Рабочая программа по логопедии
рабочая программа по логопедии
Цель программы - обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей школьного возраста с системным недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_programma_po_logopedii_5_klass.docx | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат №16»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Протокол заседания ШМО Заместитель директора Приказом директора
учителей гуманитарного цикла по учебно-воспитательной работе КГКОУ ШИ16
от « » августа 2019 г ________ ФИО от « »____________2019г._____
от «___»___________2019г.
Рабочая программа
по логопедии
для обучающихся 5 класса
Программу разработала – учитель-логопед
Лаврова Елена Павловна
2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Логопедии» разработана в соответствии с нормативно – правовой базой:
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002г. №29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Закона РФ «Об образовании» от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599
- Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования",
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами",
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГКОУ ШИ16
- Учебного плана КГКОУ ШИ 16 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края на 2019-2020 учебный год, утвержденного приказом директора от 06.09.2019 №149 – осн..
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений: 5-9 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2012.- сб. 1.
Программа определяет содержание логопедической коррекции обучающихся 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы, имеющих системное недоразвитие речи, испытывающих трудности при изучении русского языка (овладении письменной и устной речью).
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством обучения. Логопедическая работа в школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей, обучающихся по программам специальной (коррекционной) школы VIII вида, способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников.
Работа по исправлению речевых нарушений у детей, обучающихся по программам для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида должна строиться с учетом степени проявления речевого дефекта обучающихся, возрастных и индивидуальных особенностей, программы по русскому языку.
Нарушения речи у большинства обучающихся 5 класса в данном учреждении носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи, связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны (в рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями; связные тексты состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения);
- дислексия;
- дисграфия.
Одним из условий, способствующих эффективности программы, является логопедическое воздействие, направлено не только на один изолированный дефект, а на речевую систему в целом.
Цель программы - обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей школьного возраста с системным недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Основные задачи программы:
1.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
2.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
3.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
В основе программы лежат следующие принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма - веры в возможности ребенка, объективного, позитивного подхода;
- системности – изучения ребёнка как целостного, своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменения содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода - взаимосвязи коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;
- здоровьесберегающий принцип - количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
Базисный учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений отводит на изучение логопедии в 7 классе – 68 часов в год (2 часа в неделю).
Занятия направлены на:
- Уточнение знаний о составе слова, нахождение родственных слов, выполнение различных способов словообразования (с помощью приставок и суффиксов).
- Формирование умений согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.
- Формирование навыков: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.
- Отбор языковых средств, адекватных смысловых концепций, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство).
- Формирование навыков выделения предложения из речевого потока, умение определять количество предложений в тексте.
- Активизацию и обогащение словаря (путем усвоения новых слов, смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний, наблюдение явлений многозначности, синонимии, антонимии и омонимии слов).
- Формирование мотивации к логопедическим занятиям через разнообразные формы работы.
Ведущей формой обучения являются групповые занятия.
Методы: словесные, практические, наглядные.
Технологии:
- коррекционно-развивающие технологии;
- личностно ориентированное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- дифференцированный подход в обучении;
- игровые технологии;
- ИКТ - технологии.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- алфавит;
- способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова);
- чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
- графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
Учащиеся должны уметь:
- согласовывать слова в словосочетании и предложении;
- пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;
- обозначать мягкость согласных буквой ь;
- разбирать слова по составу;
- выделять имя существительное как часть речи;
- строить простое распространённое предложение;
- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Скороговорки, долгоговорки
1. У лисы лисята
2. У елки иголки колки
3. Петр Петру пек пироги
4.Все бобры добры для своих бобрят
5. Съел Слава сало, да сала было мало
6. У Кондрата куртка коротковата
7. На горе, на пригорке стояли 22Егорки : раз Егорка, два Егорка……
8. Слишком много ножек у сороконожек
9. У 33 поросят 33 хвостика висят
10. Ужин нужен и жуку, и жуку, и пауку
11. У ежа- ежата, у ужа – ужата
Учебно-тематический план 5 класс
№п/п | № по теме | Тема | Кол-во часов |
1 | 1 | Предложение | 4 |
2 | 5 | Состав слова | 4 |
3 | 9 | Безударная гласная в корне слова | 2 |
4 | 11 | Сомнительная согласная в корне слова | 2 |
5 | 13 | Непроизносимая согласная в корне слова | 2 |
6 | 15 | Удвоенные согласные | 2 |
7 | 17 | Приставки и предлоги | 3 |
8 | 20 | Имя существительное | 10 |
9 | 29 | Предложение | 4 |
10 | 31 | Обследование | 2 |
Календарно – тематическое планирование 5 класс, 2 часа в неделю
№ | Программный материал для групповых занятий | Работа над предложением и связной речью. | Словарная работа. | Кол-во часов | Оборудование | Дата. |
I | Предложение | 4/35 | АРМ учителя-логопеда | |||
1. | Главные члены предложения | Определение темы текста. Озаглавливание текста | адрес конверт | 1 | Подготовительные упр-я / перед применением режима Кардио/ | 01.09 07.09 |
2. | Второстепенные члены предложения | Выделение основной мысли текста | бензин | 1 | 08.09 14.09 | |
3. | Выделение предложений по цели высказывания | Обобщение пройденного о признаках текста | библиотека | 1 | 15.09 21.09 | |
4. | Обобщение по теме: «Предложение» | Отличие предложения от текста | ботинки | 1 | 22.09 28.09 | |
II | Состав слова | 4 | ||||
1. | Состав слова. Корень и однокоренные слова. | верблюд | 1 | Цель: познакомить уч-ся с понятиями саморегуляция, диафрагмальное дыхание. Логопед объясняет, что надо договариваться со своим организмом, тогда легче справляться с трудным напряжением, страхом, волнением. | 29.09 05.10 | |
2. | Состав слова. Окончание | Изменение окончания в различных формах одного и того же слова | верёвка верстак | 1 | 06.10 12.10 | |
3. | Состав слова. Приставка | Словообразовательная и смыслоразличительная роль приставок в слове | география остров охота естествознание | 1 | Саморегуляция - это умение владеть собой. Самый простой способ - это дыхание животом, тогда сердце, сосуды и дыхательная система работают без перегрузки. | 13.10 19.10 |
4. | Состав слова. Суффикс | Образование слов с помощью суффиксов. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от суффикса. | герой граница орден отряд охрана | 1 | 20.10 26.10 | |
III | Безударная гласная в корне слова | 2 | ||||
1. | Безударная гласная в корне слова | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Перфокарты. | горизонт | 1 | 27.10 09.11 | |
2. | Проверка безударной гласной в корне | Проверка путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне | грамота | 1 | Упражнение « Пульс» Упражнение «Лифт» Занятие 3 – обучение прогрессивной мышечной релаксации Упражнение» Растягивание» Упражнение « Жираф» Упражнение « Морщинки» | 10.11 16.11 |
IV | Сомнительная согласная в корне слова | 2 | ||||
1. | Сомнительная согласная в корне слова | Составление рассказа с выбранными словосочетаниями | долото металл железо | 1 | 17.11 23.11 | |
2. | Проверка сомнительной согласной в корне слова | забота защита знамя | 1 | 24.11 30.11 | ||
V | Непроизносимая согласная в корне слова | 2 | Диагностический сеанс « ЭМГ». Звукозапись долгоговорок в исполнении этих уч-ся Режимы сеанса Лого: - режим « Выдох» - режим « Чтение» - режим « Речь» , « Отдых» | |||
1. | Непроизносимая согласная в корне слова | канал | 1 | 01.12 07.12 | ||
2. | Правописание непроизносимой согласной в корне слова | каникулы | 1 | 08.12 14.12 | ||
VI | Удвоенные согласные | 2 | ||||
1. | Удвоенные согласные | картон | 1 | 15.12 21.12 | ||
2. | Правописание удвоенных согласных | коллекция | 1 | 22.12 11.01 | ||
VII | Приставки и предлоги | 3 | ||||
1. | Правописание приставок и предлогов | Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. | колонна | 1 | 12.01 18.01 | |
2. | Буква ъ после приставок | компас | 1 | 19.01 25.01 | ||
3. | Контрольный диктант | 1 | 26.01 01.02 | |||
VIII | Имя существительное | 10 | ||||
1. | Общее понятие о частях речи | Выписать из текста имена существительные, связанные с темой грозы. | космос | 1 | 02.02 08.02 | |
2. | Имя существительное | Подобрать имена существительные с темой «Рыбалка». Составить с ними предложения. | матрос | 1 | 09.02 15.02 | |
3. | Имена существительные собственные и нарицательные | Расположить части текста в следующем порядке: -основная мысль; -примеры, факты, подтверждающие основную мысль; -ещё раз об основной мысли, но другими словами | область | 1 | 16.02 22.02 | |
4. | Имена существительные собственные и нарицательные | овраг | 1 | 01.03 02.03 | ||
5. | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | победа | 1 | 15.03 16.03 | ||
6. | Род, число имён существительных | природа равнина | 1 | 22.03 23.03 | ||
7. | Мужской и женский род с шипящей на конце слова | ракета | 1 | 29.03 30.03 | ||
8. | Падежи | Распознавание падежей. Выделение из предложений различных словосочетаний с именами существительными, постановка вопроса от главного слова к зависимому и определение падежа | салат | 1 | 05.04 06.04 | |
9. | Склонение имён существительных | салют | 1 | 12.04 13.04 | ||
10. | Падежные окончания существительных трёх склонений | свобода | 1 | 19.04 20.04 | ||
IX | Предложение | 4 | ||||
1. | Распространённые и нераспространённые члены предложения | Восстановить порядок предложений в тексте | север | 1 | 26.04 27.04 | |
2. | Главные и второстепенные члены предложения | стамеска инструмент | 1 | 03.05 04.05 | ||
3. | Однородные члены предложения | Составление текста письма. Знакомство с образцом. Анализ структуры письма. Коллективное составление текста письма по образцу. | столица | 1 | 10.05 11.05 | |
4. | Схема синтаксического разбора | физкультура творог | 1 | 17.05 18.05 | ||
X | Обследование | 2 | ||||
1 | Обследование письменной речи | 1 | 24.05 | |||
2 | Обследование устной речи | 1 | 25.05 |
Список литературы
- Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
- Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
- Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
- Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
- А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
- Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
- М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
- Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.
- Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.
- Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева «Логопедия». Москва. 1995 г.
- С.Ф. Иваненко «Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи». Москва. 1987 г.
- И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи». Москва. 1983 г.
- Л.Г. Кобзорева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина «Коррекционная работа со школьниками с общим недоразвитием речи». ТЦ «Учитель». 2001 г.
- Т.А. Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка». Москва. 1980 г.
- Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык». Учебник для 5 класса. Москва. 2009г.
- З.Ф.Малышева. «Чтение». Учебник для 5 класса. Москва. 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по логопедии
В работе представлены рабочие программы для 1-4 классов...
Рабочая программа по логопедии( коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия) 2 кл
Представлена рабочая программа по логопедии, 2 кл., дисграфия, обусловленная недоразвитием фонематического восприятия. В программе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по логопедии
Данная программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся с ОНР с 1-го, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения)....
рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда с календарно-тематическим планированием на массовую школу...
рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа учителя-логопеда на классы скоу...
Рабочая программа по Логопедии 2 класс
Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ»
Рабочая программа коррекционной логопедической работы в школе...
- Мне нравится (1)