Коррекционно-развивающее занятие с обучающимися 1 класса с ОВЗ (ЗПР) по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи
методическая разработка (1 класс)
Коррекционно-развивающее занятие с обучающимися 1 класса с ОВЗ (ЗПР) по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 36.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие
с обучающимися 1 класса с ОВЗ (ЗПР)
по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Космическое путешествие».
Пояснительная записка
- Организация занятия.
Тема: «Космическое путешествие».
Вид: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи (интегрированное с математикой)с применением Лего-технологии.
Структура занятия (40 минут):
- Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.
- Введение в деятельность. Активизация мозговой деятельности.
- Основная часть. Коррекционные упражнения и задания.
- Заключительная часть. Рефлексия. Самооценка.
- Используемые образовательные технологии.
1.ИКТ
- использование обучающих презентацийPowerPoint
- мультимедийная доска
2. Здоровьесберегающие технологии
- физминутка
- дыхательная гимнастика
- логоритмика
3. Технология исследовательской деятельности
- постановка, решения вопросов проблемного характера, моделирование ситуаций
-дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации
- умение оперировать знаниями полученными на занятиях
- наблюдения, опыты, беседы
4. Lego-технология в коррекционно-развивающей работе
- совершенствование психических процессов
5. Альтернативная коммуникация
-графические изображения
-уменьшенные копии объектов
6. Технология сотрудничества
- Работа учащихся.
На занятии создавались такие условия, которые позволяли каждому ребенку наилучшим образом использовать свои возможности и сохранные функции. Использовалось индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка. В ходе занятия постоянно контролировалась эффективность усвоения детьми материала и качество выполнения заданий. Подобранный для занятия материал соответствует уровню развития детей. Между всеми этапами прослеживалась логическая связь. Были учтены психологические особенности обучающихся, поэтому занятие построено в игровой форме по станциям, с частой сменой деятельности.
- Задачи:
- Коррекционно-образовательные: обогащать словарный запас по лексической теме «космос» (скафандр, полезные ископаемые, Венера, Марс, Меркурий), расширять преставления детей о космосе, закрепить знания цифр от 1 до 10, умение обратного счета в пределах 10, формировать представлений о конструируемых объектах и обобщенных способах конструирования из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления.
- Коррекционно-воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, оказывать посильную помощь друг другу, учить работать в парах,воспитывать интерес к природе нашей планеты и планетам солнечной системы; воспитывать умение адекватно оценивать себя.
- Коррекционно-развивающие: развивать речь на основе ознакомления с окружающим миром, развивать умения составлять простые распространенные предложения без аграмматичного использования слов, закрепить правильный речевой выдох, развивать фонематический слух, формировать умения выполнять постройки и конструкции по образцу, развивать мелкую и общую моторику (координация речи с движением), развивать зрительное восприятие, развить операции мышления (обобщение, классификация, сравнение).
- Наглядный материал и оборудование: газета, Лего-пазлы, плакат солнечной системы, мини наборы Лего (6 штук), эмблемы для станций (Солнце, Земля); мини копии планет для станций (Венера, Марс, Меркурий), Лего-игра «Кто где живет», набор крупного конструктора, наборы Лего (6 штук) , камни, Лего-игра с плакатами «Повтори узор».
Ход занятия
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность детей |
1.Вводная частьОрг. Момнт Вводная беседа | -Здравствуйте, ребята. Проходите в класс, вставайте в круг. Приветствие: «Доброе утро!»- Придумано кем –то, Просто и мудро При встрече здороваться. «Доброе утро! Доброе утро!» Солнцу и птицам, «Доброе утро!» – улыбчивым лицам И каждый становится Добрым, доверчивым Пусть доброе утро Длится до вечера - Посмотрите, что у вас лежит на столах? Кирпичи конструктора разного размера и с разным количеством зубчиков. Попробуйте в парах собрать кирпичи так, что бы получилась картинка. Что у вас получилось? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? СЛАЙД 1 (космос) - Посмотрите, что я нашла в газете: «Космос с давних времен интересовал людей и сейчас, даже когда человек побывал в космосе, космос для нас остается загадочным, волшебным. Там много звезд и планет. СЛАЙД 2 (газета) Наши ученые изучают другие планеты, ищут полезные ископаемые, разные камни, которых нет на нашей планете, т.к. они могут оказаться очень ценными. Давайте поможем нашим ученым найти полезные ископаемые на других планетах!? СЛАЙД 3 (солнечная система) -Посмотрите, это солнечная система. Как называется наша планета? (плакат) Мы отправимся в далекий путь на Венеру, Меркурий и Марс. СЛАЙД 4 (планеты) Я вас приглашаю в космическое путешествие за полезными ископаемыми! А на чем мы полетим? Получится у вас быстро и качественно построить ракеты? А какие ракеты должны получиться? | Дети встают в круг и здороваются разными способами – кивая головой, пожимая руку, махая рукой. Садятся за парты -лежит конструктор. Дети в парах соби-рают конструктор-пазл. - Мы собрали конструктор и получилась картина накоторой изображена ракета (космонавт,планета) -Мы сегодня будем говорить о космосе. - Наша планета называется Земля. - На ракете, на космическом карабле… - Да, получится. - Ракеты должны быть крепкими, надежными, быстрыми… |
наячасть 1 станция 2 станция Физ. Минутка 3 станция 3.Заключитель-ная часть Рефлексия Самооценка: Итог: | СЛАЙД 5(лего) Начинает лего свой урок – Прогоняет скуку за порог, И, пускай, кирпичики просты, Но легко из них построишь ты: Корабли и самолёты, Вертолёты, звездолёты, Поезда, машины Башни замков, крепости, мосты, Даже сказку тут построишь ты! Вместе с лего учишься считать, На планеты дальние летать; Мир морской, земной и звёздный тут Вместе с лего в дальний путь зовут. (раздаются индивидуальные наборы лего) СЛАЙД 6 (схема) - Посмотрите внимательно на схему (Основание состоит из 4 деталей, далее 5 кирпичей 2х2, затем 3 круглых и мини деталь – нос ракеты) и каждый соберите себе ракету для путешествия Лего друг, наш научи, Брать как надо кирпичи, Что бы все детали Куда надо встали! - Получаются красивые ракеты! Было много кирпичей Каждый был совсем ничей, А теперь детали Быстрой ракетой стали! - Что бы отправится в космос нужна специальная одежда. Кто знает какая?Это скафандр! Одеваем! - Начинаем обратный отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск! Полетели (кирпичи с цифрами по одному убираются учителем с платформы) - Ребята, посмотрите, самая ближайшая планета от Земли: Венера (изображение Венеры) - Ставим свои ракеты на специальную площадку, как здесь тепло! И какой горячий воздух.А кто это прячется за горами от солнца? Это жители Венеры! (Стоят лего-человечки). – А где ваш дом?! Неужели у вас его нет? А у нас на Земле у каждого есть свой дом. - Ребята, давайте покажем фотографии с Земли. Игра « Кто где живет?». - Жители Венеры тоже захотели свой дом, давайте им поможем построить из этих кирпичей. Игра «Сделай дом». - Отличный дом у вас получился, они нам очень благодарны, что мы с ближайшей планеты помогли построить им дом как у нас! И подарили красивый камень для наших ученых! А нам пора на следующую планету Меркурий. Взлетаем! - Смотрите как ярко! Почему так? (рядом весит картина Солнца). Ставьте ракеты на платформу. Меркурий это самая близкая к солнцу планета, поэтому тут очень ярко и жарко. Давайте подумаем, что бы охладить воздух. Вдох носом, выдох ртом через «трубочку». - Что бы найти камень,нам наверное необходимо повторить узор на лего пластине из кирпичиков лего. Посмотрите внимательно на схему узора перед вами, повторите точно такой же на лего пластине. -Попробуйте соединить все ваши фотографии в одну. Кого вы видите? -Смотрите, коробочка с фотографией такого же человечка! Проверьте, правильно ли вы собрали? -Что это в коробочке? Какой интересный камень, давайте его возьмем с собой! - Мы нашли камень и нам пора улетать. Мы сейчас с вами на какой планете? На Меркурии и тут очень жарко от солнца. - Берем свои ракеты и срочно взлетаем! Нас сейчас ждет долгий путь на Марс. Мы пойдём на космодром, (Шагают) Звёзды неба, ждите нас. - Наше космическое путешествие продолжается! - Садимся! Смотрите, какая необыкновенная планета, ученые говорят, что она очень похожа на нашу Землю, только красного цвета. Здесь намного прохладней, чем на земле. - Нас встречают! Кто это? - Марсиане покажут нам свою планету и немного с нами поиграют. Ребята, они очень доброжелательные, поиграем с ними? Игра №1 «Рассортируй» - Марсиане дают нам вот такие стаканы, возьмите любой и посмотрите, какой кирпич на нем нарисован. Вам нужно из всех кирпичей выбрать только эти и сложить их в стакан. - Посчитайте, сколько получилось у вас? - У кого больше всех? У кого меньше всех? - У кого самые большие? У кого самые маленькие? Игра №2 «Чего не хватает» Марсианам очень нравится играть с вами. Они хотят сыграть еще в одну игру: -Посмотрите перед вами самолет, поезд, космический корабль, ракета. Как вы думаете, чего им не хватает? (Из мешочка учитель достает недостающие детали после ответов детей и вместе их прикрепляют). - Подумайте, что здесь отличается от остального? - А почему? - Может в мешке есть еще какие-то детали? Что это? Камень, мы нашли его. - Вам понравилось играть с марсианами? Они очень рады, что мы у них в гостях. И хотят с нами еще поговорить. Только у них свой язык и нас сейчас ему научат. Повторяйте за ними: ги-ге-фе, ущ-ящ-ющ, ри-ры-са, яс-ыс-со, ла-ля-зо, уч-ыч-ящ. Мы с вами достали с каждой планеты, на которых побывали, полезные ископаемые для ученых . Нам пора возвращаться, а то мы скоро начнем замерзать. Как вы думаете, ученым понравятся наши находки? Полетели! А эта планета нам всем дорога. Нам жизнь подарила планета … Друг за другом летят ракеты и садятся на нужную платформу: 1 ракета – платформа №3, 2 ракета – платформа №5 и т.д. Садитесь за парты, снимаем скафандр. Вот мы и дома! -Давайте вспомним, где мы сегодня были? На каких планетах? -А зачем мы отправлялись в космос? Вспомним, откуда какие камни мы привезли (учитель показывает камень, дети говорят от куда он). - Как называется наша планета? Между какими планетами она находится? - Что вы запомнили про планету Венеру? - Что вы запомнили про планету Меркурий? - Что вы запомнили про планету Марс? -Ребята, спасибо большое, что помогли ученым собрать материалы с других планет. - Что было интересного в путешествии? (спрашивается у каждого ребенка) - А теперь возьмите любого лего-человечка и поставьте его на звезды: на самую большую – если справились со всеми заданиями, были внимательными. На среднюю – если думаете, что у вас что-то не получилось или где-то было сложно. На маленькую – если вам было очень трудно выполнять задания. (Оценка деятельности детей педагогом). Всем спасибо за занятие! | Дети открывают индивидуальные наборы и изучают схему Собирают ракеты Дети достраивают - Скафандр(одевают понарошку) Отсчитывают вместе: -10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск!Дети встают из-за парт и идут к столу Ставят ракеты. Дети соотносят животных с их местом обитания и рассказывают о них: - Птица живет в гнезде, она вьет его из палочек и глины… Собирают дом из Duploлего-кирпичей. - тут очень близко Солнце. Дети выполняют дыхательную гимнастику. Каждый ребенок повторяет рисунок, который перед ним. -Получился человечек! -Мы сейчас находимся на планете Меркурий. Дети встают вкруг, выполняют движения и проговаривают слова хором. - Марсиане! - да! Выбирают нужные им кирпичики, считают и сравнивают с друг другом. Отвечают на вопросы полным ответом. - Самолету не хватает хвоста. - Поезду не хватает локомотива. - Космическому кораблю не хватает крыла. - Ракете нехватает носа. - Тут поезд отличается от остального транспорта тем,что он наземный, а остальнойтранспорт воздушный. -Да. Повторяют слоги за учителем по очереди: ги-ге-фе, ущ-ящ-ющ, ри-ры-са, яс-ыс-со, ла-ля-зо, уч-ыч-ящ - Земля! Дети по заданию учителя ставят свою ракету на нужную платформу.«Снима-ют» скафандр. -Летали на ракете в космос. Были на планетах Венера, Марс и Меркурий. -Мы были в космосе, помогали нашим ученым найти полезные ископаемые на других планетах. - Наша планета Земля. Она находится между Марсом и Венерой. -Венера самая близкая к Земле, она очень теплая. -Меркурий самая жаркая планета, потому что она находится близко к солнцу. -что она красного цвета и там холоднее, чем на Земле. Ответы детей. Дети походят к столу учителя и расставляют лего человечков, объясняя свое действие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формирования связной речи.
В методических рекомендациях раскрываются особенности работы с детьми, имеющими недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие ре...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей с ОВЗ
Занятие разработано для работы с учениками начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи, с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, испытывающими трудности при развернутых ответах на в...
Коррекционно-развивающее логопедическое занятие "Профессии"1 класс ОВЗ ЗПР
В матерале представлены: конспект и презентация к коррекционно-развивающему логопедическому занятию 1 класс ОВЗ ЗПР (вариант 7.1)....
Коррекционно-развивающее психологическое занятие в 1 классе. "Волшебники-строители"
Занятие предназначено для 1 класса коррекционной школы VIII вида, также можно проводить в ДОУ. Цели занятия: познакомить детей со свойствами песка, развивать пространственные представления, слуховую и...
Рабочая программа по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи
Рабочая программа по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия» для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.2)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия»для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.2)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия» для обучающихся с НОДА по АООП (вариант 6.2)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия»для обучающихся с НОДАпо АООП (вариант 6.2)...