Практика по "Развитию речи" на уроках русского языка и литературного чтения
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Панина Татьяна Викторовна

Эти практические упражнения применяются в системе, помогают ученику усовершенствовать свою речь, свободно общаться, работать сообща.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_1.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Практические задания по «Развитию речи»

1.Письмо

Письмо-это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (С.И. Ожегов)

Письмо-беседа, посылаемая от одного лица, другому. (В. Даль)

Задания:

2 класс. Напиши письмо экологам, выбери актуальную проблему и опиши её с помощью взрослого.

3 класс. Напиши письмо экологам, выбери актуальную проблему и опиши её с помощью одноклассника в паре, в группе.

4 класс. Напиши письмо экологам, выбери актуальную проблему и опиши её самостоятельно.

Телеграмма- это краткое текстовое сообщение.

2 класс. Напиши телеграмму экологам с помощью взрослого.

3 класс. Напиши телеграмму в паре, группе.

4 класс. Напиши телеграмму самостоятельно.

Сказка.

Приёмы создания сказки.

Техника фантастических гипотез.

Суть приёма заключается в постановке вопроса:

- Что было бы,если….?

Для постановки вопроса можно взять любые подлежащее и сказуемое. Их сочетание и даёт гипотезу, на основании которой можно создавать, творить, фантазировать:

-Что было бы, если все люди стали волшебниками?

-Что было бы, если все игрушки ожили?

-Что было бы, если деревья умели говорить?

-Что было бы, если люди, живущие на нашей планете перестали улыбаться?

Сказка по цепочке

Класс разбивается на небольшие группы по 5-7 человек.В группах каждый ученик пишет начало сказки и передает по цепочке. Затем пишется продолжение сказок и снова передается по цепочке. В результате в группе будет столько сказок, сколько в ней человек. После написания выбирается лучшая сказка в каждой из групп ( по мнению её членов), и продукт коллективного творчества предъявляется всему классу.( 2 класс)

В это время возможно и следующее задание: определить кем написан тот или иной отрывок текста (3 класс)

     Вот волшебные ларцы.

     Здесь начала, там концы.

     Середины нет, увы….

     Её придумаете вы.

В руках учителя два волшебных ларца. В одном ларце находятся написанные начала сказок, во втором- концы. Каждый ученик вытягивает по одному листочку из каждого ларца, после чего придумывает середину сказки. Когда творческий процесс заканчивается, дети знакомят друг друга с тем, что получилось. Это знакомство со сказками может осуществляться в паре ( соседи по парте) или в творческом объединении (группе учащихся). Заготовив столько карточек, сколько учеников в классе, можно применять «Волшебные ларцы» многократно.

Примеры некоторых начал

-Однажды встретились урок с переменкой и поспорили, кто из них важнее…

- Жила- была кнопочка. Её жизнь трудно назвать радостной, но однажды…

- Как приятно быть фокусником! Ты можешь всё: выполнить чьё-то желание, неожиданно изменить затруднительную ситуацию, подарить минуты радости.

Примеры некоторых концовок

-Веселье продолжалось целую неделю. Потом все устали от него. Потом все устали от него и вернулись к повседневным делам.

-А как хотелось полетать ещё раз! Но это уже было невозможно!

- Оказывается, и волшебники нуждаются в дружбе, во взаимопомощи, в понимании близких и дорогих им людей.

Применение перечисленных приёмов рождения «своей сказки» способствует развития воображения, а развитие индивидуального  речевого запаса позволяет выполнять более сложные работы.( 4 класс)

Сказка , в которой все слова начинаются с одной буквы.

                                  Одуванчик.

   Однажды обезьянка Олеся, обходя огромное озеро, обнаружила одуванчик. «Одуванчик»,- обрадовалась Олеся. Одуванчик отвернулся от обезьянки. «Отчего отвернулся одуванчик?»- озадаченно огляделась Олеся. «Оглянись! Оранжевые облака, ольха около озера, огромные озёрные окуни». Окрылённый одуванчик огляделся. «Отлично!»- обрадовался он. «Одиночество окончилось»,- отозвалась Олеся.                

( Аня Д.)

Стихотворения.

«Поэзия всюду, даже в траве, надо только нагнуться. Чтобы поднять её» (М. Пришвин). Именно это высказывание помогает мне осознать, «из какого сорта растут стихи». Слово открывается ребёнку по-новому в соседстве с другими словами. Дети превращают слова в игрушку, с помощью которой можно творить чудеса: стихи, загадки, шутки, поговорки.

Толкование поэтических образов.

 Поэзия не может существовать без ярких образов и порой неожиданных сравнений.. В качестве примера приведу несколько толкований стихотворных строк С. Есенина.

На пушистых ветках            Я так и вижу за окном зимнюю        

Снежною каймой                   берёзку. После оттепели обиль-

Распустились кисти               ный лёгкий снежок опушил её

Белой бахромой…                  ветки. Так рукодельницы распу

скают бахрому на салфетках,

                                                  украшая свои изделия. С. Есе-

нин увидел эту красоту на прос

                                                  том русском дереве.

( Маша П.)

Эссе-сочинение небольшого размера. (4 класс)

Эссе писали на несколько актуальных тем: «Доброта», «Моя семья»…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности уроков русского языка и литературного чтения в формировании личностных качеств младшего школьника

В статье представлены кратко моменты, связанные с воспитанием личности посредством уроков филологического цикла...

Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Повторение и закрепление правописания проверяемых согласных в корнях слов, формирование умений находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные...

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. Тема урока:Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Повторение произведений К.Чуковского.

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе по произведениям Корнея Чуковского по теме  «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные » направлен на ...

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...