Игра "От слова к предложению"
методическая разработка по логопедии
Цель игры:
- Формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения.
- Обучение детей отвечать на вопросы по картинкам двухсоставным простым предложением, в котором подлежащее выражено формой единственного (множественного) числа существительного в именительном падеже, а сказуемое формой изъявительного наклонения 3-го лица единственного (множественного) числа настоящего времени (Кот спит. Мальчик бежит. Дети поют.)
- Обучение описанию предметов, вводя в речь трехсоставное словосочетание: существительное в именительном падеже + прилагательное (цвет) + числительное (три белых овала).
- Обучение использованию в речи трехсоставной простой синтаксической конструкции с местоимениями (Я хочу есть. Он идет гулять).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская игра
Игра в кубики «От слова к предложению»
Логопедическая работа в занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с УО (интеллектуальными нарушениями). Специфика речевых нарушений у детей с ОВЗ обусловлена комплексом причин органического, функционального и социального характера. Большая распространённость и особенности симптоматики речевых нарушений у детей с легкой интеллектуальной недостаточностью обусловлены наличием вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), что создает дополнительные затруднения в овладении речевыми навыками.
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Предполагаемый результат логопедической работы – коррекция системного нарушения речи обучающихся.
Данная игра разработана для детей с нарушением интеллекта, которые в самостоятельном общении обычно пользуются однословными фразами. Редко могут наблюдаться попытки использовать простые по конструкции, но искаженные фразы. Играя в кубики, педагог работает над усложнением фразы.
Цель игры:
- Формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения.
- Обучение детей отвечать на вопросы по картинкам двухсоставным простым предложением, в котором подлежащее выражено формой единственного (множественного) числа существительного в именительном падеже, а сказуемое формой изъявительного наклонения 3-го лица единственного (множественного) числа настоящего времени (Кот спит. Мальчик бежит. Дети поют.)
- Обучение описанию предметов, вводя в речь трехсоставное словосочетание: существительное в именительном падеже + прилагательное (цвет) + числительное (три белых овала).
- Обучение использованию в речи трехсоставной простой синтаксической конструкции с местоимениями (Я хочу есть. Он идет гулять).
Оборудование:
- Деревянные кубики - 7 шт
- Набор картинок – 35 штук
- Мешочек - 1 штука.
Ход игры:
В основе игры – кубики, их можно сделать и из картона. Каждый кубик – это определенная группа слов.
1 группа – существительные (на картинках члены семьи, животные, овощи, фрукты, предметы быта). Бросаем и задаем вопрос «Кто это?» или « Что это?»
1 группа – глаголы (на картинках изображены действия: стоит, бежит, идет, сидит, летит, ест). Бросаем и задаем вопрос «Что делает?». Далее соединяем в игру 2 кубика- существительное и глагол. Получаем различные словосочетания - предмет + глагол, задаем вопросы «Что (Кто) это? Что делает?». Обязательно уточняем у ребенка, бывает такое или нет.
3 группа – цвета. В игре участвуют кубики с предметами и кубики с цветом. Бросая кубики, отвечаем на вопросы, образуем словосочетания. (красные часы, желтое яблоко и т.д.).
4 группа – цифры. 1 уровень: в игре участвуют кубики с предметами и кубики с цифрами. Бросая кубики, отвечаем на вопросы, образуем словосочетания. (5 собак, 2 окна, 5 стульев и т.д.). 2 уровень: включаем в игру третий кубик с цветом. Бросая, называя, отвечая на вопрос, образуем словосочетания числительное + прилагательное + предмет.
5 группа – кубики с геометрическими фигурами. В игре играют 2 кубика (предмет и фигура). Бросаем, называем, составляем словосочетание прилагательное + существительное. (треугольный стол, круглые часы). Обязательно уточняем у ребенка, бывает такое или нет.
Возможные варианты словосочетаний для игры:
Из двух кубиков:
- предмет+цвет,
- предмет+количество,
- фигура + цвет,
- фигура+количество,
- предмет+действие,
- предмет+форма.
Из трех кубиков:
- предмет+количество+форма,
- предмет+цвет+форма,
- форма+цвет+количество.
Кузовлева Д.В.
учитель-логопед
ГБУ КО «Школа-интернат №7»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."
Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....

Тема: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении».
Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор...
Связь слов в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.
1.Переводить информацию из одной формы в другую (схемы), упорядочивать её (строить алгоритмы рассуждений). 2.Дальнейшее обогащение сло...

Заглавная буква в словах и предложениях. Развитие осознанности и правильности чтения. Развитие умения писать заглавную букву в словах и предложениях.
Формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений; умение списывать с печатного образца;умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные тв...

Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.
Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....

Конспект урока "Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквой Жж. Предложения с данными словами. Чтение предложений и текстов".
Конспект урока...

Урок русского языка в 1 классе "Составление предложений из набора форм слов. Отработка алгоритма записи слов в предложении".
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Составление предложений из набора форм слов. Отработка алгоритма записи слов в предложении"....