Конспект группового логопедического занятия в 1 классе ЗПР 7.2 по теме: “Домашние птицы”. Лексическая тема «Домашние птицы».
план-конспект урока по логопедии

Халтурина Анна Анатольевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_domashnie_ptitsy_1_klass_zpr.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе ЗПР 7.2 по теме: “Домашние птицы”.

 Лексическая тема «Домашние птицы».

Цель:  Совершенствование навыка словообразования через лексическую тему «Домашние птицы»

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • Систематизировать представления учащихся о домашних птицах, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.
  • Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать звукоподражательные глаголы, существительные в единственном и множественном числе, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками.
  • Формирование умения образовывать прилагательные от других частей речи.

Коррекционно – развивающие:

  • Развитие слухового, зрительного внимания, мышления, памяти сообразительности,  понимания речи.
  • Развивать навык развёрнутого высказывания, через ответ на вопрос.
  • Активизировать и обогащать словарь обучающихся.
  • Развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания.
  • Совершенствование навыка анализа слова и предложения.

        Коррекционно - воспитательные

  • Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.

Оборудование: картинки с изображением домашних птиц (курицы, петуха, цыплят, гуся, гусыни, гусят, утки, утят, индюка, индюшки, индюшат); разрезные картинки  петуха, лисы, гуся, индюка; части тела птиц: крыло утки, шея гуся, лапы курицы; картинка с  изображением девочки Маши; картина птичьего двора; кассы букв; схемы предложений; наборное полотно, фишки для звуковой дорожки;  схема алгоритма выделения ударного звука, индивидуальные карточки

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте!   Ребята, перед вами лежат части разрезанной картинки. Давайте соберём её?  (уч-ся собирают каждый свою картинку)

- Кто получился? (петух, лиса, индюк, гусь)

- Посмотрите, какая картинка лишняя?   (лиса) 

- Почему?   (т.к. она относится к диким животным)

- А как назвать остальных птиц одним словом?  (домашние)

- Почему эти птицы называются «домашними»? (они живут рядом с человеком, человек ухаживает за ними)

- А где можно увидеть домашних птиц?  ( в деревне)

- А каких домашних птиц вы ещё знаете? (курица)

2. Сообщение темы занятия

- Сегодня мы будем говорить о домашних птицах.  

- Где живут птицы?  (на птичьем дворе)

- Ребята,  как называют человека, который ухаживает за птицами? (птичник)

- Правильно. А я знаю девочку  Машу, она очень любит ухаживать за птицами.. Скажу вам по секрету,  Маша очень любит стихи. Давайте расскажем про Машу стишок.

3. Работа над речевым дыханием.

- Ша-ша-ша наша Маша хороша.

- Этот стишок можно рассказывать тихо, громко, шепотом. Можно весело. Можно удивлённо.

4. Работа по теме занятия

- Молодцы! Ребята, а как  Маша ухаживает за птицами? (кормит, поит, убирает)

- А из чего едят птицы? (из кормушки)

-  Что едят птицы? (специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

- Посмотрите внимательно, каких птиц мы здесь встретили? (петуха, курицу, гуся, утку, индюка)

- Назовите части тела  петуха. (уч-ся показывает на картинке и проговаривает: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

- А где находится голова у петушка? (спереди)

- А хвост? (сзади)

- А туловище? (посередине)

- А лапки? (внизу)

- А как разговаривает петух?  (кукарекает)

- А курица? (квохчет, кудахчет)

- А утка? (крякает)

- А гусь? (шипит)

- А индюк? (болобочет)

- Ребята, давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы.

- У петуха..   (курица-цыплёнок)  -  Показываю картинку.

- А если их много? (цыплята) 

- А как ласково можно назвать цыплёнка? (цыплёночек) 

- У гуся..(гусыня-гусёнок) А если их много? (гусята) А как ласково можно назвать гусёнка? (гусёночек)

- У индюка…(индюшка-индюшонок)  А если их много? (индюшата) А как ласково можно назвать индюшонка? (индюшоночек)

4. Пальчиковая гимнастика.

- Ребята утята, решили погулять.

- Приготовили пальчики: (поочерёдно сгибаем пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибаем и разгибаем пальцы обеих рук)

Первый, второй – шли утята.

Третий, четвёртый – за водой.

А за ними плёлся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал

А девятый всех догнал,

А десятый испугался.

Громко – громко запищал:

- Пи-пи-пи!

- Не пищи, поищи!

- Молодцы!

5. Работа по теме занятия

Игра «Что было сначала?

- Ребята, давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур. (уч-ся выкладывают последовательно картинки, результат проговаривают)   -  НАСЕСТ-ГНЕЗДО-ЯЙЦО-ПТЕНЕЦ.

-Молодцы!

Игра «Подбери признак»

- Посмотрите, какие красивые домашние птицы вырастают из птенцов  

- У петуха бородка какая? (красная) Значит петух какой? (краснобородый)

- У гуся шея какая? (длинная) Значит гусь какой? (длинношеий)

- У утки клюв какой? (красный) Значит утка  какая? (красноклювая)

- Ребята, у гуся шея длинная, а у курицы… (короткая)

- Гусь гогочет громко, а шипит… (тихо)

- У петуха хвост длинный, а у утки..  (короткий)

- Индюшонок маленький, а индюк… (большой)

6. Физминутка

Вышла курочка-хохлатка,   (уч-ся по кругу иду за педагогом)

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко!»

Не ходите далеко!

На скамейке у дорожки  (уч-ся садятся на корточки, руки прикладывают к щеке, глаза закрыты)

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает       (затем глаза открывают, встают, пальцы рук, сцепляя в замок)

И цыпляток догоняет!

Дидактическая игра «Чей, чьё, чьи»

- Молодцы! Садитесь на места.

- Ребята, посмотрите домашние птицы растеряли свои части тела, давайте определим, чьи они.

- Чей это хвост?  (петушиный)

- Чьи лапы?   (куриные)

-  Чья шея? (гусиная)

Чьё крыло? (утиное)

- Чья голова? (индюшачья)

Дидактическая игра «Помощники»

- Молодцы! А теперь давайте поможем птичнице Маше. Давайте вспомним все действия со словом «кормить»   (покормить, накормить, перекормить, закормить, выкормить)

- Посмотрите ребята, домашние птицы поели и заважничали, захвастались друг перед другом.

Знакомство с крылатым выраженем «Ходить гоголем».

-  Гоголь-это дикая птица –которая очень важно ходит задрав голову. Так вот таких важноходящих людей- иногда называют – гоголем ходит.

- А давайте посмотрим, как птицы хвастаться начали друг перед другом.

- У петуха стал не голос, а голосище.

- У индюка, не хвост, а …(хвостище)

- У утки не лапы, а …(лапищи)

- У курицы не крыло, а.. (крылище)

 - У гуся не шея, а…(шеища)

- У индюка не клюв, а… (клювище)

- Молодцы!

7. Анализ предложения

- А сейчас давайте составим предложение со словами «Маша и петух».  ( Маша смотрит на петуха.) 

- А если добавить слово «индюк».  ( Маша смотрит на петуха и индюка.)

- Кто смотрит на петуха и индюка?  (Маша)

- Что делает Маша?   (смотрит на петуха и индюка)

- Выложите схему предложения.

8. Работа с карточками индивидуальными карточками (профилактика дисграфии)

-  Сейчас вы поработаете с карточками. Все буквы и – обвести в кружок, а все буквы у- зачеркнуть.

9.Итог

- Ну вот и подошло к концу наше занятие.

- Ребята о каких птицах мы сегодня говорили? (о домашних)

- Каких птиц называют домашними? (которые живут рядом с человеком, человек ухаживает за ними)

- Полезны ли для человека домашние птицы? (полезны)

- Чем? (они дают мясо, перо, пух, яйца)

- Ребята, а как нужно заботиться о домашних птицах?  (ухаживать за ними, кормить, убирать)

- Молодцы!  А сейчас поднимите тот жетон, которым вы оцениваете сегодняшнее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».

Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...

Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"

Цель:   Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть колич...

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

Конспект группового логопедического занятия во 2 классе «Слова, обозначающие предметы. Домашние птицы.»

Конспект группового  логопедического занятия во 2 классе «Слова, обозначающие предметы. Домашние птицы.»...