Описание практики Лексическое развитие речи
материал по логопедии
«Сборник логопедических игр «Речевичок» на развитие лексической стороны речи обучающегося младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи». Описание практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_praktiki_leksicheskoe_razvitie_rechi.docx | 41.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Ужурская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза А.К. Харченко»
«Сборник логопедических игр «Речевичок» на развитие лексической стороны речи обучающегося младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Описание практики.
Авторы:
учитель – логопед: Гудошникова Карина Владимировна
учитель – логопед: Минабутдинова Ирина Владимировна
Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».
М. Горький
Проблема нарушения лексико-семантической сферы языка является одной из основных проблем в современной логопедии. Это связано с тем, что овладение лексическим компонентом речи очень важно и для развития познавательной деятельности ребёнка, и для развития его мышления. Высокий уровень развития лексической стороны речи определяет успешность речевой деятельности ребёнка в целом, в то время как низкий уровень лексического компонента речи может весьма отрицательно сказываться на речи ребёнка.
Введение:
Речевое развитие обучающихся с тяжелыми нарушениями речи характеризуется разнообразными речевыми дефектами. У детей школьного возраста речь является и средством общения, и средством усвоения системы знаний. Естественно, что без овладения чтением и письмом, ребенок не может выполнить функцию систематического и всестороннего познания действительности. Большое значение в речевом развитии обучающихся играет работа над лексической стороной речи.
Нарушения формирования лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных заменах одного слова другим, трудностях актуализации слов.
Бедность словарного запаса мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. Это препятствует не только эффективной учебной деятельности детей, но и их самовыражению в школьной среде, основной причиной чего является скудный арсенал языковых средств для выражения чувств, мыслей, оценочных суждений и несформированность навыков коммуникативного взаимодействия. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития.
В процессе развития лексической стороны речи совершенствуется и развивается устная, письменная и внутренняя речь школьника, увеличивается словарный запас, уточняется значение слов, они употребляются в правильном значении, развивается связная речь.
Чем совершеннее речь обучающегося, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
В коррекционно-развивающем обучении очень важен принцип мотивации к учению, который невозможен без познавательной активности школьников. У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья игра является одним из основных методов обучения. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Опираясь на методические рекомендации ведущих отечественных учёных в области логопедии и, используя собственный практический опыт, для устранения проблемы речевого развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи мы решили подобрать коррекционно-развивающие игры на развитие лексической стороны речи.
Гипотеза: Если применять в логопедической работе игры из сборника «Речевичок» на развитие лексической стороны речи, то можно более эффективно развивать речь ребенка.
Объект: коррекционно-образовательная работа учителя-логопеда по развитию лексической стороны речи у детей имеющих тяжёлые нарушения речи.
Предмет: коррекция лексической стороны речи с использованием сборника игр «Речевичок».
Цель практики: Развитие лексической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством логопедических игр «Речевичок».
Практика направлена на решение следующих задач:
1. Уточнять и развивать структуру значения слова у детей с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста.
2. Расширить словарный запас обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
3. Формировать связи между словами в речи.
В логопедическом воздействии опираемся на этиопатогенетический принцип, учитываем этиологию и механизмы речевого нарушения, принцип системности и учета структуры речевого нарушения. Используем принцип индивидуализации образования, учет личностных особенностей – учитываем возможности, особенности развития каждого ребенка. Для каждого ребёнка составляется индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка и структурой речевого дефекта.
Учебный материал стараемся преподносить так, чтобы дети самостоятельно «додумывались» до решения ключевой проблемы. Таким образом, выполняется принцип деятельностного подхода.
Соблюдаем принцип соответствия условий, требований и методов возрасту и особенностям развития. Учитываем сложность, новизну преподносимого материала, процесс познания отражается в разнообразной детской деятельности и совмещается с основной детской деятельностью – игрой.
Подгрупповые, групповые и фронтальные занятия строим таким образом, чтобы учитель-логопед и дети являлись равноправными партнерами в этой деятельности, то есть соблюдался принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.
Объединяем усилия разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики, что позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка с речевыми нарушениями, то есть учитываем принцип интеграции усилий специалистов.
Одним из важных является принцип психологической комфортности. Каждый ребёнок на коррекционных занятиях должен испытывать только положительные эмоции, как от общения с учителем-логопедом, так и от самой деятельности.
При организации взаимодействия с родителями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи учитывается социальный статус семьи. Наши усилия направлены на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в логопедической группе, установление взаимопонимания и создание условий для эффективного сотрудничества, то есть соблюдается принцип сотрудничества учителя-логопеда с семей обучающихся.
Предполагаемые результаты:
Работа по сборнику игр «Речевичок» на развитие лексической стороны речи обогащает, уточняет и активизирует запас слов обучающихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, постепенно формирует понятие о языке, как о функционирующей системе, помогает передавать мысли наиболее выразительно, ярко, красиво.
В процессе игр дети учатся не только пользоваться словом, но и активно оперировать им. На этом материале появляется возможность практически познакомить ребёнка с системой языка и учить употреблять в речи новые слова и словосочетания.
Теоретические основы.
Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические критерии – части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие – лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений. Помимо собственно лексического значения, слова имеют эмоционально-экспрессивную окраску.
Слово является одной из значимых единиц языковой системы; оно выступает как нечто центральное во всей системе языка. При помощи слова называются предметы и явления, их особенности, свойства, качества, отношения и т.д.
Мы решили не просто развивать речь детей, а сделать этот процесс интересным и увлекательным, а переход от игры к серьёзной учебной работе менее заметным для ребёнка. От всех этих факторов зависит результат проведённой работы. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.
Эффективность логопедической работы над речью в значительной мере определяется тем, как сам ребёнок участвует в речевом процессе, какая ему при этом отводится роль, какая степень его инициативности в этом процессе. Направляем педагогический процесс так, чтобы дети всё активнее участвовали в коммуникативных операциях.
Аналитические основы:
У детей с тяжелым нарушением речи отчетливо проявляется речевая недостаточность во всех компонентах. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов.
Важной особенностью речевой деятельности учащихся с тяжелыми речевыми расстройствами является и то, что их пассивный запас часто значительно превышает использование слов в активной речи: учащиеся понимают значение встречающихся слов, но не умеют ими пользоваться свободно в самостоятельной речи. Ограниченность активного словарного запаса проявляется и в том, что ребенок одним словом обозначает ряд предметов, близких по внешнему сходству, ситуативной обусловленности.
Словарь детей с тяжелыми речевыми расстройствами характеризуется недостаточной сформированностью смыслового значения слов, обозначающих действия; малым количеством слов, выражающих признаки предмета по форме, цвету, материалу; ограничен и однообразен словарь, выражающий свойства действия; редко употребляются союзы и частицы. Притяжательные местоимения осмысливаются детьми не как указатели на принадлежность к кому-либо, а как собственное имя или как обозначение животного: такие слова, как мамин, Колин, лисий, учащиеся относят к именам существительным.
Низкий уровень практического владения словообразовательным анализом, отсутствие четкого различения морфем по значению – одна из причин количественной бедности словаря, ограниченности в самостоятельной семантизации новых слов по их морфемному составу, в конечном счете – причина неправильного понимания и употребления многих слов.
У детей наблюдается низкий уровень понимания словесных инструкций, мало слов с переносным значением, трудности в овладении обобщающими понятиями. В речи младших школьников данной категории огромное количество повторов, аграмматизмов, лексических ошибок и недочетов.
Практическое решение:
В начале учебного года проводим логопедическую диагностику обучающихся с тяжелыми нарушениями речи: «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Фотекова Т. А. и Ахутина Т. В., «Методика обследования словарного запаса детей» Смирнова И.А..
Проверяемые показатели лексического строя речи:
1-ый блок. Понимание и употребление слов номинативного лексического значения.
№1. Состояние номинативного словаря.
№2. Состояние глагольного словаря.
№3. Состояние атрибутивного словаря.
1) Качественные прилагательные.
2) Относительные прилагательные.
3) Притяжательные прилагательные.
№4. Словарь числительных.
1) Количественные.
2) Порядковые.
№5. Словарь предлогов.
2-ой блок. Выявление состояния структурного аспекта лексических значений слов.
№6. Лексические парадигмы.
1) Антонимия.
2) Синонимия.
№7. Часть – целое.
После проведенного обследования составляем на каждого ребенка индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка и структурой речевого дефекта.
У детей отмечается ограниченность словарного запаса: трудности в назывании некоторых существительных; наблюдаются замены слов, обозначающих предметы, внешне сходных; трудности в назывании прилагательных, в особенности притяжательных; ошибки в образовании глаголов; не сформированы порядковые числительные; отсутствуют некоторые предлоги; ошибки при подборе синонимов, антонимов; назывании части и целого. Наблюдались частые паузы, размышления, просьбы о помощи.
Качественный анализ данных проведенного обследования показывает, что больше всего в своей речи дети используют существительные и глаголы. Затруднения возникают при использовании прилагательных, а также предлогов и синонимов.
В подгрупповые, групповые и фронтальные занятия включаем игры из сборника «Речевичок» на развитие лексической стороны речи.
Разрабатывая сборник игр «Речевичок» мы решали целый ряд речевых и неречевых задач:
- развитие словообразования существительных, глаголов и прилагательных;
- формирование точности употребления обобщающих слов и действий;
- обогащение словаря антонимами и синонимами;
- развитие мелкой моторики рук;
- Формирование умения следовать по инструкции.
Так же в сборнике игр проработали некоторые значимые направления, которые будут отображены на фронтальных, подгрупповых и групповых занятиях:
- коррекция объема словаря вместе с расширением представлений об окружающем мире и его действительности;
- уточнение значений обобщающих слов;
- умение образовывать существительные, глаголы и прилагательные приставочным и суффиксальным способом;
- развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные части речи;
- умение образовывать слова от других частей речи;
- развитие умения понимания инструкций к заданиям;
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный словарь.
Работа над словом начинается с формирования основ. Нужно формировать предметную отнесённость слова, на её основе формировать обобщающую функцию слова, формировать понятийно-обобщающую функцию слова.
Формирование обобщающей функции слова строится на развитии умений выделять свойства и признаки предметов, умений находить общий признак среди признаков, выделяющих предметы. Эту работу нужно направлять, развивая наблюдательность ребёнка, его познавательную активность, учить сравнивать между собой предметы, делать выводы о сходстве или различие предметов. Чем больше ребёнок сможет выделить признаков и свойств предмета, чем больше он будет приводить сравнений предметов по их свойствам, признакам, тем больше будет развиваться его речемыслительная деятельность. Можно предложить детям набор признаков, по которым они должны определить предмет, как это делается в загадках, может попросить детей самих придумывать такие загадки. Такая игра принесёт очень большую пользу.
Одновременно стимулируем, активизируем употребление и формирование слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов, выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать предмет. Эти слова, полученные на одном материале, следует переносить на другой материал. При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.
В упорядочении, группировке словаря значительную помощь окажет работа по ситуативной отнесённости слов, предусматривающая задание назвать как можно больше предметов, вовлечённых в одну и ту же ситуацию. Полезна также работа по называнию частей целого предмета, нахождению целого по наименованию частей.
Работа по формированию словаря открывает обучающемуся возможности для развития фразовой речи, так как умение выделять в предмете свойства, признаки и определять действия, которые предмет может совершать, составляют основу для построения высказывания об этом предмете.
Игры со словами нужно постепенно усложнять, увеличивать словарный запас ребёнка и тренировать у него способность легко находить нужное слово.
Необходимое для полноценного общения количественное обогащение словаря происходит за счёт усвоения новых слов, которые встречаются детям при ознакомлении с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углублении и систематизации знаний о них. Эта работа осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей, при целенаправленной организации речевой и мыслительной активности.
Чтобы уточнить конкретные значения слов и их формы можно только в словосочетаниях и в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения и служат выражением определённой мысли, эти игры должны быть направлены не на простое заучивание отдельных слов, а на отработку словосочетаний, в состав, которого они входят. При этом словосочетание обязательно включается в предложение.
Используя работу с синонимами, которая способствует пониманию возможности подбирать разные слова со сходными значениями, формированию умения использовать их в своей речи. Находя слова, близкие по смыслу к словосочетанию, определённой ситуации или изолированному слову, дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста.
В пополнении лексики важное место занимает работа над антонимами, вследствие которой ребята учатся сопоставлять предметы или явления по временным и пространственным отношениям, по размеру, цвету, качеству.
Развивая у детей понимание многозначности разных частей речи, учитель-логопед знакомит их с сочетанием слов по смыслу, в соответствии со сферой употребления.
Работа над всеми названными лексико-грамматическими категориями проводится практически без правил или научных определений, при минимальном количестве терминов. Она обогащает и активизирует запас слов школьников, постепенно формирует понятие о языке, как о функционирующей системе, помогает передавать мысли наиболее выразительно, ярко, красиво.
Опыт работы по применению игр на развитие лексической стороны представляем на всероссийской акции для инвалидов: «Три П: «Понимаем. Принимаем. Помогаем». Выступали на школьных и районных методических советах. В 2020 году участвовали в муниципальном конкурсе «Лучшие практики инклюзивного обучения» МКУ «Управления образования». В 2021 году заняла призовое место в III муниципальном профессиональном конкурсе «ПРОФИ педагог: в поисках результативности» в номинации «Фрагмент занятия педагогов службы сопровождения».
Поделились с учителями сборником игр «Речевичок» на развитие лексической стороны речи.
Анализ логопедической работы обучающихся с 1 по 4 классы с тяжелыми нарушениями речи с ОНР, ФНР, ФФНР за 2020 – 2021 учебный год, за 2021 – 2022 учебный год по формированию лексической стороны речи показал, что к концу учебного года дети достигли значительных результатов в развитии лексической стороны речи. В логопедическую группу входят обучающиеся с 7 до 11 лет. Количество обучающихся в 2020 – 2021 учебном году – 36, в 2021 – 2022 учебном году – 34.
Уровень развития компонентов лексики
у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
(период обучения 2 года).
Таблица 1.
Компоненты | Учебный год | Уровни развития | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
1-ый блок. Понимание и употребление слов номинативного лексического значения. | ||||
Состояние номинативного словаря. | 2020 – 2021 | 37% | 42% | 21% |
2021 – 2022 | 43% | 49% | 8% | |
Состояние глагольного словаря. | 2020 – 2021 | 30% | 47% | 23% |
2021 – 2022 | 36% | 52% | 12% | |
Состояние атрибутивного словаря. | 2020 – 2021 | 21% | 31% | 48% |
2021 – 2022 | 26% | 37% | 37% | |
Словарь числительных. | 2020 – 2021 | 27% | 39% | 34% |
2021 – 2022 | 33% | 41% | 26% | |
Словарь предлогов. | 2020 – 2021 | 27% | 39% | 34% |
2021 – 2022 | 36% | 47% | 17% | |
2-ой блок. Выявление состояния структурного аспекта лексических значений слов. | ||||
Лексические парадигмы. | 2020 – 2021 | 15% | 37% | 48% |
2021 – 2022 | 34% | 29% | 37% | |
Часть – целое. | 2020 – 2021 | 28% | 51% | 21% |
2021 – 2022 | 31% | 62% | 7% |
Развитие наблюдается в основном по всем лексическим компонентам, незначительная динамика в заданиях на синонимы, порядковые числительные и в образование прилагательных.
В результате реализации образовательной практики «Сборник логопедических игр «Речевичок» на развитие лексической стороны речи обучающегося младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи» дети достаточно хорошо овладели устной речью, стали выражать свои мысли и желания, правильно оформлять свои высказывания в ситуации общения, а также овладели способностью обобщать и классифицировать понятия.
Результаты эффективности логопедической работы.
Таблица 2.
Результат | Учебный год | Показатели |
Среднее улучшение | 2020 – 2021 | 37% |
2021 – 2022 | 48% | |
Значительное улучшение | 2020 – 2021 | 35% |
2021 – 2022 | 33% | |
Дети, требующие дальнейшего сопровождения | 2020 – 2021 | 28% |
2021 – 2022 | 19% |
Заключение.
Таким образом, применение комплекса игр «Речевичок» в работе с обучающимися младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, повышает интерес детей к выполнению заданий на логопедических занятиях, помогает сделать учебный процесс менее напряженным, что значительно увеличивает эффективность коррекционной работы. Работа по сборнику игр обогащает, уточняет и активизирует запас слов обучающихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, постепенно формирует понятие о языке, как о функционирующей системе, помогает передавать мысли наиболее выразительно, ярко, красиво.
В процессе игр дети учатся не только пользоваться словом, но и активно оперировать им. На этом материале появляется возможность практически познакомить ребёнка с системой языка и учить употреблять в речи новые слова и словосочетания.
Литература:
- Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи / Н.М. Быкова. - СПб: Детство-Пресс, 2013.
- Быстрова Г.А. и др. Логопедические игры и задания. – СПб., Каро, 2002г.
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи, 2004.
- Волкова, Л.С. Логопедия. / Л.С.Волкова – М.: Владос, 2006 г.
- Волкова, Л. С. Логопедия. Методическое наследие [Текст] : пособие для логопедов в студ. Дефектол. Фак-товпед. Вузов: в 5 кн. / Л. С. Волкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Мельникова И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Основы логопедической работы с детьми. / Под общ.редакцией д.п.н., проф. Г.В.Чиркиной – М., Аркти, 2003.
- Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи - М.: Айрис-дидактика, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи « Путешествие в зимний лес» Лексическая тема: "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)
• расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы" • развитие мышления д...
Лексический уровень работы по развитию речи.
Работа над словом....
Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование.
Обучающиеся учатся самостоятельно анализировать содержание текста и определять его характер; соотносить содержание текста с его планом....
Практика по "Развитию речи" на уроках русского языка и литературного чтения
Эти практические упражнения применяются в системе, помогают ученику усовершенствовать свою речь, свободно общаться, работать сообща....
Мультфильмы как средство развития лексической стороны речи у младших школьников с системным недоразвитием речи
Данная статья предназначена для учителей-логопедов работающих в детских садах и школах, учителей начальных классов, а также студентов педагогических колледжей и ВУЗов.В настоящее время младшие школьни...
Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме: Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме "Зимний пейзаж". Звук [И].
Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме:Развитие речи и речемыслитель...
«Сборник логопедических игр «Речевичок» на развитие лексической стороны речи обучающегося младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Проблема нарушения лексико-семантической сферы языка является одной из основных проблем в современной логопедии. Это связано с тем, что овладение лексическим компонентом речи очень важно и для развити...