Конспект группового логопедического занятия по теме "Птицы"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Ольга Борисовна Шангареева

Данное занятие разработано для младшего школьного возраста, обучающихся с ОВЗ. Выбор темы обувлен тем, что словарный запас ограничен обиходно-бытовой тематикой. Целесообразно проводить ео после изучениея лексических тем "Зима" и "Птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx127.53 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат № 14"

(КГКОУ ШИ 14)

Конспект логопедического занятия «Птицы» 

4 класс

Составитель:

учитель-логопед:

Шангареева Ольга Борисовна

г. Амурск

2023 год

Конспект логопедического занятия «Птицы»

Цель: формирование и активизация словарного запаса у обучающихся по теме «Птицы».

Задачи:

  • способствовать эмоциональному настрою обучающихся на работу через использование психогимнастики «Птицы»
  • актуализировать знания обучающихся по теме «Птицы»;
  • сформулировать тему занятия и определить цель занятия;
  • формировать полноценные представления у обучающихся о повадках птиц;
  • обогащать словарь обучающихся по теме «Птицы»;
  • учить обучающихся находить и выделять названия частей тела;
  • развивать у обучающихся представление о питании птиц в зимний период;
  • способствовать снижению эмоционального напряжения и поддержать работоспособность обучающихся через использование физминутки;
  • контроль усвоения темы занятия путём выполнения задания на классификацию птиц;
  • осуществлять дифференцированный подход к заданию по уровню сложности через классификацию птиц.
  • инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • воспитывать уважительное чувство к природе;
  • овладевать социально-бытовыми умениями.

Оборудование: предметные картинки, контурное изображение птицы, мяч, увеличенная фотография пера, замка-молнии.

Планируемые результаты: 

  • Личностные результаты:
  • умение активно включаться в общеполезную социальную деятельность, оценивать свою работу.
  • Метапредметные результаты:
  • Регулятивные:
  • умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
  • Познавательные:
  • умение отличать новое от уже известного с помощью учителя-логопеда; обобщать и классифицировать предметы по признакам; действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
  • Коммуникативные:
  • умение вступать в контакт и работать в коллективе, соблюдать нормы общения.
  • Предметные результаты:
  • иметь представление о птицах... повадках, чем питаются, как подают голос и т.д.
  • Коррекционные результаты:
  • сформированность лексической системности; умение правильно употреблять лексические понятия.

  1. Оргмомент
  1. Настрой на занятие.

Психогимнастика «Птицы»

Учитель-логопед:

Ребята, здравствуйте, я сегодня утром нашла волшебную палочку. Сейчас я взмахом волшебной палочки превращу вас в птиц. А в каких вы будете отгадывать и подавать голос так же как они.

Утка – кря-кря-кря.

Кукушка – ку-ку-ку.

Гусь – ш-ш-ш-ш-ш-ш

Петух – кукареку.

Молодцы к занятию готовы.

Глазки смотрят.

Ушки слышат.

Руки пишут.

  1. Знакомство с темой
  1. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку

Учитель-логопед:

Ребята, отгадайте загадки.

Красные лапки, длинная шея,

щиплет за пятки,

беги без оглядки.

                           (Гусь)

Как зовут почтальона,

которому адреса не пишут

и на словах не говорят,

а он всё-таки

письмо доставляет?

                               (Голубь)

Чёрная заплатка

и серая заплатка

на берёзе скачут.

                           (Ворона)

Учитель-логопед:

Молодцы ребята правильно, каким общим словом можно объединить отгадки?

Обучающиеся: птицы.

Учитель-логопед:

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем разговаривать на занятии? Предположите тему.

  1. Сообщение темы занятия, целеполагание.

Обучающиеся: мы сегодня будем говорить о птицах?

Учитель-логопед:

Чтобы вам хотелось узнать о них?

Ответы детей

Учитель-логопед:

Я предлагаю составить план, по которому мы будем заниматься. На доске вывешивается план.

План:

  • Кто такие птицы
  • Части тела
  • Чем покрыто?
  • Название птенцов
  • Чем питаются

Учитель-логопед:

Что мы сейчас с вами сделали?

Обучающиеся:

Составили план.

Учитель-логопед:

Зачем?

Обучающиеся:

Чтобы по нему заниматься. Он будет помощником.

  1. Работа по теме

Учитель-логопед:

- ребята, что вы знаете о птицах? (ответы детей)

Я предлагаю вам, составить схему-подсказку, чтобы вам помогла рассказать о птицах.

На доске вывешивается слово

ПТИЦЫ

Учитель-логопед:

- ребята, я предлагаю вам не писать слова, а заменить их символами.

ПТИЦЫ, которые остаются зимовать здесь называются …..?

Ответы детей ЗИМУЮЩИЕ

Учитель-логопед:

Молодцы, от какого слова произошло ЗИМУЮЩИЕ (зима)

Чем покрыта земля зимой?

Снегом.

Ребята, снег – это много-много чего?

Обучающиеся:

Снежинок

Учитель-логопед:

Правильно, каким символом можно обозначить?

Обучающиеся:

СНЕЖИНКА.

Учитель-логопед:

От слова птицы рисуем стрелку влево и около нее рисуем СНЕЖИНКУ

А те птицы, которые улетают на юг?

Обучающиеся: 

ПЕРЕЛЕТНЫЕ

Учитель-логопед:

А на юге тепло и светит солнышко

Символ СОЛНЦЕ. Стрелочка вправо рисуем солнце

Молодцы ребята, продолжаем.

Учитель-логопед:

Птицы, которые живут самостоятельно и сами заботятся о себе.

Обучающиеся:

ДИКИЕ

Учитель-логопед:

Где живут дикие птицы?

Обучающиеся:

В лесу, поле.

Учитель-логопед:

Каким символом можно обозначить слово ЛЕС?  дерево (ЕЛЬ)

Рисуем елку

Учитель-логопед:

Птицы, которые живут с человеком, и он о них заботится

Как они называются?

Обучающиеся:

ДОМАШНИЕ

Символ дом

C:\Users\в\YandexDisk\Скриншоты\2022-12-12_16-12-16.png

Учитель-логопед:

Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Что мы сейчас с вами делали?

Обучающиеся:

Составляли схему.

Учитель-логопед:

Зачем она нужна?

Обучающиеся:

Рассказать о птицах.

Учитель-логопед:

Что мы с вами узнали про них?

Ответы детей.

  1. Классификация.

Учитель-логопед:

ребята, мы свами составили схему о птицах, теперь распределите птиц по группам, которые мы составили.

Ласточка, воробей, курица, сова.

Учитель-логопед:

Ребята, кто может нарисовать птицу?

Нарисуйте ее на обратной стороне карточки.

Учитель-логопед:

Ответили мы на 1 пункт плана?

Обучающиеся: Да.

Переходим ко 2 пункту.

  1. Части тела.

У детей на столах контурные изображения птиц.

Учитель-логопед:

ребята, я называю вам часть тела птицы, покажите ее и обведите по конуру и подпишите название.

Шея, туловище, крылья, хвост, голова, клюв.

Дети по инструкции учителя-логопеда выполняют задание.

Учитель-логопед:

Что мы сейчас с вами делали?

Обучающиеся:

 Обводили птиц по контуру и называли части тела птиц.

Учитель-логопед:

Зачем?

Обучающиеся:

Чтобы запомнить, части тела.

Ответили мы на 2 пункт плана?

Можем переходить к 3 пункту

  1. Лети перышко.

Учитель-логопед:

Ребята, чем покрыто тело птицы?

Ответы детей.

Правильно, перьями. Давайте, мы его внимательно рассмотрим.

Раскраска перо скачать и распечатать в 2022 г | Перо, Перо искусство,  Рисунок пера

А вы знаете, что человек придумал, глядя на перо?

Обучающиеся:

Нет.

Учитель-логопед:

Он заметил, что мелкие волоски переплетены между собой. И он придумал замок-молнию на нашей одежде.

Zipper Coloring Page - Ultra Coloring Pages

Учитель-логопед:

Ответили мы на 3 пункт плана?

Обучающиеся:

Да.

Переходим к 4 пункту.

Вы, наверное, устали, ну тогда все дружно встали.

Физминутка

Учитель-логопед называет птицу и бросает мяч ребенку, он называет птенца и возвращает его обратно.

Курица – цыпленок

Утка – утенок

Гусь – гусенок

Орел – орленок

Страус - страусенок

Учитель-логопед:

Ну что, ребята вот и повторили названия птенцов.

Ответили мы на 4 пункт плана?

Обучающиеся:

Да.

Учитель-логопед:

Переходим к 5 пункту.

  1. Помоги птицам.

Учитель-логопед:

Ребята, чем же питаются птицы?  Птицы питаются насекомыми, ягодами, семенами. А с приходом холодов перелётные улетают в теплые края, и остаются на зимовку зимующие птицы. Как вы думаете, им зимой хватает корма?

Как можно им помочь?

Ответы детей.

Правильно, можно сделать кормушки, насыпать крупы, хлебных крошек, кусочек свежего сала.

Вот и ответили на все пункты плана. Справились мы с заданием?

  1. Итог занятия
  1. Рефлексия

Учитель-логопед:

Что нового узнали на занятии? Понравилось или нет... Чему вы научились?

Закончите предложение

Было интересно _____________________

Было не интересно ___________________  

Сегодня я узнал (а) ______________

Домашнее здание

Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «Птичий двор»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"

представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».

Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...

Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....