Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем – дефектологом на индивидуальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
консультация по логопедии
Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем – дефектологом на индивидуальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют временные или постоянные отклонения в психическом и физическом развитии, что препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Одним из главных приоритетов в работе учителя - дефектолога с такими детьми является индивидуальный подход с учётом специфики психического и физического здоровья каждого ребёнка и создание условий, способствующие развитию личности и эффективному усвоению программы.
Одновременно с использованием традиционных методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в своей практике я использую нетрадиционные методы и приёмы. Разнообразные нетрадиционные методы и приёмы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность освоение программного материала.
Нетрадиционные методы и приёмы: наглядное моделирование, кинезеологические упражнения, упражнения на развитие координации движений рук и пальцев, логоритмика, рисование двумя руками, игры с природным материалом, использование визуального расписания и системы жетонов.
Коррекционно – развивающая деятельность я строю с использованием игровых методов и приёмов в том числе это и игры с природным материалом. Игры с природным материалом - водой, песком, шишками, каштанами, желудями, крупой - широко используются в корекционн -развивающей работе с данной категорией детей. Массаж «дарами природы»- шишки, каштаны, жёлуди. Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи. В обучении играм с природным материалом используются совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию взрослому, действия по образцу.
Формирование связной речи у детей с ОВЗ наиболее важный раздел коррекционного обучения. Для построения навыков связанной речи, усвоение программного материала на своих занятиях с детьми с ОВЗ я использую приемы мнемотехники и наглядного моделирования в виде предметно-схематических моделей, графических рисунков. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом, которые помогают детям правильно излагать свои мысли, подбирать нужные слова и другие средства языка при программировании и построении логически последовательных и развернутых высказываний. Применение символов, пиктограмм и схем облегчает запоминание, увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.
С целью профилактики дисграфии я использую изографы. Работа с изографами направлена на развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза, пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза, слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха.
Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в разных направлениях. Ребёнок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
Дети с особыми образовательными потребностями очень часто имеют трудности поведения и концентрации внимания, эмоциональные нарушения, тяжёлые нарушения речи.
Одним из простых и доступных методов коррекции проблем у детей с ОВЗ являются кинезиологические упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и способствуют развитию межполушарного взаимодействия.
Примеры кинезиологических упражнений, которые я использую в своей практике
«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно все пальцы. « Пальчики здороваются».
«Кулак-ребро-ладонь» - на столе последовательно, сменяя друг друга, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром. Выполнять 8-10 раз. Выполняется отдельно каждой рукой, затем двумя руками вместе в среднем и быстром темпе.
«Лезгинка» - левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе, правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Происходит смена рук. 6-8 раз.
«Зеркальное рисование» - Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (Гриб, ель, дом, квадраты, треугольники, проведение горизонтальных и вертикальных линий, геометрические фигуры, буквы). При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки
«Ухо-нос»- левой рукой - кончик носа, а правой - за противоположное ухо и меняем местами. Одновременно отпустите ухо – нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.
«Горизонтальная восьмерка» - Вытянуть правую руку на уровне глаз, пальцы сжаты в кулак, оставив указательный и средний вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку большого размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.
Упражнения с игольчатым мячиком и мячиком Су-Джок.
Кинезеологические упражнеия рекомендуется использовать:
-если ребёнок гиперактивный, или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
- отмечаются резкие перепады настроения;
-отмечаются нарушения пространственной ориентации в собственном теле путает «лево – право»,
- ребёнок плохо запоминает и быстро забывает;
-плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
-быстро переключается с одного действия на другое;
-присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);
- быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, письмо и счёт.
Для улучшения коммуникативных возможностей детей с расстройствами аутистического спектра, используются средства альтернативной коммуникации, при которой осуществляется переход от реального предмета к фотографии этого предмета, затем к цветному изображению и к схеме.
Также в работе с данной категорией детей я использую визуальное расписание - изображения и слова, которые направляют ребёнка к выполнению последовательности действий на занятии. Визуальное расписание — наиболее эффективный способ упорядочить учебную и бытовую деятельность детей с расстройства аутистического спектра. Оно позволяет наглядно выстроить распорядок дня или последовательность заданий, которые необходимо выполнить ребенку.
Для ребёнка с РАС визуальное расписание не только полезно, но и крайне необходимо. Визуальное расписание в первую очередь подскажет ребенку порядок событий, научит переходить от одного задания к другому, поможет самостоятельно структурировать свою деятельность
Визуальное расписание – это наглядная помощь для ребенка, которая структурирует его жизнь. Как правило, визуальное расписание применяется для детей с РАС, а так же пойдет и для детей с задержкой психического развития, и для нормотипичных детей.
Система подкрепления с помощью жетонов — это очень полезный подход для увеличения желательного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра как дома, так и во время индивидуальных занятий. «Жетон» — это любой предмет (монетка, наклейка, картинка на ленте-липучке, магнитик и так далее), который выдается за желательное поведение. После того как ребенок соберет заранее оговоренное количество жетонов, он сможет обменять их на отсроченное поощрение (например, , игрушку или совместную игру).
Как показывает практика нетрадиционные методы и приёмы являются перспективными в работе с детьми с ОВЗ.
Подготовила учитель –дефектолог Мартынова Н.Н. ГБУ ЦППМСП м.р.Пестравский Самарской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно - нравственных качеств с помощью сказкотерапии на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Влияние сказки на воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Статья «Методы и приемы индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГПД»
Данная статья раскрывает эффективные подхлды к детям с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей....
«Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и задержкой психического развития».
laquo;Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и задержкой психического развития»....
СОЧЕТАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учёбе. Инновационные методы воздействия и здоровьесберегающие технологии в деятельности ло...
Игровые методы как эффективное средство активизации учебного процесса при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Современная методика обучения за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых – существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. На на...
Статья на тему: Методические аспекты организации спортивных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья
1. Особенности процесса обучения плаванию детей с нарушением интеллекта с использованием методики формирования ритмо-скоростной основы техники При обучении плаванию лиц с нарушением интеллекта не...
Тренинговые занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
Методическая разработка по теме: «Использование тренинговых занятий в процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»....