Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация с-з"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Евсеенко Юлия Анатольевна

Материал предназначен для обучающихся с НИР (вариант 1) с нарушением письменной речи по типу дисграфия.  Логопедическое занятие построено с использованием здоровьесберегающей технологией (применением нейропсихологических приемов). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия во 2 классе.

Тема. Дифференциация [з]-[с] в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цель: различение звуков [з]-[с] на уровне словосочетания, предложения и тексте в устной и письменной речи.

Задачи:

Обучающие: закреплять знания детей о звуках [з]-[с]; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; закрепить знания о правописании собственных имен существительных и названия весенних месяцев; учить работать с деформированным текстом.  

Коррекционно-развивающая: корригировать и развивать связную устную речь через речевые упражнения; развивать зрительное восприятие и внимание; развивать самоконтроль, переключение внимания, межполушарные связи через выполнение упражнений «Алфавит», кинезиологических упражнений.

Воспитательная: воспитывать самоконтроль при выполнении ряда заданий.

Тип занятия: систематизация и обобщение знаний и умений.

Оборудование: план-карта путешествия в Цветочный город, карточки с заданиями, лепестки зеленого и красного цвета для рефлексии, рабочие тетради; ноутбук.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

- Ребята, посмотрите на солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в своё сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте друг другу, своему учителю хорошего настроения, радости, успехов!

1.  Введение в тему урока. Выполним нейро-упражнение и настроим наш мозг на работу (дети выполняют нейро-упражнение «Алфавит» (цветной алфавит)

- На работу мы настроились, можно приступать к работе. На доске вы видите буквы, но часть их стерлась. Нужно их дописать и назвать получившиеся буквы (нейро-упражнение «Допиши букву»)

https://helpiks.su/imgart/baza1/7159725916578.files/image011.jpghttps://helpiks.su/imgart/baza1/7159725916578.files/image011.jpg

2. Актуализация знаний.

- Какие буквы получились?

- Какие звуки они обозначают?

- Дайте характеристику звуку [с] [с]-согласный, глухой, твердый, мягкий).

- Дайте характеристику звуку [з] ([з]-согласный, звонкий, твердый, мягкий).

- Кто сможет сказать, почему именно эти буквы?

Итак, сегодня на занятии мы продолжим дифференцироватьзвуки и буквы [з] и [с] на слух и во время письма.

II. Основная часть. Работа по теме занятия.

Каллиграфическая минутка (работа в тетрадях).

- Сейчас вспомним написание строчных и прописных букв эс и зэ. Для начала приготовим наши пальчики. Выполним пальчиковую гимнастику «Март» с применением кинезиологических упражнений.

Месяц март и тает снег

Ручейки пустились в бег

(чередование положения рук – «Кулак-ладонь»)

Солнце ласковей и выше,

Падают сосульки с крыши.

(«Колечки» - выполняем обеими руками.

Начинаем с указательного пальца)

И сугробы потемнели,

Песни капельки запели.

(Чередование положений рук – веер-пальцы вместе»)

В гости к нам пришла она

Красна-девица весна.

(Соединяем большие пальцы, указательные, средние, безымянные и мизинцы по очереди обеих рук одновременно)

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Какое сейчас время года?

- Назовите весенние месяцы по порядку?

-   Сейчас какой месяц?

- Правильно, откройте тетради, запишите число.

В тетрадях вам дан показ написания букв, выполните его.

- Итак, написание каких букв повторили?         

- Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправимся в путешествие по городу, название которого вы без труда сможете отгадать, если посмотрите на доску (на доске план путешествия).

- Правильно, мы с вами отправимся в Цветочный город. Путешествовать мы с вами будем ни одни, чтобы узнать с кем, отгадайте загадку.

Шляпа голубая,

Желтые штанишки,

В городе Цветочном –

Главный хвастунишка.

Рифмовать пытался

Коротышка этот,

Только вот не стал он

Истинным поэтом.

Много приключений

С ним происходило,

Но признаться стоит,

Этот мальчик милый.

Кто же это?

Отгадай-ка!

Малыша зовут …. (Незнайка)

- Правильно, это Незнайка.

- Итак, отправляемся в гости к обитателям Цветочного города, а поможет нам в этом Незнайка. Наш путь начнется от домика Знайки, зайдем в мастерскую Винтика и Шпунтика, заглянем в гости к Торопыжке. И наконец, мы попадем на поляну сказок и развлечений. Там и закончится наше развлечение.

 - Итак, все готовы? Тогда смелее в путь!        

- Вот мы и подошли к домику Знайки. Чем он так увлечен?

Посмотрите, малыш составляет из слов словосочетания. Помогите Знайке: соедините подходящие по смыслу слова из левого столбика со словами из правого столбика цветными линиями.

Задание 1. Записать получившиеся словосочетания по образцу: морозный воздух.  Подчеркните буквы З-С: з –подчеркиваете двумя чертами, с – одной чертой.

МОРОЗНЫЙ                               ПУСТЫНЯ

ВЕСЕЛЫЙ                                   ЗАБОРЫ

ИНТЕРЕСНАЯ                            СМЕХ

ЗВОНКАЯ                                    ИГРА

ПОЛОСАТАЯ                              ПЕСНЯ

ВЫСОКИЕ                                   ВОЗДУХ

ЗНОЙНАЯ                                    ЗЕБРА

- Давайте проверим, что у вас получилось (ответы детей)

- Кому задание показалось трудным, возьмите красный лепесток. Кому было легко выполнять задание, возьмите зеленый лепесток.

В конце нашего занятия мы посмотрим, какие цветы у вас получились.

Знайка очень рад, что вы помогли ему составить словосочетания. Он решил вас проводить до мастерской Винтика и Шпунтика. Винтик и Шпунтик работают в своей мастерской. Они ремонтируют слова. Незнайка хотел помочь им, но все перепутал. Посмотрите, что у них получилось!

Задание 2. Исправьте ошибки (устно)

Сабавный сверёк                          букет кразных рос

Выгрусилипезок                           вясанкахворозта

Знежные занозы                            рузая коза          

(после выполнения задания дети берут по лепестку и выкладывают цветок)

- Коротышки устали и решили передохнуть.

Физкультминутка «Вы, наверное, устали?»

(Выполнение движений вслед за учителем.)

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Отдохнули и продолжаем свое путешествие по Цветочному городу. Около реки встретились с Торопыжкой, который не может с закончить предложения.

 Задание 3. Прочитай предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова.

У Зои разболелся                                (суп, зуб)

Бабашка сварила вкусный

У Зины длинная                                 (коза, коса)

В огород забрела

-  Запишите предложения правильно. Подчеркните буквы: зэ – двумя чертами, эс – одной чертой.

(после выполнения задания дети берут по лепестку и выкладывают цветок)

- Вот мы и дошли до Сказочной поляны. Давайте послушаем рассказы Волшебного леса. Но листочки разлетелись, и рассказ рассыпался. Поможем коротышкам.

Задание 4. (работа в карточках). Работа с деформированным текстом.

- Прочитайте предложения и расставьте их по порядку так, чтобы получился рассказ.

Зоя гуляла в саду.

Оса укусила девочку.

На березе были осы.

Мама увела дочку из сада домой.

В саду были березы.

Зоя села под березой.

Девочка заплакала.

- Давайте проверим.  (сравнение с эталоном).

- У кого также, как на слайде, поднимите руку?

Домашнее задание. Записать рассказ и подобрать название к рассказу.

(после выполнения задания дети берут по лепестку и выкладывают цветок)

  1. Заключительный этап.  - Чему учились на занятии?

- Дайте характеристику звукам эс и зэ.

- Чем отличаются эти звуки друг от друга?

Вы сегодня большие молодцы?

  1. Рефлексия. Давайте посмотрим,  какие цветы у вас получились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"

представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».

Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...

Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....