! Клоун Кузя предлагают отдохнуть.( Выполняем движения под музыку)
6. Работа с картинками.
Игра «Рыбалка»
- Ребята клоун Кузя принес с собой аквариум, в котором очень много рыбы. Он захватил с собой удочку, и предлагает порыбачить. Правда, рыбка у нас не простая, а с картинками. Поймав рыбку, назовите картинку изображенную на ней и определите место звука, и поместить рыбку в соответствующее ведро.
- Назовите, что изображено на картинках?
Д: Кролик, коза, корова, кот, собака, поросенок, бык, мак.
- Какая картинка лишняя?
Д: мак
- Почему?
Д: это цветок
- К какой группе мы можем объединить остальные картинки?
Д: домашние животные
- Молодцы! Какое задание выполняли?
-Д: Определяли место звука в слове.
7. Звуковой анализ слова.
- А теперь приготовьте сигналы и выполните звуковой анализ слова МАК.
- Сколько слогов в слове МАК?
- Как вы определили? (1 гласный звук)
- Какой 1-ый звук?
- Дайте характеристику звуку М.
- Каким сигналом обозначим?
- Какой 2-ой звук?
- Дайте характеристику звуку А.
- Каким сигналом обозначим?
- Какой 3-й звук?
- Дайте характеристику звуку К.
- Каким сигналом обозначим?
- Что мы с вами выполняли?
Д: звуковой анализ слова МАК.
8.Составление словосочетаний.
- Ребята, давайте научим клоуна Кузю составлять словосочетание, а если вы затрудняетесь в помощь вам схема – опора.
Например: (какой?) кролик – серый, пушистый, маленький.
(какая?) коза – белая, рогатая, маленькая.
(какая?) корова – большая, рыжая, рогатая.
(какой?) кот – мягкий, пушистый, маленький, ласковый, игривый.
(какая?) собака – черная, гладкошерстная, послушная, маленькая, игривая, верная.
(какой?) поросенок – розовый, толстый, маленький.
(какой?) бык - большой, свирепый, белый.
- Чему мы учили клоуна, выполняя это задание?
Д: мы учились составлять словосочетания
V. Итог урока.
- Кто был у нас в гостях?
Д: у нас в гостях был клоун Кузя
- С каким звуком мы работали на уроке?
Д: Сегодня на уроке мы учились слышать, произносить и различать звук [к] в слогах, словах и словосочетаниях.
- А сейчас я предлагаю вспомнить все задания, которые выполняли в ходе урока и сказать, какое задание больше всего понравилось и запомнилось?
- Молодцы ребята, вижу что вы на уроке были очень внимательны.
-А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, а в этом нам поможет клоун Кузя. ( ватман с клоуном)
- Кто справился со всеми заданиями, нарисуйте клоуну волосы красного цвета. Волосы рисуем при помощи ладоней.
- Если вы затруднялись, чувствовали себя не уверенно нарисуйте клоуну волосы зеленого цвета.
- Если вам было очень трудно, с заданиями не справились, нарисуйте волосы синего цвета.
- А я нарисую клоуну волосы красного цвета, потому что мне очень понравилось, как вы работали на уроке.
- Посмотрите, какой веселый и радостный клоун у нас получился.
- Ребята за вашу хорошую работу на уроке клоун Кузя дарит вам дудки – язычки.
- Спасибо за урок. До свидание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация индивидуального занятия "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах"
Применение специализированных компьютерных программ на индивидуальных логопедических занятиях повышает эффективность коррекционной работы и позволяет решить ряд задач:- повысить мотивацию детей к лого...

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».
Цель: Закрепление правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.Задачи: 1.Коррекционно -образовательные:...

Конспект занятия "Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях"
В конспекте представлен дидактиеский материал по автоматизации звука Р в слогах, словах, предложениях, а так же различные здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение здоровья учащихся н...

"Автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях".
Конспект открытого логопедического занятия...

Конспект индивидуального занятия: автоматизация звука "Л" в слогах, словах, в предложениях, в тексте.
Конспект индивидуального занятия: автоматизация звука "Л" в слогах, словах, в предложениях, в тексте....
Индивидуальное занятие "Автоматизация звука [P\'] в слогах. словах, предложениях".
Представлено индивидуальное занятие на автоматизацию звука [P'] для учащихся младших классов. Приводятся артикуляционные упражнения, чистоговорки, а также работа над предложением....

" Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях"
Цель: создать условия для формирования умения четко произносить звук [с] в слогах, словах, словосочетаниях.Задачи: - закрепить правильное произношение звука «с» в в слогах, словах, с...