Рабочая программа по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи
рабочая программа по логопедии
Рабочая программа по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
№ п/п | Наименование раздела программы. | Тема урока | Лексическая тема | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Элементы дополнительного содержания | Дата урока | |
план | факт | |||||||
Обследование речи (3 часа) | Обследование устной речи | |||||||
Обследование устной речи | ||||||||
Обследование письменной речи | ||||||||
Коррекционная работа на синтаксическом уровне (17 часов) | Словосочетание и предложение | Ранняя осень. Приметы осени | Осознание текста как результата речевой деятельности. Выделение в тексте темы, основной мысли, составление плана текста | Уметь делить текст на предложения | Развитие мелкой моторики. | |||
Согласование слов в числе | Урожай. Труд людей осенью | Уметь устанавливать предложения по смыслу | Развитие логического мышления | |||||
Поздняя осень. Ее признаки | ||||||||
Согласование слов в роде | Перелетные птицы | Приёмы определения падежа. | Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи. | Выполнение упражнений | ||||
Зимние месяцы | ||||||||
Управление падежей | Зимние забавы | Приёмы определения падежа. | Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи. | Устойчивые сочетания слов | ||||
Новогодние праздники | ||||||||
Связь слов в предложении (словосочетании) | Зимующие птицы | Осознание текста как результата речевой деятельности | Уметь различать словосочетания и предложения | Разговорная речь. | ||||
Предлоги | Значение предлогов, союзов и приставок | Уметь различать предлоги и приставки | Развитие мелкой моторики. | |||||
Февраль – последний месяц зимы | ||||||||
Связная речь (13 часов) | Определение темы и основной мысли рассказа | Наша армия самая сильная | Тренировочные упражнения Выделение Изложение содержания увиденного текста. | Учащиеся должны уметь определять тему, идею текста; излагать содержание прослушанного текста; находить образные сравнения в речи; | Развитие абстрактного и логического мышления. Слухового внимания и памяти. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | |||
Пересказ по плану | ||||||||
Весенние месяцы | ||||||||
Праздник 8 марта | ||||||||
Весенние забавы | ||||||||
Краткий пересказ. Синонимы. | Первоцветы | |||||||
Труд людей весной | ||||||||
Рассказ – описание. Антонимы | Скоро лето | |||||||
Обследование речи | Обследование устной и письменной речи |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Нижнекужебарская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО
Школьным методическим
Объединением
№_____ от____________
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________Э.А. САфонова
«____»__________20 г.
Программа работы по преодолению нарушений письма у учащихся, имеющих нарушение - дисграфия, обусловленная общим недоразвитием речи III уровня
Дисграфия
Рабочая программа составлена на основе:
- Закона Российской Федерации об образовании.
- Федерального базисного учебного плана(приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г.№1312),
- Письмо Министерства образования России от 14.12. 2000г. №2; Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения.
- Положения об образовательном учреждении.
Структура документа.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику работы коррекционного обучения школьников с нарушениями письма, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих коррекционную работу по дисграфии.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому планированию по устранению дисграфия, обусловленная общим недоразвитием речи III уровня
Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой дисграфии. Под этим термином понимают стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв и т.п.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Основной целью коррекции дисграфии является развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности: развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности ,способности преодолевать трудности.
Задачи коррекции дисграфии определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира.
Конкретные задачи коррекции дисграфии разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
-овладение речевой деятельностью в разных её видах;
-развитие звукового анализа слов;
-развитие фонемного восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики;
-развитие умения произвольно управлять вниманием, регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой группы;
-формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
-обогащение словарного запаса;
-эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Основные направления работы:
1. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нём количества слов; придумывание предложений с определённым количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определённым количеством слов и т.д.;
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса;
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
2. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
-устойчивости внимания;
- наблюдательности;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приёмов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
3. Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности;
- контроль за ходом своей деятельности;
- работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
4. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
5. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю – логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог);
- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех её разделов, всех единиц языка (предложения, слова, звука) с учётом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков грамотного ,чёткого, графически правильного письма. Каждое из речевых упражнений формирует у детей сознательное в меру их возрастных возможностей отношение к языковым фактам, повышает их активность и самостоятельность, способствует умственному и речевому развитию.
Особую значимость приобретает направленность программы на развитие личности школьника, его творческих способностей, умений ребёнка слушать и контролировать свою речь. Разработанная программа создаёт основу для работы по развитию речи.
При коррекционном обучении школьников с нарушениями письма реализуются основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности развивающей направленности, самостоятельности и учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Занятия по коррекции дисграфии строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочетались с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественной активной, критически и конструктивно мыслящей личности.
Педагогические технологии, используемые на уроках:
Коммуникативные (построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств информации), исследовательские (данная технология требует реализации педагогической модели через - «обучение через открытие»), педагогика сотрудничества (гуманно-личностный подход к обучающимся), игровые технологии (моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения), лекционно - семинарско - зачётная система (оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы), применяются элементы здоровьесберегающей технологии (пальчиковая гимнастика, физкультминутки, самомассаж пальцев рук, логоритмические упражнения, дыхательные упражнения).
Содержание курса
Программа по каждому из направлений коррекционного обучения построена а определенной последовательности:
- Введение в тему;
- Ее объяснение, адресуемое непосредственно детям;
- Тренировочные упражнения (от простого – к сложному).
Занятия по преодолению дисграфии не должны превращаться в бесконечный процесс написания или переписывания. Необходимо обеспечить разнообразную речевую практику учащихся для развития навыков речевой коммуникации, языковой способности, наблюдательности и многого другого.
Тематическое планирование рассчитано на 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ЧТО СОСТАВЛЯЕТ 34 Ч В ГОД.
Продолжительность занятия – 45 минут
Форма занятия – фронтальная.
Основные темы:
Коррекционная работа на синтаксическом уровне - 17 часов.
Связная речь – 13 часов.
Обследование речи – 4 часа.
Основные требования к знаниям и умениям к окончанию коррекционной работы с учащимися.
К окончанию коррекционной работы обучающиеся должны знать:
- -определения понятий: слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка;
- чем отличаются между собой:, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
К окончанию коррекционной работы обучающиеся должны уметь:
- различать словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
- согласовывать существительные, числительные в роде, числе, падеже;
- определять тему и основную мысль текста.
Результативность выполнения программы
Работа по данной программе позволит учащимся овладеть способами мыслительной деятельности, умениями самостоятельной творческой деятельности, расширить кругозор.
Контроль сформированности лексической стороны речи фактически происходит на каждом уроке при выполнении подготовительных и речевых упражнений. Контроль за формированием грамматических навыков осуществляется как в ходе ежедневной практики на уроке (то есть с использованием обычных упражнений подготовительного и речевого характера).
Критерии оценки выполнения программы
«Высокий уровень» - ребёнок демонстрирует сознательное и возможное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению. Освоил теоретический материал, получил навыки в его применении при решении творческих задач в работе над индивидуальными заданиями по выполнению данной программы, демонстрирует умение работать самостоятельно, творчески.
«Средний уровень» - ребёнок освоил идеи и методы данной программы в такой степени, что справился со стандартными заданиями, наблюдаются определённые положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном и творческом росте.
«Низкий уровень» - ребёнок освоил наиболее простые идеи и методы данной программы, что позволило ему достаточно успешно выполнить простые задания по выполнению данной программы.
Учебно-методический комплекс
Логопедия в школе: Практический опыт/Под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. И дополн – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 368 с. (Серия «Педагогическое образование»)
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПБ.: Издательство «Союз»,2004. – 240с. – (Коррекционная педагогика).
Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005. – 400 с.: ил. (Библиотека практикующего логопеда).
Коррекция нарушения письменной речи: Учебно-методическое пособие/Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2007. – 208с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальноых классов: пособие для логопеда. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 335с.
Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / Под ред. Глозман Ж.М. – М., 2006.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 224 с.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формирования связной речи.
В методических рекомендациях раскрываются особенности работы с детьми, имеющими недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие ре...
Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.
В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей с ОВЗ
Занятие разработано для работы с учениками начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи, с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, испытывающими трудности при развернутых ответах на в...
Рабочая программа по Развитию восприятия неречевых звучаний и технике речи
Рабочая программа по внеурочной деятельности для первого дополнительного класса детей с нарушениями слуха...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...
Коррекционно-развивающее занятие с обучающимися 1 класса с ОВЗ (ЗПР) по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи
Коррекционно-развивающее занятие с обучающимися 1 класса с ОВЗ (ЗПР) по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи ...
К. Е Бухарина Конспекты занятий по развитию лексико - грамматических представлений и связной речи у детей 6-7 лет с ОНР и ЗПР.
К. Е Бухарина Конспекты занятий по развитию лексико - грамматических представлений и связной речи у детей 6-7 лет с ОНР и ЗПР....