Рабочая программа по коррекционному курсу «Произношение» (ТНР) 2 класс
рабочая программа по логопедии (2 класс)
основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tnr_proiznoshenie_2_klass.docx | 72.13 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
Рассмотрена на заседании ППк протокол № _ от «26» августа 2022 г. Председатель ППк:____________ /Т. С. Ильина / | Согласована: зам.директора по УВР Т.С.Ильина _____________ « 29» августа 2022 г. | Утверждено Приказом директора № О – 302 от «29» августа 2022 г. |
Рабочая программа
по коррекционному курсу «Произношение» (ТНР)
2 класс
Составила:
К. А. Некрасова, учитель-логопед
Заводоуковск, 2022 г.
- Пояснительная записка.
Данный курс разработан с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г.№1598, рекомендаций ПМПК, на основе методик Чиркиной Г.В., Козыревой Л.М., Елецкой О.В., Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П.
Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.
Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
2. Общая характеристика коррекционного курса.
Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер.
Соответственно, программа учебного предмета «Произношение», наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.
Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе. Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
- сложной слоговой структуры слова;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:
- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых.
Начиная с 1 класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).
На уроках произношения в 1 классе необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.
3.Описание места коррекционного курса в учебном плане.
В соответствии с АООП НОО (раздел « Учебный план») на изучение коррекционного курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели)
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса.
Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как предметный, так и метапредметный результат обучения.
В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости - глухости и т.д.).
На специальных уроках «Произношения» обучающиеся не только формируют правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном обществе.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса.
На минимальном уровне | На достаточном уровне |
Личностные | |
Осознавать и принимать социальную роль обучающегося, сформированное положительное отношение к школе и учебной деятельности. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; |
Предметные | |
Правильно называть основные органы артикуляционного аппарата. Правильно произносить слова различной звуко-слоговой структуры с включением стечения согласных и оппозиционных звуков Правильно использовать освоенный речевой материал в отработанных прозаических и стихотворных текстах, свободной речи; выделять ударный слог в словах, состоящих из 2,3,4,5-ти слогов; осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм; выделять смысловое ударение; различать и выделять из состава доступных по структуре слов усвоенные звуки: гласные, согласные; различать интонационную окраску предложения по цели высказывания. в соответствии с орфоэпической нормой произносить предлоги с существительными; составлять и правильно произносить предложения с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности с соблюдением правильной интонации и ударением; Четко произносить окончание слова в связи с изменением его формы; Четко, правильно и выразительно прочитать небольшой рассказ, стихотворение; Понимать и употреблять в речи термины «звук», «слог», «слово», «ударение», «ударный слог». | Произносить в быстром темпе различные слоговые сочетания с мягкими согласными звуками, а также в слогах разного типа с оппозиционными звуками, слоговых рядах с чередованием оппозиционных согласных, слоговых сочетаний со звуком Й; Выделять звуки из слов различного звуко-слогового состава; Четко, слитно, с правильным ударением произносить трех-, четырех-, пятисложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов, со стечением 2 согласных в составе слова; Правильно и плавно произносить слова с приставками; Слитно произносить предлоги с существительными и прилагательными; • рассказывать наизусть 5-7 коротких стихотворений, позволяющих продемонстрировать навыки произношения в объеме программы 2 класса; правильно произносить труднопроизносимые термины в объеме программы 2 класса; самостоятельно проводить звуковой и слоговой анализ слов различной структуры в соответствии с опорой на предложенный алгоритм; самостоятельно давать краткую характеристику изученных звуков. |
Метапредметные | |
Регулятивные | |
Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности с использованием алгоритмов самоконтроля и специальных символов, по вопросам учителя. | Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда), Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля). Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях. |
Познавательные | |
Знать о значении правильного произношения; Осознавать и осознанно наблюдать некоторые взаимосвязи артикуляции и произношения звуков; Использовать отдельные знаково-символические средства для планирования выполнения задания; | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование знаково-символических средств представления информации. |
коммуникативные | |
Знать правила поведения в школе, общественных местах, на улице, дома; Знать и уметь использовать основные формы выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощания, несогласия с собеседником; | Уметь использовать основные формы выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощания, несогласия с собеседником; Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. |
6.Содержание программы коррекционного курса.
Формирование навыков произношения звуков и развитие слухового восприятия.
Закрепление правильного, четкого произношения: гласных звуков; мягких согласных звуков в словах, предложениях и тексте различной сложности. Дифференциация твердых и мягких звуков. Дифференциация и закрепление правильного произношения звонких-глухих согласных звуков.
Автоматизация и дифференциация звуков позднего онтогенеза в составе сложных по звукослоговому составу слов, предложений.
Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов различной звуко-слоговой структуры. Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «ударный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «звонкий звук», «глухой звук», «слог». Усвоение слогообразующей роли гласных.
Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма и интонационной окраски.
Работа над плавностью и темпом речи на материале небольших рассказов и стихотворений; Рассказывание по вопросам, картинкам, составление рассказов. Произношение и заучивание наизусть диалогов, заучивание наизусть стихотворений и т. п.
Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова, в том числе выделение ударного слога на слух и в произношении, перенос ударения при образовании грамматических форм слова. Работа над четкостью, плавностью и выразительностью речи на материале простых предложений, коротких рассказов. Развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза на усложненном материале.
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающейся.
№ | Тема | Основные виды деятельности обучающейся |
1 | Закрепление произношения гласных звуков. | Наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Оценивать результаты выполненного задания. Определять позиционную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Правильно произносить гласные звуки. Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов. Закрепление смыслоразличительной роли ударения на основе наблюдений. Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др. Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм характеристику звуков. Построение, четкое и слитное произношение простых и распространенных предложений из трех-пятисложных слов, состоящих из правильно произносимых звуков. Наблюдение за изменением ударения при образовании форм слова. |
2-4 | Закрепление произношения мягких согласных звуков: мь,пь,вь,кь,нь,фь,ть,хь,сь,бь,дь, зь,гь. | Дифференцировать гласные и согласные звуки Отработка правильного или скомпенсированного произношения слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками в слогах со стечением согласных и без стечения, открытых и закрытых, слоговых последовательностей с различным порядком слогов и ударением. Дифференциация произношения звуков, различающихся по месту образования. Выделение и графическое обозначение ударного слога в трех-пятисложных словах. Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Распознавать знаково-символические обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков при необходимости и в процессе выполнения учебной задачи (обозначение жестом специфических особенностей артикуляции звука, использование символа для произносимого звука, условное графическое обозначение звука цветовым обозначением при звуковом анализе). Различение на слух твердых-мягких согласных, выделение их в словах доступной сложности в устных и графических упражнениях. Дифференциация и отработка произношения согласных звуков по способу образования. Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Отработка произношения звука Й после гласного и разделительного мягкого знака. Различение на слух и произнесение сочетаний типа тя-тья, ле-лье. Выделение в словах сочетаний со звуком Й. Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать в слове и вне слова звонкие и глухие согласные звуки. Определять и правильно произносить, дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Выделять предложения из речи. Определять границы предложения, выбирать знак препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения. Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Определять количество в слове слогов. Давать характеристику звукам (гласные: ударные/безударные; согласные: твердые/мягкие, звонкие/глухие, парные/непарные); Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова из слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Слитно и правильно произносить предложения из слов различной слоговой сложности, составлять предложения с включением слов со стечение 3-4 согласных звуков. Закреплять правильное произношение слов с оппозиционными звуками на материале небольших рассказов и стихотворений. Систематическое заучивание труднопроизносимых терминов, связанных с изучением других предметных курсов. Дифференциация употребления интонационных конструкций в предложениях, различающихся по цели высказывания. Закрепление умения использовать смысловое ударение в предложении и тексте. |
5-10 | Дифференциация твердых и мягких звуков: м-мь,п-пь, в-вь, к-кь, н-нь, ф-фь, т-ть, х-хь, с-сь, б-бь, д-дь, з-зь, г-гь, л-ль, р-рь. | |
11 | Обобщение и систематизация знаний по разделу | |
12 | Й в начале слова, после гласного и мягкого знака | |
13-20 | Дифференциация звонких-глухих согласных звуков: в-ф, б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш | |
21 | Обобщение и систематизация знаний по разделу | |
22-24 | Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. | |
25 | Звук и буква Щ | |
26 | Звук и буква Ц | |
27 | Звук и буква Ч | |
28 | Дифференциация звуков ш-ж-с-з | |
29 | Дифференциация звуков щ-ч-ть | |
30 | Дифференциация звуков ц-щ-ч | |
31 | Дифференциация звуков щ-ч-сь-с-ц | |
32 | Дифференциация звуков р-рь-л-ль | |
33 | Повторение изученных звуков | |
34 | Четкость-плавность, выразительность речи (резерв) |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
8.1. Дидактическое и методическое обеспечение.
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
|
|
8.2.Информационно-коммуникативные средства.
- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
- Интерактивные речевые игры. Издательство «Учитель».
- Индивидуальные зеркала, средства гигиены.
8.3. Материально-технические средства:
- компьютерная техника (персональный компьютер учителя).
- интерактивная доска,
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно- практические действия" 4 класс.
Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно- практические действия" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант1)....
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие познавательных способностей» 1 «Г» дополнительный класс
Рабочая программа и КТП по коррекционному курсу «Развитие познавательных способностей» 1 «Г» дополнительный класс (ЗПР)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу ЛФК (лечебная физическая культура) для 1-4 классов
Рабочая программа по ЛФК для 1-4 классов составлена на основе АООП ГОБОУ "ЦАО" и программы «Лечебная физкультура» Креминская М.М. (сборник программ по физической культуре для обр...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Произношение» (ТНР) 3 класс
Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в с...