Практика по "Развитию речи" на уроках русского языка и литературного чтения
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Эти практические упражнения применяются в системе, помогают ученику усовершенствовать свою речь, свободно общаться, работать сообща.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_1.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические задания по «Развитию речи»
1.Письмо
Письмо-это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (С.И. Ожегов)
Письмо-беседа, посылаемая от одного лица, другому. (В. Даль)
Задания:
2 класс. Напиши письмо экологам, выбери актуальную проблему и опиши её с помощью взрослого.
3 класс. Напиши письмо экологам, выбери актуальную проблему и опиши её с помощью одноклассника в паре, в группе.
4 класс. Напиши письмо экологам, выбери актуальную проблему и опиши её самостоятельно.
Телеграмма- это краткое текстовое сообщение.
2 класс. Напиши телеграмму экологам с помощью взрослого.
3 класс. Напиши телеграмму в паре, группе.
4 класс. Напиши телеграмму самостоятельно.
Сказка.
Приёмы создания сказки.
Техника фантастических гипотез.
Суть приёма заключается в постановке вопроса:
- Что было бы,если….?
Для постановки вопроса можно взять любые подлежащее и сказуемое. Их сочетание и даёт гипотезу, на основании которой можно создавать, творить, фантазировать:
-Что было бы, если все люди стали волшебниками?
-Что было бы, если все игрушки ожили?
-Что было бы, если деревья умели говорить?
-Что было бы, если люди, живущие на нашей планете перестали улыбаться?
Сказка по цепочке
Класс разбивается на небольшие группы по 5-7 человек.В группах каждый ученик пишет начало сказки и передает по цепочке. Затем пишется продолжение сказок и снова передается по цепочке. В результате в группе будет столько сказок, сколько в ней человек. После написания выбирается лучшая сказка в каждой из групп ( по мнению её членов), и продукт коллективного творчества предъявляется всему классу.( 2 класс)
В это время возможно и следующее задание: определить кем написан тот или иной отрывок текста (3 класс)
Вот волшебные ларцы.
Здесь начала, там концы.
Середины нет, увы….
Её придумаете вы.
В руках учителя два волшебных ларца. В одном ларце находятся написанные начала сказок, во втором- концы. Каждый ученик вытягивает по одному листочку из каждого ларца, после чего придумывает середину сказки. Когда творческий процесс заканчивается, дети знакомят друг друга с тем, что получилось. Это знакомство со сказками может осуществляться в паре ( соседи по парте) или в творческом объединении (группе учащихся). Заготовив столько карточек, сколько учеников в классе, можно применять «Волшебные ларцы» многократно.
Примеры некоторых начал
-Однажды встретились урок с переменкой и поспорили, кто из них важнее…
- Жила- была кнопочка. Её жизнь трудно назвать радостной, но однажды…
- Как приятно быть фокусником! Ты можешь всё: выполнить чьё-то желание, неожиданно изменить затруднительную ситуацию, подарить минуты радости.
Примеры некоторых концовок
-Веселье продолжалось целую неделю. Потом все устали от него. Потом все устали от него и вернулись к повседневным делам.
-А как хотелось полетать ещё раз! Но это уже было невозможно!
- Оказывается, и волшебники нуждаются в дружбе, во взаимопомощи, в понимании близких и дорогих им людей.
Применение перечисленных приёмов рождения «своей сказки» способствует развития воображения, а развитие индивидуального речевого запаса позволяет выполнять более сложные работы.( 4 класс)
Сказка , в которой все слова начинаются с одной буквы.
Одуванчик.
Однажды обезьянка Олеся, обходя огромное озеро, обнаружила одуванчик. «Одуванчик»,- обрадовалась Олеся. Одуванчик отвернулся от обезьянки. «Отчего отвернулся одуванчик?»- озадаченно огляделась Олеся. «Оглянись! Оранжевые облака, ольха около озера, огромные озёрные окуни». Окрылённый одуванчик огляделся. «Отлично!»- обрадовался он. «Одиночество окончилось»,- отозвалась Олеся.
( Аня Д.)
Стихотворения.
«Поэзия всюду, даже в траве, надо только нагнуться. Чтобы поднять её» (М. Пришвин). Именно это высказывание помогает мне осознать, «из какого сорта растут стихи». Слово открывается ребёнку по-новому в соседстве с другими словами. Дети превращают слова в игрушку, с помощью которой можно творить чудеса: стихи, загадки, шутки, поговорки.
Толкование поэтических образов.
Поэзия не может существовать без ярких образов и порой неожиданных сравнений.. В качестве примера приведу несколько толкований стихотворных строк С. Есенина.
На пушистых ветках Я так и вижу за окном зимнюю
Снежною каймой берёзку. После оттепели обиль-
Распустились кисти ный лёгкий снежок опушил её
Белой бахромой… ветки. Так рукодельницы распу
скают бахрому на салфетках,
украшая свои изделия. С. Есе-
нин увидел эту красоту на прос
том русском дереве.
( Маша П.)
Эссе-сочинение небольшого размера. (4 класс)
Эссе писали на несколько актуальных тем: «Доброта», «Моя семья»…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности уроков русского языка и литературного чтения в формировании личностных качеств младшего школьника
В статье представлены кратко моменты, связанные с воспитанием личности посредством уроков филологического цикла...
Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить младших школьников внимательно читать текст, видеть...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.
Повторение и закрепление правописания проверяемых согласных в корнях слов, формирование умений находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. Тема урока:Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Повторение произведений К.Чуковского.
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе по произведениям Корнея Чуковского по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные » направлен на ...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Текст. Русская народная сказка "Теремок" 2 класс
Урок проведен на районном семинаре педагогов...
Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...
Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе...
- Мне нравится (1)