Проект для III Всероссийского конкурса "Педагогический дебют учителя-дефектолога"
проект по логопедии

Ревякина Валерия Петровна

Проект для III Всероссийского конкурса Педагогический дебют учителя-дефектолога. Разработка для конкурса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальный проект

(В рамках конкурса «Педагогический дебют учителя-дефектолога 2022»)

  1. О проекте

  1. Направление, которому соответствует планируемая деятельность проекта*

Запуск речи у неговорящих детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)

  1. Название проекта*

«Поговори со мной»

  1. Краткое описание проекта

Проект является начальным этапом развития речевой активности уобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлен на формирование социальных и жизненных компетенций.

В проекте участвуют обучающихся 1-4 классы.

Проект включает в себя:

  1. Подготовку методического и ресурсного обеспечения реализации проекта;
  2. Диагностику обучающихся с целью выявления уровня развития речи у ребёнка с умственной отсталостью (нарушением интеллекта);
  3. Создание специальной коррекционно-развивающей системы по запуску речи у неговорящих детей с умственной отсталость (нарушением интеллекта);
  4. Разработку комплекс мероприятий по формированию устной речи у неговорящих детей с умственной отсталость (нарушением интеллекта);
  5. Развитие эмоционального общение со взрослым (экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство);
  6. Стимулирование речевой и психической активность детей;
  7. Развитие и проведение коррекцию психофизиологическую основу речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.
  8. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;
  9. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение);
  10. Профилактику возникновения вторичных речевых нарушений.

Основные направления реализации проекта:

Разработка мероприятий с использованием упражнений по развитию речи у ребенка с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)

  1. География проекта*

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 111 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара» Место нахождения учреждения: Российская Федерация, Самарская область, 443045, Самара г., Гагарина ул., 78.

  1. Дата начала реализации проекта

01.09.2022

  1. Дата окончания реализации проекта

25.05.2025

  1. Обоснование социальной значимости проекта*

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произносить свои первые слова.

Социальная значимость проекта заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество неговорящих детей с нарушением интеллекта, а поскольку речь – это главное средство коммуникации: общение с окружающими людьми, содействующее развитию таких детей, а поэтому одной из главных задач их обучения является формирование средств общения, что способствует становлению познавательной, эмоциональной и двигательной сфер ребёнка. Поэтому данная тема проекта является актуальной в настоящее время.

  1. Целевые группы проекта

Младшие школьники с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)

  1. Цели проекта
  1. Создание специальной коррекционно-развивающей системы запуска речи у неговорящих детей, направленной на устранение речевого дефекта у детей с умственной отсталостью, а также выравнивание психофизиологического развития детей и обеспечение всестороннего гармоничного развития
  2. Формирование устной речи  
  3. Активизация речевой активности

  1. Задачи проекта *
  1. Подготовить методическое и ресурсное обеспечение реализации проекта;
  2. Диагностика обучающихся с целью выявления уровня развития речи у ребёнка с умственной отсталостью (нарушением интеллекта);
  3. Создать (разработать) специальной коррекционно-развивающей системы по запуску речи у неговорящих детей с умственной отсталость (нарушением интеллекта);
  4. Разработать комплекс мероприятий по формированию устной речи у неговорящих детей с умственной отсталость (нарушением интеллекта);
  5. Развивать эмоциональное общение со взрослым (экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство);
  6. Стимулировать речевую и психическую активность детей;
  7. Развивать и проводить коррекцию психофизиологическую основу речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.
  8. Формировать мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;
  9. Формировать внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение);
  10. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

  1. Партнёры проекта

Партнер

Вид поддержки

Родители (законные представители)

Сопровождение обучающихся

Учитель-логопед

Организационный, консультационный

Педагог-психолог

Психологическое сопровождение участников проекта

Нейропсихолог

Организационный, консультационный; Психологическое сопровождение участников проекта

Социальный партнер представитель книжного магазина сети «Читай-город»

Информационный, организационный, консультационный

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области "Центр специального образования"

Информационный, организационный, консультационный

  1. Как будет организовано информационное сопровождение проекта

Информационное сопровождение проекта будет организовано с помощью следующих интернет-площадок:

  • Сайт школы
  • Личный сайт педагога проекта

Использование методической литературы в печатном варианте.

  1. Количественные результаты*

Показатель

Ожидаемый результат

Педагогические работники

5

Социальные партнеры

2

Обучающиеся с умственной отсталость (нарушением интеллекта)

2

  1. Качественные результаты *
  • Положительная динамика развития эмоционального общение со взрослым и коррекции психофизиологических основ речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.
  • Стимулирование речевой и психической активности детей;
  • Положительная динамика формирования мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности: внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение);

  1. Дальнейшее развитие проекта

Данный проект рассчитан на 3 года с учётом психофизиологических особенностей детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), по окончанию проекта будет проведена контрольная диагностика уровня развития речи, мониторинг эффективности разработанной системы (в течении всего периода реализации проекта), дальнейшее совершенствование речи у ребёнка с нарушением интеллекта, профилактика возникших вторичных речевых нарушений, их коррекция.

  1. Видео о проекте

  1. Данные конкурсанта (может быть руководителем или участником проекта)
  1. ФИО*

Ревякина Валерия Петровна

  1. Рабочий телефон

  1. Мобильный телефон

  1. Электронная почта

lera_samarsky@mail.ru

  1. Образование руководителя проекта, образовательные организации, в которых учится в настоящий момент

Специальность: «Коррекционная педагогика в начальном образовании»: учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Образовательная организация: «Самарский социально-педагогический колледж»

Год поступления: 2018 г.

Год окончания: 2022 г.

  1. Опыт работы

Должность: Учитель индивидуального обучения

Организация: ГБОУ школа-интернат №111 г.о. Самара

Год начала: 2022 г.
Год окончания: по настоящее время

  1. Опыт реализации социально значимых проектов

  1. Рассказ о команде проекта и рои в нем конкурсанта

Руководитель проекта: Ревякина Валерия Петровна

  1. Ссылка на профиль в социальных сетях

https://nsportal.ru/revyakina-valeriya-petrovna 

  1. Дата рождения*

09.06.1999

  1. Имеющиеся в распоряжении команды материально-технические ресурсы

  1. Помещение

Кабинет для индивидуальных занятий, кабинет психолога и логопеда.

  1. Оборудование

Проектор, ПК, мултимидийная аппратура.

  1. Другое

  1. Календарный план реализации проекта

п/п

Решаемая задача*

Мероприятие

Дата начала

Дата завершения

Ожидаемые итоги (с указанием количественных и качественных показателей)

1.

Подготовить методическое и ресурсное обеспечение реализации проекта;

Поиск и изучение материалов и статей на выбранную тему

01.09.2022г.

30.09.2022г.

Анализ данных, выборка материала для дальнейшего использования

2.

Диагностика обучающихся с целью выявления уровня развития речи у ребёнка с умственной отсталостью (нарушением интеллекта);

Проведение диагностики через ряд заданий по выявлению уровня развития речи у детей.

Мониторинг полученных данных диагностики.

21.09.2022г.

01.10.2022г.

Мониторинг полученных данных диагностики.

3.

Создать (разработать) специальной коррекционно-развивающей системы по запуску речи у неговорящих детей с умственной отсталость (нарушением интеллекта);

Разработать специальную коррекционно-развивающую систему, включающую себя мероприятия по развитию речи.

  • разработка приемов и методов логопедического обследования ребенка со сложной структурой дефекта;
  • проведение диагностики с целью выявления речевых уровня речевого развития ребенка;
  • проектирование системы коррекционно-логопедической работы с детьми данной категории.

01.10.2022г.

30.04.2023г.

Разработка единой системы ориентированной на индивидуальные особенности детей без речи с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)

4.

Разработать комплекс мероприятий по формированию устной речи у неговорящих детей с умственной отсталость (нарушением интеллекта);

Составить плана проводимых мероприятий у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта). Демонстрация проекта на сайте школы и на сайте организатора проекта. Возможная публикация статей по ходу созданных мероприятий и результативности проекта

01.10.2022г.

30.11.2022г.

Вовлечение всей группы обучающихся в коррекционно-развивающий образовательный процесс

  • Приобретение обучающимися уверенности в собственных силах, действиях.
  • Активизация мотивации познавательной деятельности к дальнейшему обучению
  • Стимуляция к высокой результативности труда
  • Корректировка личностных особенностей: тревожность, неуверенность, самооценка
  • Развитие инициативности, креативности, активности
  • Поддержание благоприятного психологического климата

5.

Развивать эмоциональное общение со взрослым (экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство);

Способствовать развитию эмоционального общения со взрослыми с помощью упражнений на коммуникацию.

01.09.2022г.

30.04.2024г.

  • Повышение эмоционально-волевой сферы;
  • Повышение способности к эмоуинальному общению со взрослыми.

6.

Стимулировать речевую и психическую активность детей;

Стимулирование речевой и психической активности детей опираясь на главные принципы работы:

  • комплексности, воздействие на все составляющие дефекта, взаимодействие всех участников коррекционного процесса;
  • максимальной опоры на полимодальные афферентации, на различные анализаторы;
  • опоры на непострадавшие звенья ВПФ;
  • поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину);
  • учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому);
  • постепенного усложнения учебного материала;
  • онтогенетический, учитывается последовательность формирования речи и её составляющих в онтогенезе;
  • функционально-семантический, с позиций которого к обучению языку общность эмоциональных реакций партнеров выступает в роли ориентировки на коммуникативную ситуацию, а согласованность предметных и речевых действий логопеда и ребенка — в роли комплексных познавательных и языковых ориентировок.

01.05.2022г.

25.05.2024г.

Стимуляция речевой и психическу. Активность детей.

7.

Развивать и проводить коррекцию психофизиологическую основу речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.

Использование следующих упражнений:

1.        Игры и упражнения, направленные на активизацию всех ВПФ ребенка;

2.        Игры и упражнения, регулирующие мышечный тонус и корректирующие поведение и эмоционально-личностную сферу детей;

3.        Игры, формирующие структуру речевой деятельности на всех её уровнях;

4.        Организованное семейное воспитание детей.

1.11.2022г

25.05.2024

Активация психофизиологическую основу речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.

8.

Формировать мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;

На индивидуальных занятиях использовать методы, приёмы и упражнения, которые будут способствовать формированию мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

1.11.2022г

25.05.2023

Формирование подражательной и репродуктивной речи

Преодоление речевого негативизма

Коррекция слухового и фонематического восприятия

Формирование начальных речевых умений в диалогическом общении

Употребление ребенком слов и предложений в ходе создания соответствующих ситуаций общения

Развитие чувствительности органов артикуляционного аппарата

9.

Формировать внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение);

Использование методов и приемов на индивмидуальных занятиях:

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

1.11.2022г

25.05.2023

Сформировать умение обучающихся к осуществлению внутреннего и внешнего лексикона.

10.

Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений

Поведение контрольной диагностики и мониторинг полученных результатов, выявление прогресса и фиксация затруднений.

1.09.2023

25.05ю2024

Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

  • Реализация задач логопедической работы с безречевыми детьми происходит в процессе использования следующих средств:
  • Игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции;
  • Игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющих корректировать поведение детей, воздействовать на эмоционально-личностную сферу;
  • Самостоятельной игровой деятельности;
  • Игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного);
  • Особым образом организованной коррекционно-развивающей среды;
  • Организованным семейным воспитанием детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Cохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или п...

Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".

Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....

Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов

В рекомендациях представлены направления, по которым может работать педагог, учитывая  степень нарушения или несформированности какой-либо функции  у ребёнка....

Проект "Формирование социально-психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушениями зрения посредством обучения линейной графике (в процессе коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога)"

В публикации представлен Проект, раскрывающий содержательные  и организационные аспекты  коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога, направленной на формирование социально-п...

Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната

Выступление на педсовете: «Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната»....

Социальный проект «Мир вокруг доступен всем» разработанный для участия во Всероссийском конкурсе "Педагогический дебют учителя-дефектолога-2022"

Социальный проект «Мир вокруг доступен всем» направлен на развитие активной жизненной позиции ребёнка, способного к толерантному взаимодействию с другими людьми, его творческого потенциала...