Статья «Методы и приемы индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГПД»
статья (1 класс) по теме
Данная статья раскрывает эффективные подхлды к детям с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_ind_raboty_s_detmi_s_ovz.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 432
Колпинского района
Санкт-Петербурга
Доклад на МО
На тему: «Методы и приемы индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГПД»
Выполнила
воспитатель Редкоус Нина Павловна
первой квалификационной категории
Санкт – Петербург
2017 уч. год
В настоящее время педагогам часто приходится встречаться и работать с детьми, имеющими различные отклонения в психофизическом развитии (нарушения зрительного восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, опорно-двигательного аппарата и др.). В ряде случаев могут отмечаться не грубые формы нарушений, а легкие (слабовыраженные) отклонения от нормы. Наиболее актуальной проблемой является возможность социализации, адаптации и профессиональной реабилитации людей с недостатками развития в обществе. Поэтому педагогам необходимо знать основные способы, приемы, технологии и техники коррекции нарушений развития, уметь анализировать причины, их вызывающие, способы их предупреждения и компенсации, что в совокупности условно можно определить, как основы знаний коррекционной педагогики. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление отставаний в развитии ребенка, имеет исключительно важное значение для формирования личности человека, обучению в школе и для дальнейшей его жизни. Особая ответственность в этом плане лежит как на родителях детей или лицах их заменяющих, так и на работниках школьных учреждений.
Выбрать из многих методических приемов, подходов, упражнений– является трудной задачей. «Надо уметь видеть лес за деревьями. Рецепт составляет сам педагог и воспитатель. В этом ему помогает его эрудиция, культура, гуманизм, одним словом – профессионализм» – Н.П. Вайзман.
Проблемные дети – это особые дети и им нужно уделять особое внимание и в большей степени, т. е. чуть больше терпения, любви, внимания и т. Д
Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое трудные дети?
Вечный вопрос или больной нарыв!
Вот он сидит перед нами, взгляните!
Сжался пружиной, отчаялся он…
С миром оборваны тонкие нити, Словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметил и… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли…!!!
/С. Давидович/
Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются "трудные" воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.
Индивидуальный подход и воспитание в коллективе, через коллектив не противоречат друг другу. А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике "индивидуального действия", рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход - это не "парная педагогика", не камерное воспитание, не "разрозненная возня с каждым воспитанником". Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс.
Педагогу, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс
Говоря о работе группы продленного дня, нужно отметить. что основной целью работы педагога с особыми детьми – это создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранней специализации.
Задачи работы – сокращение социальной изоляции ребенка и приобщение его к различным видам продуктивной и творческой деятельности, Необходимо считать ребенка не объектом воздействия взрослого, а субъектом совместной деятельности. Обеспечивать особую организацию образовательной среды, дифференциацию и индивидуализацию образования. Использовать специфические методы, приемы и средства обучения.
Чтобы достичь положительных результатов в своей работе, я постаралась создать для детей прежде всего положительную среду, в которой бы дети себя чувствовали уютно и комфортно, а также создать атмосферу взаимной любви в классе, т.е. атмосферы взаимопонимания , взаимопомощи, взаимной поддержки.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время работы с красками, пластилином или природным материалом, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы, очень важны для общего развития. Изобразительная деятельность влияет на развитие личности, воспитание характера ребенка. Иногда не так – то просто выполнить ту или иную работу по рисованию, аппликации, лепке. Это требует определенных волевых качеств. Постепенно у детей формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Мы уже выполнили несколько коллективных работ по аппликации: «Белочка», «Грибочки для белочки». На этом занятии по конструированию на тему: « Новогодняя елочка» перед детьми стояла цель: сделать из бумаги деталь елки путем складывания бумаги по схеме изготовления «самолетика», а затем соединить все детали в одно целое, чтобы получилась елка. Не все дети могли точно выполнять задание, я использовала дополнительный показ, объяснение, поэтапное изготовление за своим показом. Выполняя коллективную работу, создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить личное участие в общем деле. Использование разнообразных видов коллективной работы дает возможность формировать умение планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Это формирует дружеские, доброжелательные отношения, взаимопомощь, товарищество.
В данном виде деятельности есть реальная возможность формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. А это немаловажный фактор, который может повлиять и на учебную деятельность.
Методов много:
1. Систематическая комплексная индивидуальная психолого педагогическая коррекция.
2. Использование заданий, максимально возбуждающих активность ребенка.
3. Закрепление навыков через многократное повторение указаний и упражнений.
4. Поэтапное обобщение проделанной на уроке или занятии работы.
5. Задания с опорой на образцы.
6. Использование доступных инструкций.
7. Использование максимума наглядности.
8. Динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка.
Одним словом, к организации работы детей в группе продлённого дня воспитатель должен подходить творчески, а не следовать какой-то заранее заученной системе или копировать урок. Возможности педагогического воздействия с целью реализации интеллектуального потенциала учащихся неоспоримы и очень велики. Ожидая от ребенка интеллектуального роста, учитель непроизвольно организует педагогический процесс так, что это стимулирует умственное развитие ученика.
Работая с категорией детей с нарушениями в развитии, учитель должен:
• Постоянно искать новые пути и средства работы с проблемными детьми.
• Уметь занять свою позицию по отношению к ребенку.
• Корректировать собственную картину мира (преодолевая узость видения проблемы).
• Быть способным к внутреннему диалогу (любить себя и переносить любовь к себе на любовь к людям в целом и детям в частности).
• Быть способным видеть и слышать себя со стороны.
• Обладать профессиональной компетенцией.
• Уметь ясно излагать свои мысли.
• Соблюдать направленность в разговоре: понимать кому, зачем, что, как, где и когда говоришь.
• Уметь видеть и чувствовать своего «зрителя», собеседника.
• Соблюдать эмоциональный ритм беседы, управляя «взлетами и падениями».
• Уметь импровизировать на ходу.
• Уметь повторять главные мысли.
• Уметь громко и выразительно говорить.
Важные в работе профессиональные качества учителя
1. Речь учителя.
2. Артистизм.
3. Четкость мимики.
4. Жесты учителя.
5. «Лучеиспускание глаз» (К. Ушинский).
6. Пожатие руки.
7. Психологическое и физическое поглаживание.
8. Профессионализм.
9. Авторитарно-демократический стиль общения.
10. Разумная требовательность.
11. Позитивная установка.
12. Неиссякаемое терпение.
13. Справедливая строгость.
14. Умение встать на сторону ребенка.
15. Вера в компенсаторные возможности ребенка.
16. Любовь к детям и своей профессии.
Таким образом, учитель – это друг, помощник, родитель, воспитатель, психолог, терапевт, наставник для ученика. Учитель – это человек, который верит в ученика и готов дать ему человеческой любви, если ребенок не получает ее дома от родителей.
Профессиональные требования к личности учителя
1. Наличие педагогических способностей (педагогическая одаренность).
2. Разносторонне образованный человек.
3. Терпение и оптимизм – профессиональные качества учителя для успешной работы в условиях длительного педагогического процесса.
4. Знание возрастной психологии (процесс воспитания бесконечный).
5. Развитая эмпатия, т. е. способность видеть ситуацию глазами другого человека, умение поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его глазами.
6. Скромность (т. к. пед. процесс – это скрытый процесс и результат виден не сразу).
7. Быть прогнозистом, уметь за настоящими проблемами видеть будущее.
Следует помнить, что педагогическая деятельность – это деятельность, устремленная в будущее.
Педагог должен уметь и хотеть:
привлечь внимание детей к себе;
• заинтересовать учащихся собой;
• увлечь собой;
• прийти к Сотрудничеству.
Учитель должен помнить, что у ребенка всегда есть право:
• на непохожесть;
• на неудачу;
• на уважение к его ошибкам;
• на возможность исправиться;
• на великодушие учителя;
• на любовь.
Немецкий педагог-дефектолог П. Шуман писал: «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя».
Смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха (дать каждому пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя). В основе ожидания успеха лежит стремление заслужить одобрение старших – учителей, родителей. При создании ситуации успеха учителем достигается эмоциональный комфорт в классе, особенно важно это в период учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...
Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Применение методов Образовательной Кинесиологии (Образовательной Кинестетики) в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного образовательного учреждения с целью профилактики и ко...
Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, имеющими тяжёлые нарушения речи
В материале представлены методы и приёмы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения в устной и письменной речи....
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...
Статья: "Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности"
Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности...
Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем – дефектологом на индивидуальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем – дефектологом на индивидуальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ...