Конспект логопедического занятия с обучающимися 3 класса по коррекции дисграфии
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Конспект логопедического занятия с обучающимися с ОВЗ по коррекции дисграфии.
Тема: Логопедическая – лексико-грамматические категории. Синонимы.
Грамматическая – закрепление знаний о частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.
Цель: Формировать у детей навык подбора подходящих по смыслу синонимов. Закрепить знания о частях речи.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Расширять и актуализировать знания учащихся о синонимах.
- Развивать навыки связного высказывания.
- Развивать слухоречевую память.
- Учить видеть оттенки значений слов.
- Развивать эмоциональное восприятие нового материала.
- Учить дифференцировать понятия на основе выделения их существенных признаков.
- Обогащать словарный запас.
- Развивать пространственное ориентирование.
- Формировать навык самостоятельного построения умозаключений.
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
- Развивать межполушарное взаимодействие.
Образовательные:
- Активизировать знания учащихся в области лексикологии, познакомить с синонимической группой слов.
- Закрепить знания учащихся о частях речи.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес к обучению.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку, к родной культуре, интерес к изучению русского языка.
- Развивать умение работать в команде.
- Формировать самоконтроль, самооценку учащихся.
- Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы.
- Воспитывать умение слушать и слышать обращённую речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sinonimy_3_klass.docx | 59.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с обучающимися
3 класса по коррекции дисграфии
Составила: учитель-логопед Вакулина Е. А.
МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская»
Новосибирск 2023
Тема: Логопедическая – лексико-грамматические категории. Синонимы.
Грамматическая – закрепление знаний о частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.
Цель: Формировать у детей навык подбора подходящих по смыслу синонимов. Закрепить знания о частях речи.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Расширять и актуализировать знания учащихся о синонимах.
- Развивать навыки связного высказывания.
- Развивать слухоречевую память.
- Учить видеть оттенки значений слов.
- Развивать эмоциональное восприятие нового материала.
- Учить дифференцировать понятия на основе выделения их существенных признаков.
- Обогащать словарный запас.
- Развивать пространственное ориентирование.
- Формировать навык самостоятельного построения умозаключений.
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
- Развивать межполушарное взаимодействие.
Образовательные:
- Активизировать знания учащихся в области лексикологии, познакомить с синонимической группой слов.
- Закрепить знания учащихся о частях речи.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес к обучению.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку, к родной культуре, интерес к изучению русского языка.
- Развивать умение работать в команде.
- Формировать самоконтроль, самооценку учащихся.
- Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы.
- Воспитывать умение слушать и слышать обращённую речь.
Оборудование: предметные картинки, таблицы, фланелеграф, лепестки со словами, тексты стихотворений, тексты рассказов, картонный телевизор, экран, компьютер.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед:
«Наши глаза внимательно смотрят,
Наши уши внимательно слушают,
Наши руки и ноги нам не мешают, а помогают».
- Посмотрите, всё ли готово к занятию?
- Речевая разминка. Введение в тему.
«Бураны, вьюги и метели -
Как много с ними канители.
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они».
В.Берестов.
Логопед: - Прочитайте это стихотворение про себя. Прочитайте его «птичьим базаром». Прочитайте выразительно. Прочитайте первую строчку.
Учащиеся последовательно выполняют каждое задание.
Логопед: - Похожи ли эти слова внешне? Правильно, в этих словах мы отмечаем разный набор звуков. Что такое метель? Что такое вьюга? Что такое буран?
Учащиеся последовательно отвечают на каждый вопрос.
Логопед: - Правильно, все эти слова имеют одно и то же значение. А вот как мы будем называть эти слова, попробуем догадаться? Посмотрите на картинку. Как можно назвать мальчиков? (Друзья, приятели, товарищи). И называть мы их будем - слова – «приятели» (синонимы).
На доску вывешивается таблица.
СЛОВА – «ПРИЯТЕЛИ» |
- Знакомство учащихся с синонимами как лексической группой слов.
Логопед: - Ребята, скажите, на какой вопрос отвечают слова «бураны», «вьюги», «метели»? (Что?) Что они обозначают? (Предметы). Верно, слова – «приятели» могут обозначать разные предметы. А сейчас послушайте сказку. На поляне рос дуб. Он был большой, огромный, громадный, гигантский.
На доску вывешивается таблица.
ДУБ БОЛЬШОЙ |
Возле дуба любили собираться звери. Трусливый, боязливый, несмелый – заяц. Таблица.
ЗАЯЦ ТРУСЛИВЫЙ БОЯЗЛИВЫЙ |
Хитрая, плутоватая, лукавая – лиса. Таблица.
ЛИСА ХИТРАЯ ЛУКАВАЯ ПЛУТОВАТАЯ |
Злой, сердитый, коварный – волк. Таблица.
ВОЛК ЗЛОЙ |
Неуклюжий, неловкий, косолапый – медведь. Таблица.
МЕДВЕДЬ НЕУКЛЮЖИЙ |
Они были разные, но дружные. И вот однажды они решили посадить около дуба цветы, но у них ничего не получилось, ведь они не знали слов – «приятелей». Давайте им поможем.
- Гимнастика для глаз.
- Игра «Вырасти цветок».
На фланелеграф вывешиваются сердцевинки цветов.
Учащимся раздаются лепестки, на которых написаны слова:
Крошечное, храбрый, неустрашимый, бесстрашный, ледяная, мужественный, отважный, мёрзлая, небольшое, холодная, карликовое, ледяная, мизерное.
Учащимся необходимо правильно приложить лепестки к сердцевине цветка, т.е. правильно подобрать синонимы.
- Поляна получилась красивая, чудесная, прекрасная, живописная. Таблица.
ПОЛЯНА КРАСИВАЯ |
На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой? Какая? Какое?) Что обозначают слова, отвечающие на эти вопросы? (Признак предмета).
Слова – «приятели» могут обозначать признак предмета.
- Работа с текстом.
Логопед: Зверям понравилась поляна, и они стали радоваться.
Звери радовались. Радовался заяц. Радовалась лиса. Волк радовался. Медведь радовался. Все были рады.
Логопед: Прочитайте текст. Понравился ли он вам? Почему? Замените слова на синонимы, пользуясь словами для справок: ликовал, торжествовала, веселился, восхищался, на седьмом небе. Прочтите текс, который у вас получился.
Звери радовались. Ликовал заяц. Торжествовала лиса. Волк веселился. Медведь восхищался. Все были на седьмом небе.
Логопед: - На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делал?) Что обозначают слова, отвечающие на вопрос «Что делать? Что сделать?» (Действие предмета). Значит, слова - «приятели» могут обозначать действия предметов.
- Для чего нужны синонимы? (Синонимы нужны для того, чтобы точнее, ярче и выразительнее была наша речь).
- Игра «Закрась нужный прямоугольник».
Подберите слова – «приятели» к тем, которые записаны в цветных прямоугольниках и закрасьте их нужным цветом.
Большой | трусливый | пугливый | огромный |
Боязливый | гигантский | громадный | несмелый |
Бой | солдат | сеча | сражение |
Воин | битва | боец | поединок |
- Игра «Телевизор».
- А сейчас мы будем смотреть телевизор, и подбирать слова – «приятели» к изображённым предметам. Вы должны правильно назвать предмет и найти к нему синоним.
На доску вывешивается картонный телевизор, и поочерёдно выставляются предметные картинки: конь, гиппопотам, прут, школьник, пёс, приятель, кочет, заяц.
- Игра «Найди пару».
- Подберите к словам из левой колонки синонимы из правой. Запишите их парами в тетрадь.
Алфавит Аккуратный
Красный Пламя
Огонь Скакать
Шалун Печальный
Чистый Кидать
Грустный Алый
Лошадь Конь
Прыгать Озорник
Бросать Азбука
- Игра – соревнование «Кто быстрее и правильнее».
Логопед: - Чья команда быстрее и правильнее выполнит задание. Прочитайте тексты и подчеркните слова синонимы. Какой частью речи являются? Докажите.
Пришла зима. Выпало много снегу. Дети выбежали на улицу. Малыши катались на санках. Ребята постарше бегали на лыжах или на коньках. Весело детворе зимой.
«Мы с приятелем вдвоём
Дружно, весело живём.
Я иду… и он шагает,
Я смеюсь, хохочет он.
Если мне грустить придётся
Он печалится со мной».
- Коллективная работа «Найди недостатки в тексте».
Логопед: - Рассмотрите картинку на экране, прочитайте рассказ. Какие недостатки заметили? С помощью синонимов исправьте рассказ.
На опушке леса показался медведь. Он подошёл к зарослям малины и стал лакомиться ягодами. Вдруг он застыл на мгновение. Затем он бросился назад, в лес.
(Зверь, косолапый, Топтыгин)
- Итог занятия.
Логопед: - С какими словами познакомились? Для чего нужны синонимы? Что понравилось? Выразите своё настроение смайликами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация З-З\'-Ж"
На занятии применяются различные виды речевой деятельности: чтение, называние картинок, ответы на вопросы, самостоятельная речь. Для обогащения словаря и развития логического мышления используются заг...
Конспект логопедического занятия во 2 классе
Тема занятия: " Дифференциация слов-предметов,признаков,действий"...
Дифференциация звуков с-сь . конспект логопедического занятия для 1 класса
Надеюсь пригодится материал. На практике в школе дети хорошо работали...
Конспект логопедического занятия в 1 классе по автоматизации звука Р в предложениях.
Предлагаемое занятие по коррекции звукопроизношения у детей первого класса построено в едином игровом сюжете, призванного активизировать и обогатить словарь, развить их творческие способности, повысит...
Конспект логопедического занятия в 1 классе по теме"Дифференциация звуков Ж-З"
Предлагаю вашему вниманию конспект логопедического занятия по теме:"Дифференциация звуков Ж-З" для обучающихся 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звук и буква Ш"
Предлагаю конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме "Звук и буква Ш"...