Конспект группового логопедического занятия по теме "Птицы"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Данное занятие разработано для младшего школьного возраста, обучающихся с ОВЗ. Выбор темы обувлен тем, что словарный запас ограничен обиходно-бытовой тематикой. Целесообразно проводить ео после изучениея лексических тем "Зима" и "Птицы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 127.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат № 14"
(КГКОУ ШИ 14)
Конспект логопедического занятия «Птицы»
4 класс
Составитель:
учитель-логопед:
Шангареева Ольга Борисовна
г. Амурск
2023 год
Конспект логопедического занятия «Птицы»
Цель: формирование и активизация словарного запаса у обучающихся по теме «Птицы».
Задачи:
- способствовать эмоциональному настрою обучающихся на работу через использование психогимнастики «Птицы»
- актуализировать знания обучающихся по теме «Птицы»;
- сформулировать тему занятия и определить цель занятия;
- формировать полноценные представления у обучающихся о повадках птиц;
- обогащать словарь обучающихся по теме «Птицы»;
- учить обучающихся находить и выделять названия частей тела;
- развивать у обучающихся представление о питании птиц в зимний период;
- способствовать снижению эмоционального напряжения и поддержать работоспособность обучающихся через использование физминутки;
- контроль усвоения темы занятия путём выполнения задания на классификацию птиц;
- осуществлять дифференцированный подход к заданию по уровню сложности через классификацию птиц.
- инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками;
- воспитывать уважительное чувство к природе;
- овладевать социально-бытовыми умениями.
Оборудование: предметные картинки, контурное изображение птицы, мяч, увеличенная фотография пера, замка-молнии.
Планируемые результаты:
- Личностные результаты:
- умение активно включаться в общеполезную социальную деятельность, оценивать свою работу.
- Метапредметные результаты:
- Регулятивные:
- умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
- Познавательные:
- умение отличать новое от уже известного с помощью учителя-логопеда; обобщать и классифицировать предметы по признакам; действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
- Коммуникативные:
- умение вступать в контакт и работать в коллективе, соблюдать нормы общения.
- Предметные результаты:
- иметь представление о птицах... повадках, чем питаются, как подают голос и т.д.
- Коррекционные результаты:
- сформированность лексической системности; умение правильно употреблять лексические понятия.
- Оргмомент
- Настрой на занятие.
Психогимнастика «Птицы»
Учитель-логопед:
Ребята, здравствуйте, я сегодня утром нашла волшебную палочку. Сейчас я взмахом волшебной палочки превращу вас в птиц. А в каких вы будете отгадывать и подавать голос так же как они.
Утка – кря-кря-кря.
Кукушка – ку-ку-ку.
Гусь – ш-ш-ш-ш-ш-ш
Петух – кукареку.
Молодцы к занятию готовы.
Глазки смотрят.
Ушки слышат.
Руки пишут.
- Знакомство с темой
- Актуализация знаний.
Отгадайте загадку
Учитель-логопед:
Ребята, отгадайте загадки.
Красные лапки, длинная шея,
щиплет за пятки,
беги без оглядки.
(Гусь)
Как зовут почтальона,
которому адреса не пишут
и на словах не говорят,
а он всё-таки
письмо доставляет?
(Голубь)
Чёрная заплатка
и серая заплатка
на берёзе скачут.
(Ворона)
Учитель-логопед:
Молодцы ребята правильно, каким общим словом можно объединить отгадки?
Обучающиеся: птицы.
Учитель-логопед:
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем разговаривать на занятии? Предположите тему.
- Сообщение темы занятия, целеполагание.
Обучающиеся: мы сегодня будем говорить о птицах?
Учитель-логопед:
Чтобы вам хотелось узнать о них?
Ответы детей
Учитель-логопед:
Я предлагаю составить план, по которому мы будем заниматься. На доске вывешивается план.
План:
- Кто такие птицы
- Части тела
- Чем покрыто?
- Название птенцов
- Чем питаются
Учитель-логопед:
Что мы сейчас с вами сделали?
Обучающиеся:
Составили план.
Учитель-логопед:
Зачем?
Обучающиеся:
Чтобы по нему заниматься. Он будет помощником.
- Работа по теме
Учитель-логопед:
- ребята, что вы знаете о птицах? (ответы детей)
Я предлагаю вам, составить схему-подсказку, чтобы вам помогла рассказать о птицах.
На доске вывешивается слово
ПТИЦЫ
Учитель-логопед:
- ребята, я предлагаю вам не писать слова, а заменить их символами.
ПТИЦЫ, которые остаются зимовать здесь называются …..?
Ответы детей ЗИМУЮЩИЕ
Учитель-логопед:
Молодцы, от какого слова произошло ЗИМУЮЩИЕ (зима)
Чем покрыта земля зимой?
Снегом.
Ребята, снег – это много-много чего?
Обучающиеся:
Снежинок
Учитель-логопед:
Правильно, каким символом можно обозначить?
Обучающиеся:
СНЕЖИНКА.
Учитель-логопед:
От слова птицы рисуем стрелку влево и около нее рисуем СНЕЖИНКУ
А те птицы, которые улетают на юг?
Обучающиеся:
ПЕРЕЛЕТНЫЕ
Учитель-логопед:
А на юге тепло и светит солнышко
Символ СОЛНЦЕ. Стрелочка вправо рисуем солнце
Молодцы ребята, продолжаем.
Учитель-логопед:
Птицы, которые живут самостоятельно и сами заботятся о себе.
Обучающиеся:
ДИКИЕ
Учитель-логопед:
Где живут дикие птицы?
Обучающиеся:
В лесу, поле.
Учитель-логопед:
Каким символом можно обозначить слово ЛЕС? дерево (ЕЛЬ)
Рисуем елку
Учитель-логопед:
Птицы, которые живут с человеком, и он о них заботится
Как они называются?
Обучающиеся:
ДОМАШНИЕ
Символ дом
Учитель-логопед:
Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
Что мы сейчас с вами делали?
Обучающиеся:
Составляли схему.
Учитель-логопед:
Зачем она нужна?
Обучающиеся:
Рассказать о птицах.
Учитель-логопед:
Что мы с вами узнали про них?
Ответы детей.
- Классификация.
Учитель-логопед:
ребята, мы свами составили схему о птицах, теперь распределите птиц по группам, которые мы составили.
Ласточка, воробей, курица, сова.
Учитель-логопед:
Ребята, кто может нарисовать птицу?
Нарисуйте ее на обратной стороне карточки.
Учитель-логопед:
Ответили мы на 1 пункт плана?
Обучающиеся: Да.
Переходим ко 2 пункту.
- Части тела.
У детей на столах контурные изображения птиц.
Учитель-логопед:
ребята, я называю вам часть тела птицы, покажите ее и обведите по конуру и подпишите название.
Шея, туловище, крылья, хвост, голова, клюв.
Дети по инструкции учителя-логопеда выполняют задание.
Учитель-логопед:
Что мы сейчас с вами делали?
Обучающиеся:
Обводили птиц по контуру и называли части тела птиц.
Учитель-логопед:
Зачем?
Обучающиеся:
Чтобы запомнить, части тела.
Ответили мы на 2 пункт плана?
Можем переходить к 3 пункту
- Лети перышко.
Учитель-логопед:
Ребята, чем покрыто тело птицы?
Ответы детей.
Правильно, перьями. Давайте, мы его внимательно рассмотрим.
А вы знаете, что человек придумал, глядя на перо?
Обучающиеся:
Нет.
Учитель-логопед:
Он заметил, что мелкие волоски переплетены между собой. И он придумал замок-молнию на нашей одежде.
Учитель-логопед:
Ответили мы на 3 пункт плана?
Обучающиеся:
Да.
Переходим к 4 пункту.
Вы, наверное, устали, ну тогда все дружно встали.
Физминутка
Учитель-логопед называет птицу и бросает мяч ребенку, он называет птенца и возвращает его обратно.
Курица – цыпленок
Утка – утенок
Гусь – гусенок
Орел – орленок
Страус - страусенок
Учитель-логопед:
Ну что, ребята вот и повторили названия птенцов.
Ответили мы на 4 пункт плана?
Обучающиеся:
Да.
Учитель-логопед:
Переходим к 5 пункту.
- Помоги птицам.
Учитель-логопед:
Ребята, чем же питаются птицы? Птицы питаются насекомыми, ягодами, семенами. А с приходом холодов перелётные улетают в теплые края, и остаются на зимовку зимующие птицы. Как вы думаете, им зимой хватает корма?
Как можно им помочь?
Ответы детей.
Правильно, можно сделать кормушки, насыпать крупы, хлебных крошек, кусочек свежего сала.
Вот и ответили на все пункты плана. Справились мы с заданием?
- Итог занятия
- Рефлексия
Учитель-логопед:
Что нового узнали на занятии? Понравилось или нет... Чему вы научились?
Закончите предложение
Было интересно _____________________
Было не интересно ___________________
Сегодня я узнал (а) ______________
Домашнее здание
Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «Птичий двор»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"
представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...
"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"
представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...
"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"
конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...
Конспект группового логопедического занятия с учениками 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида с СНР средней степени по теме: «Зимующие птицы».
Закрепление навыка диалогической речи, обогащение словарного запаса по теме "Зимующие птицы"....
Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».
Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...
Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.
Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....