Тема урока: "Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Мартель Светлана Владимировна

Урок русского языка во 2 классе создан по программе "Школа России" авторов Зелениной Л. М. , Хохловой Т. Е. Тема урока: Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова". Тип урока: закрепление изученного материала по теме. Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная. Использованы методы: проблемный, частично - поисковый. На уроке присутствует сказочный персонаж - Смайлик, который путешествует и учится вместе с детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: "Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова".

Место и роль урока в изучаемой теме: 3 урок по теме ( из 6)

Цели и задачи урока: закрепление  умения  детей подбирать к словам с парными звонкими и глухими согласными  проверочные слова; развить коммуникативные навыки учащихся.

Оборудование:  «Алгоритм проверки парной согласной в корне».

Тип урока: закрепление изученного  материала.

Форма работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Методы: проблемный, частично – поисковый.

Цель урока:

Образовательные: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова.

Развивающие:  развивать умение подбирать проверочные слова. развивать речь, орфографическую зоркость, внимание , память 

Воспитательные: формирование умения работать индивидуально 

, в малых группах; формирование коммуникативных умений учащихся ( включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга); воспитание интереса к обучению.

Запись числа в тетради и классной работы.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 

На доске картинка с изображением весёлого Смайлика           2 мин

   - Ребята, давайте все посмотрим на Смайлика и подарим друг другу улыбки. Настроимся на работу…  Смайлик будет учиться вместе с нами и двигаться вперёд.

2. Актуализация знаний.                                                               3 мин

- На  какие 2 группы можно разделить все буквы русского алфавита? ( гласные и согласные)

- Сколько гласных букв?(10)

- Согласных?  ( 21)

- Вспомните, что вы знаете о согласных звуках?  ( бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)

- Какие есть согласные особенные? (парные) Если не ответят, то…. Любят ходить на прогулку парами…)  

-  В чём их особенность?

3. Минутка чистописания.                                                  5 мин

- Однажды звонкие и глухие согласные построились парами и пошли на прогулку, однако налетел лёгкий ветерок и перепутал все буквы. Посмотрите, в каком беспорядке находятся они. Помогите им найти свои пары.

(к доске выходят 6 человек , находят пары, берут буквы в руки и поднимают их вверх).

Все дети оценивают их работу.

Запись в тетрадях: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите.

    Хорошо того учить, кто хочет всё знать.

Физминутка:      Надели бусики вперёд…    назад…

4.Формулирование темы урока.

 - Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока? ( Парные согласные в корне). (Учитель открывает  тему на доске.)

           1 мин

 - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

   -  Что же мы с вами сначала должны повторить? (какие есть парные согласные.) Чему должны учиться? ( Правильно писать парные согласные в корне.) Как проверять такие слова?  

5.   Сегодня на уроке мы проведем с вами исследование на тему “Правописание парных согласных в корне ” 

Давайте исследуем слова и попытаемся определить, в каких случаях мы можем ошибиться при написании парных согласных в корне слова. (дети записывают нужные слова - столбиком)

 

На доске:     Подружка, машина, сапог, гриб, груша.        3 мин

 

(Дети называют слова и объясняют, в каких словах можно ошибиться.

- Где может стоять парная согласная?

        Когда же мы можем ошибиться при написании парных согласных в корне слова?

 

7. Самостоятельная работа.

Мы определили нужные нам слова вместе, а теперь поработайте самостоятельно.  Обсуждают, затем каждый пишет в своей тетради.    4 человека работают на листах

На доске:        с другой стороны доски        10 мин

1 вариант : Луг, лиса, сугроб, медведь, заяц.

2 вариант: Морковка, редиска, огурец, картофель, помидор.

У доски работают 4 человека, которые работали на листочках.

        Прочитайте группу слов. Что общего? Какие слова вы выписали?

        Сравните слова 1 варианта со словами 2 варианта. Что заметили?

 

(Несмотря на разное местонахождение парных согласных, все они стоят в корне слова.)

 

        А теперь перед нами задача – определить способ проверки написания парных согласных в корне слова. Что для этого надо сделать?

 

        У  слов 1 варианта попробуем изменить форму слова.

К словам 2 варианта подберите однокоренные слова.

Проверка:

Луг - луга

Сугроб -сугробы        изменили форму слова

Медведь - медведи

        Какой вывод сделаем?

 

Давайте попробуем проверить слова 2 варианта

 

Морковка –морковочка, морковный

 Редиска – редисочка        однокоренное слово

 Ягодка - ягодок

        Что заметили? Подойдет сюда этот способ? Почему?

        Какой вывод сделаем?

 

        Сегодня вы поставили перед собой задачу пополнить свои знания о  проверке написания парных согласных в корне слова. Можете ли сейчас сделать вывод и ответить на свои вопросы сами?

8. Физминутка  

     -  Я буду называть слова. Если слово начинается на глухой согласный, вы приседаете, а если начинается на звонкий согласный - поднимаете руки вверх:

Зайка, сойка, трава, дрова,        2 мин

Жить, шить, тень, пень,

Дверь, зверь, пеньки, деньки.

9.  Выведение алгоритма проверки                   3 мин

Найти парную согласную в слабой позиции        весна – в нужно проверять?

Измени форму слова                

Поставь слово               Поставь слово-

 во мн.ч.                         помощник  «нет»

Подбери однокоренное слово.

9. Закрепление.         2 мин

   

 Игра « Доскажи словечко».  Назвать способ проверки.

1.  Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … ( глаз).

2.  Всё перетрут терпение и … ( труд).

3.  На цветах  гудят жуки,

    Пахнет клевер сладко.

    Ребятишки у реки

    Встали на … (зарядку).

4. Что за чудо – синий дом!

    Ребятишек много в нём.

    Носит обувь из резины

    И питается бензином! ( Автобус).

10. Рефлексия.  Парная работа.  Выполнение теста.

Проверка теста с образца. Отметьте количество ошибок.

- Что с сегодняшнего урока вы унесёте с собой в памяти?

11. Домашнее задание.  По выбору: с. 93 упр. 60 или: придумать и записать 5 предложений, в которых есть слова с парными согласными.

Доп. Материал.                10.  Игра «Огонёк»

У Васютки ужки чутки. Усы длинные, шупка шёлковая, Гласки огневые, кокти цебкие. Ласков Васька да хитёр.

- Запишите только те слова, над которыми загорелся огонёк.  Подберите проверочные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг по русскому языку по теме "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова". Таблица Exel

Мониторинг  по  русскому  языку  по  теме: "Парные  звонкие и  глухие  согласные  в  корне  слова"  в  3  классе  содержится ...

Урок русского языка во 2 классе по теме " Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"

формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова....

Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Ознакомление с правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Урок русского языка 2 класс по УМК "Начальная школа XXI века" ТЕМА: Ознакомление с правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов....

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Планета Знаний"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"  УМК "Планета Знаний"...

урок по теме: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. 3 класс ФГОС

Открытый урок обобщения знаний проведен на методической неделе, получил высокую  оценку коллег....

Тест по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

Проверка усвоения темы "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова" в тестовой форме...

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме:Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Урок русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") тема;"Парные звонкие и глухие согласные в корне слова"На уроке использованы: работа в парах постоянного и сменного состава.индивидуальнаяи фронтальн...