Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
учебно-методический материал
В настоящее время все нетрадиционные направления доступны, и в тоже время, оставляют за собой огромный потенциал и материал для дальнейших модификаций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М.П. Константинова
Нетрадиционные методы и приемы,
используемые учителем в работе с детьми
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Подготовила:
учитель-дефектолог
Постольник Т.В.
2023 г.
Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении. Независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Помимо проблем социального взаимодействия и общения, дети с ОВЗ имеют сложности в адекватном восприятии мира. У них нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится деструктивным.
Главная задача в работе с такими детьми открыть дверь в этот мир, научить общаться, воспринимать себя в этом мире, воспитать духовно-нравственные качества, развивать творческие способности.
Психолого - педагогическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей. Основная задача коррекционной работы - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ - одна из основных задач, которую пытаются решить как педагоги, так и дефектологи. Для решения важнейших задач их психического и физического развития в последнее время активно стали внедряться нетрадиционные методы и средства. В настоящий момент разработано множество нетрадиционных методик обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, такие как:
- изотерапия (лечение по средствам изобразительной деятельности);
- музыкотерапия (терапия через музыку, куда входит, кинезитерапия);
- имаготерапия (терапия через образ, куклотерапия).
- сказкотерапия;
- песочная терапия (педагогическая песочница)
И многие другие.
Посредством участия в интересной творческой деятельности ребенок с ограниченными возможностями может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Ему зачастую значительно легче выразить свои чувства в музыке, рисовании, а не словами. В подобной творческой деятельности проявляется активное взаимодействие, возникает партнерство, развиваются фантазия и самостоятельность.
Включение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.
Разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность работы в целом.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:
1. занятия могут проводиться ежедневно;
2. занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
3. от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;
4. алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия.
В настоящее время все нетрадиционные направления доступны, и в тоже время, оставляют за собой огромный потенциал и материал для дальнейших модификаций. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей человека, в настоящее время является актуальной задачей.
Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые из них в рамках индивидуальной работы с детими ОВЗ и попробуем на себе.
1) Интеррактивные тетради (альбомы)
- правила по русскому языку и математики
- рабочие тетради по ОПМ, ОСМ, домоводству, человеку, музыки, адаптивной физкультуре
- альбомы: изо, 1 год обучения
2) Словарная работа
3) Математика
4) Изобразительное искусство, ручной труд
Изотерапия
Изотерапия – уникальный метод, направленный на самовыражение ребёнка с проблемами, на повышение его адаптивных возможностей, на формирование абстрактного мышления, на сохранение и развитие в ребёнке социальной уверенности, творческого начала и возможности проявить себя как личность.
Упражнение «Дорисуй картинку».
Это упражнение развивает внимание ребенка; мелкую моторику рук; дает понятие «симметричность предметов».
Необходимо дорисовать картинки таким образом, чтобы они стали полностью одинаковые.
Изографы
Изографы – это картинки, визуально похожие на определенный предмет, но состоят из стилизованных букв, которые нарисованы различным образом, но обозначают название этого предмета.
В начальной школе изографы можно использовать при словарной работе, при отработке навыка написания слов с безударными гласными.
Игра-работа направлена на:
– развитие внимания;
– зрительного анализа;
– чёткого создания и запоминания образа буквы;
– развитие анализа и синтеза речи (на уровнях: звук/буква, слог, слово).
Примеры работы с изографом:
1 Развитие звукового анализа и синтеза (произнесите слово и звуки, из которого оно состоит). Сколько звуков (букв) в этом слове?
Морковь – 7 букв, но 6 звуков.
Ягода – 5 букв, звуков 6.
Формирование понятия «двойная роль гласных».
2. Развитие связной речи. Составьте предложение, используя слова-изографы:
(В корзине лежат капуста, помидор, морковь.)
3. Развитие познавательных процессов.
– Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»:
– Формирование обобщающих понятий (назови одним словом):
Усложненный вариант: выдели лишний вид транспорта.
4. Развитие математических способностей.
– Найди все цифры и запиши их:
– Найди все семерки и умножь на их количество 7*4.
Таким образом, с помощью изографа можно построить работу в любом направлении и использовать на любых этапах коррекционно-развивающего занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Применение методов Образовательной Кинесиологии (Образовательной Кинестетики) в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного образовательного учреждения с целью профилактики и ко...
Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, имеющими тяжёлые нарушения речи
В материале представлены методы и приёмы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения в устной и письменной речи....
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...
Статья «Методы и приемы индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГПД»
Данная статья раскрывает эффективные подхлды к детям с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей....
Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем – дефектологом на индивидуальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем – дефектологом на индивидуальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ...
Мастер-класс «Применение нетрадиционных техник рисования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности»
Нетрадиционных техник существует очень много и интересных — это и «Рисование цветным клейстером», и «Тычок жесткой кистью», и «Рисование поролоном», и «...