Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
учебно-методический материал

Постольник Татьяна Викторовна

В настоящее время все нетрадиционные направления доступны, и в тоже время, оставляют за собой огромный потенциал и материал для дальнейших модификаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М.П. Константинова

Нетрадиционные методы и приемы,

используемые учителем в работе с детьми

с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Подготовила:

учитель-дефектолог

Постольник Т.В.

2023 г.

     Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении. Независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Помимо проблем социального взаимодействия и общения, дети с ОВЗ имеют сложности в адекватном восприятии мира. У них нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится деструктивным.

  Главная задача в работе с такими детьми открыть дверь в этот мир, научить общаться, воспринимать себя в этом мире, воспитать духовно-нравственные качества, развивать творческие способности.

Психолого - педагогическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей. Основная задача коррекционной работы -  создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ - одна из основных задач, которую пытаются решить как педагоги, так и дефектологи. Для решения важнейших задач их психического и физического развития в последнее время активно стали внедряться нетрадиционные методы и средства. В настоящий момент разработано множество нетрадиционных методик обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, такие как:

- изотерапия (лечение по средствам изобразительной деятельности);

- музыкотерапия (терапия через музыку, куда входит, кинезитерапия);

- имаготерапия (терапия через образ, куклотерапия).

- сказкотерапия;

- песочная терапия (педагогическая песочница)

И многие другие.

Посредством участия в интересной творческой деятельности ребенок с ограниченными возможностями может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Ему зачастую значительно легче выразить свои чувства в музыке, рисовании, а не словами. В подобной творческой деятельности проявляется активное взаимодействие, возникает партнерство, развиваются фантазия и самостоятельность.

Включение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. 

Разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность работы в целом.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

1. занятия могут проводиться ежедневно;

2. занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

3. от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;

4. алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия.

В настоящее время все нетрадиционные направления доступны, и в тоже время, оставляют за собой огромный потенциал и материал для дальнейших модификаций. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей человека, в настоящее время является актуальной задачей.

Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые из них в рамках индивидуальной работы с детими ОВЗ и попробуем на себе.

1) Интеррактивные тетради (альбомы)

- правила по русскому языку и математики

- рабочие тетради по ОПМ, ОСМ, домоводству, человеку, музыки, адаптивной физкультуре

- альбомы: изо, 1 год обучения

2) Словарная работа

3) Математика

4) Изобразительное искусство, ручной труд

Изотерапия

Изотерапия – уникальный метод, направленный на самовыражение ребёнка с проблемами, на повышение его адаптивных возможностей, на формирование абстрактного мышления, на сохранение и развитие в ребёнке социальной уверенности, творческого начала и возможности проявить себя как личность.

Упражнение «Дорисуй картинку».

Это упражнение развивает внимание ребенка; мелкую моторику рук; дает понятие «симметричность предметов».

Необходимо дорисовать картинки таким образом, чтобы они стали полностью одинаковые.

Изографы

Изографы – это картинки, визуально похожие на определенный предмет, но состоят из стилизованных букв, которые нарисованы различным образом, но обозначают название этого предмета.

В начальной школе изографы можно использовать при словарной работе, при отработке навыка написания слов с безударными гласными.

Игра-работа направлена на:

– развитие внимания; 

– зрительного анализа;

– чёткого создания и запоминания образа буквы;

– развитие анализа и синтеза речи (на уровнях: звук/буква, слог, слово).

Примеры работы с изографом:

     1 Развитие звукового анализа и синтеза (произнесите слово и звуки, из которого оно состоит). Сколько звуков (букв) в этом слове?

https://ng-press.by/wp-content/uploads/2020/12/Risunok1-6.png             https://ng-press.by/wp-content/uploads/2020/12/Risunok2-4.png

Морковь – 7 букв, но 6 звуков.

 Ягода – 5 букв, звуков 6.

 Формирование понятия «двойная роль гласных».

     2. Развитие связной речи. Составьте предложение, используя слова-изографы:

https://ng-press.by/wp-content/uploads/2020/12/Risunok3-3.jpg https://ng-press.by/wp-content/uploads/2020/12/Risunok4-3.png https://ng-press.by/wp-content/uploads/2020/12/Risunok5-3.png https://ng-press.by/wp-content/uploads/2020/12/Risunok6-1.png

(В корзине лежат капуста, помидор, морковь.)

     3. Развитие познавательных процессов.

– Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»:

https://ng-press.by/wp-content/uploads/2020/12/Risunok7.png https://ng-press.by/wp-content/uploads/2020/12/Risunok8.png https://ng-press.by/wp-content/uploads/2020/12/Risunok9-1.jpg https://ng-press.by/wp-content/uploads/2020/12/Risunok10.png

– Формирование обобщающих понятий (назови одним словом):

https://ng-press.by/wp-content/uploads/2020/12/Risunok11.png https://ng-press.by/wp-content/uploads/2020/12/Risunok12.jpg https://ng-press.by/wp-content/uploads/2020/12/Risunok13.jpg https://ng-press.by/wp-content/uploads/2020/12/Risunok14.jpg

Усложненный вариант: выдели лишний вид транспорта.

     4. Развитие математических способностей.

– Найди все цифры и запиши их:

https://ng-press.by/wp-content/uploads/2020/12/Risunok15.jpg                                  https://ng-press.by/wp-content/uploads/2020/12/Risunok16.jpg

      

– Найди все семерки и умножь на их количество 7*4.

Таким образом, с помощью изографа можно построить работу в любом направлении и использовать на любых этапах коррекционно-развивающего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Применение методов Образовательной Кинесиологии (Образовательной  Кинестетики) в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного образовательного учреждения с целью профилактики и ко...

Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья...

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, имеющими тяжёлые нарушения речи

В материале представлены методы и приёмы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения в устной и письменной речи....

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...

Статья «Методы и приемы индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГПД»

Данная статья раскрывает эффективные подхлды к детям с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей....

Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем – дефектологом на индивидуальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем – дефектологом на индивидуальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).       Дети с ...

Мастер-класс «Применение нетрадиционных техник рисования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности»

Нетрадиционных техник существует очень много и интересных — это и «Рисование цветным клейстером», и «Тычок жесткой кистью», и «Рисование поролоном», и «...