" Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях"
план-конспект урока по логопедии (1 класс)
Цель: создать условия для формирования умения четко произносить звук [с] в слогах, словах, словосочетаниях.
Задачи:
- закрепить правильное произношение звука «с» в в слогах, словах, словосочетаниях;
- развивать фонематический слух, артикуляционную и мимическую моторику, мелкую моторику, звуко – буквенный анализ;
- активизировать словарь по зима;
- работать над предупреждением дисграфии;
- воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
(ГКОУ РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)
Открытое индивидуальное занятие на тему
" Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях"
в рамках проведения обучающего семинара-практикума для студентов Зерноградского педагогического колледжа.
Учитель, логопед
высшей квалификационной
категории
Кулишова Е.С.
декабрь 2022
Цель: создать условия для формирования умения четко произносить звук [с] в слогах, словах, словосочетаниях.
Задачи:
- закрепить правильное произношение звука «с» в в слогах, словах, словосочетаниях;
- развивать фонематический слух, артикуляционную и мимическую моторику, мелкую моторику, звуко – буквенный анализ;
- активизировать словарь по зима;
- работать над предупреждением дисграфии;
- воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Формируемые УУД:
Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные: умение задавать вопросы; умение использовать язык для решения учебных задач; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; понимание необходимости учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.
Предметные: умение правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы; умение правильно (по возможности) произносить звук [с] в словах и фразах; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово; способность контролировать свои действия; умение проводить звуковой анализ; умение правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов; умение ставить ударение в словах, находить ударные и безударные гласные; умение отвечать на вопросы.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
- Здравствуйте ребята!
- Посмотрите, к нам на урок пришло много гостей, поздоровайтесь с ними.
- Присаживайтесь.
- Какой сейчас занятие?
- Чему мы учимся на индивидуальном занятии?
- Что нам помогает красиво и правильно говорить?
- Ребята, к вам на урок я пришла не одна, а с кем вы узнаете, собрав картинку.
-Кто к нам в гости пришел?
Д: Снеговик.
II.Подготовительный этап.
1. Мимическая гимнастика.
- Снеговик к вам пришел не один, а со своими друзьями снеговиками.
- Они не простые, каждый снеговик со своим настроением.
- Давайте мимикой лица передадим настроение каждого снеговика.
- Молодцы, а какого снеговика мы оставим на уроке? (с веселым настроением)
III. Работа по новой теме.
1. Сообщение темы урока.
- Ребята, как зовут нашего гостя?
- Какой первый звук в слове Снеговик?
- С каким же звуком мы будем работать на уроке?
- Правильно, сегодня на уроке мы будем учиться слышать, произносить и различать звук [с] в слогах, словах и словосочетаниях.
- Ребята, чтобы красиво и правильно говорить, что мы должны выполнить? (упражнения для дыхания, силы голоса, пальчиковую гимнастику, гимнастику для язычка)
2.Дыхательная гимнастика.
-Посмотрите на экран. Когда Снеговик шел к нам в гости, в зимнем лесу, он увидел снегопад.
-А кто знает, что такое снегопад?
- Снегопад – это обильное выпадение снега (словарь Ожегова)
-Снегопад бывает сильный и тихий. Начался сильный снегопад.
- Возьмите снежинки и подуйте на них сильно. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем. Вдох через нос, выдох через рот.
- Стих снегопад и мы подуем на снежинки тихо.
- Опять разыгралась вьюга. Дуем сильно, но бесшумно. Вдох через рот, выдох через рот.
-Молодцы ребята! Что мы выполняли?
3. Упражнения для силы голоса.
- Ребята посмотрите, какие сугробы намел снегопад, для того чтобы их преодолеть, необходимо выполнить задание: когда мы будем подниматься вверх, произносим звук [а], вниз - [у]. (Произносим хором)
- Что мы сейчас выполняли?
4. Пальчиковая гимнастика и самомассаж лица под музыку. Биоэнергопластика артикуляционная гимнастика.
- Посмотрите, наш Снеговик загрустил. Предлагаю его развеселить и показать, как мы выполняем самомассаж лица и гимнастику для языка.
- Поставьте перед собой зеркала.
1)Пальчиковая гимнастика и самомассаж под музыку
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить (слайд)
2) Биоэнергопластика (под музыку) артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями кисти руки, имитирующими движения челюсти и языка.
Вместе язык и пальцы разминаем
И звуками чётко управляем.
«Заборчик»-«Рупор»- «Трубочка»
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков И-У-О Кисти руки – все пальцы собраны в щепоть ,прямые, пальцы врозь, пальцы в щепоть, пальцы врозь. (движения синхронны с движениями губ)
«Качели»
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней.
Кисть руки неподвижна, ладонь вверх, ладонь вниз. (движения синхронны с движениями языка)
«Почистим зубки»
Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять язычком, точность движений.
Кисть руки неподвижна, ладонь двигается влево, вправо.
«Горка»
Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Кисть руки изображает горку.
У.- Что мы выполняли? (массаж лица и гимнастику для языка)
-Молодцы!
2. Работа с профилем.
- Ребята, кто знает, что такое вьюга?
-Вьюга – это снежная буря(словарь Ожегова)
- Снеговику интересно, а знаете ли вы как завывает вьюга? (с-с-с) Произнесите с - с - с и ведите пальцем по линии.
- Скажите, как расположены органы речи при произношении звука [с].
Губы в улыбке.
Зубы сближены, между ними небольшое расстояние.
А где находиться язык?
Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута.
Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.
3. Характеристика звука
-Дайте характеристику звуку С.
Гласный или согласный?
Твердый или мягкий?
Звонкий или глухой?
Каким сигналом обозначается?
- Какому звуку дали характеристику?
- Какой буквой обозначается звук С.
- Выложите букву С из снежинок.
Игра «Помоги буквам»
-Вьюга не на шутку разыгралась.
-Посмотрите, какие буквы попрятала вьюга. (буква с)
- Найдите, и обведи их карандашом. (карточки)
4. Фонематическая зарядка.
- Снеговик предлагает поиграть в игру «Поймай звук»
- Как только услышите звук [с] покажите сигнал обозначающую звук [с].
Ш, C, Щ, C, Ж, Ц, C.
- А теперь будем различать слоги со звуком «C»
CА, ША, ХА, АC, АШ, УC, ОC
- Снеговику очень нравится у нас на уроке, и он предлагает поиграть в снежки. Я буду бросать вам снежок и произносить открытый слог, а вы мне возвращаете снежок и произносите закрытый слог.
Ас – са
Ос – со
Ус –су
Ыс - сы
- Ребята, скажите, какой звук мы различали?
- А среди чего мы различали звук [с]?
5. «Слоговая дорожка».
- Зимой, когда метет вьюга очень холодно, и чтобы не замерзнуть я предлагаю побегать ручками как ножками.
- Бегать будем указательным и средним пальцем, (на картоне нарисована дорожка из кружков, в каждом из которых написан один из слогов: са, cы, со, су, ас, ос, ус, ыс.) Возьмите дорожку и наступая на кружок со слогом произносишь его.
- Что мы сейчас делали?
IV. Физминутка.
- Молодцы ребята с заданием мы справились! Снеговик предлагают отдохнуть.( Выполняем движения под музыку)
6. Работа с картинками.
- Посмотрите, что Снеговик нам принес?(Снежинки)
- На некоторых снежинках есть картинки.
- Назовите, что изображено на картинках?
Сыр, сок, мясо, кекс, чеснок, рис, сало, колбаса, бусы.
- Какая картинка лишняя? (бусы)
- Почему?
- К какой группе мы можем объединить остальные картинки? (продукты питания)
- Ребята давайте распределим снежинки на сугробы и определим место звука?
- Молодцы! Какое задание выполняли?
- Определяли место звука в слове.
7. Звуковой анализ слова.
- А теперь приготовьте сигналы и выполните звуковой анализ слова БУСЫ.
- Сколько слогов в слове БУСЫ?
- Как вы определили? (2 гласных звука)
- На какой слог падает ударенье?
- Какой 1-ый звук в первом слоге?
- Каким сигналом обозначим?
- Какой 2-ой звук в первом слоге?
- Каким сигналом обозначим?
- Какой 1 звук во втором слоге?
- Каким сигналом обозначим?
- Какой второй звук во втором слоге?
- Каким сигналом обозначим?
- Что мы с вами выполняли?
8.Составление словосочетаний.
- Ребята, давайте научим Снеговика составлять словосочетание.
Например: (какая?) колбаса – вкусная, большая.
(какой?) сыр – вкусный, желтый, твердый.
(какой?) сок – сладкий, вкусный, апельсиновый.
(какой?) кекс – мягкий, сладкий, вкусный.
(какой?) чеснок - горький, маленький, полезный.
(какое?) мясо – красное, сырое.
- Чему мы учили Снеговика, выполняя это задание? (мы учились составлять словосочетания)
V. Итог урока.
- Кто был у нас в гостях?
- С каким звуком мы работали на уроке?
- Какие задания выполняли?
- Оцените свою работу на уроке:
- Кто справился со всеми заданиями, повести снежинку на верхушку елки.
- Если вы затруднялись, чувствовали себя не уверенно повести снежинку ниже.
- Если вам было очень трудно, с заданиями не справились, повести снежинку еще ниже.
- А свою снежинку я повешу на верхушке елки, потому-то мне очень понравилось, как вы работали на уроке.
- Посмотрите, какая нарядная елка получилась. Какой праздник приближается?
- Ребята за вашу хорошую работу на уроке Снеговик дарит – символ наступающего года. Кто знает, какой символ наступающего года?
(магнит « кролика»)
- Спасибо за урок. До свидание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».
Цель: Закрепление правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.Задачи: 1.Коррекционно -образовательные:...
« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».
Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:· Расширять словарный запас·...
Речевой материал для дифференциации звуков Ш-Ж (слоги, слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, скороговорки, игры, стихи, тексты)
Материал для занятий в виде презентации для дифференциации звуков ш-ж....
Автоматизация звука [З] в слогах, словах с прямым слогом
Автоматизация звука [З] в слогах, словах с прямым слогом. Закрепляем произношение звука з в слогах, словах с прямым слогом, помогая медведю собирать малину....
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях. Автоматизация звука в самостоятельной речи. Работа над интонацией
Открытый урок в коррекционной школе для детей с нарушением слухаПодготовила: педагог-сурдолог Байцаева Л.В.г. Владикавказ, 2019 г.Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предло...
"Автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях".
Конспект открытого логопедического занятия...
Подгрупповое логопедическое занятие «Автоматизация звука [к] в слогах, словах, словосочетаниях.»
Цель: организация деятельности обучающихся для формирования умения четко произносить [к] в слогах, словах, словосочетаниях. Коррекционно - педагогические задачи.Дидактические:-актуализирова...