Язык как средство материализации мысли
статья по логопедии

Галина Андреевна Воробьева

Аннотация: В статье раскрывается необходимость развития языковых выражений, как основы образующей мысль у младших школьников.

Ключевые слова: мышление, мысль, язык, языковые выражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorobeva_g.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

ВОРОБЬЕВА Галина Андреевна,

учитель-логопед ГБОУ СОШ № 5 им.Карла Мая

Россия, г. Санкт-Петербург

E-mail: vorob.galina2017@yandex.ru

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО МАТЕРИАЛИЗАЦИИ МЫСЛИ

Аннотация: В статье раскрывается необходимость развития языковых выражений, как основы образующей мысль у младших школьников.

Ключевые слова: мышление, мысль, язык, языковые выражения.

Стремительные перемены, которые переживает общество, затянувшаяся нестабильность и неопределенность будущего стимулируют поиск инновационных подходов, нестандартных решений, дополнительных ресурсов в осуществлении злободневных проблем.

Учителя российских школ постоянно сталкиваются в своей работе с такими важными проблемами, от решения или не решения которых во многом зависит продуктивность учебного процесса и, в конечном счете, качество школьного обучения и школьного образования в России.

Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых  является повышение качества образования. В этой связи проблема поиска путей обеспечения качества образования на уровнях образовательной системы становится всё более актуальной.

Противоречия современной школы - с одной стороны учитель со своим стремлением воспитать образованных, интеллектуально развитых граждан своей Родины, понимающий, что сегодня главным капиталом является интеллект и с другой стороны - ученик - мученик, спасающий свою голову от огромного потока информации, имеющий, пусть даже феноменальную, но все же ограниченную память. Как разрешить эту проблему? Интеллект нельзя получить по наследству, но можно сформировать только путем грамотно применяемых технологий, систем и методик развивающего обучения.

 Отрицательным образом отражается на реальной педагогической практике и отсутствие до настоящего времени общей педагогической теории. «Сколько педагогов столько и педагогик» – к великому сожалению, это утверждение вполне разделяется сегодня научно-педагогической общественностью. На сегодняшний день научная педагогика представляет собой скорее совокупность разных мнений или точек зрения на нее, чем собственно единую научную теорию, основанную на фундаментальной методологической базе, на общих закономерностях, реализуемых в образовательном процессе.

К мысли о необходимости формировать универсальные умения у школьников учёные и практики пришли давно, поскольку школа не может дать ученику знаний на всю жизнь, но может научить мыслить. Общеучебные умения являются тем результатом обучения, от которого зависит успешность дальнейшего образования человека. Поэтому важной задачей школьного образования является формирование у учащихся мышления.

Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является его обучение в начальной школе. В это время закладываются основы умственного развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, оценивать их и выбирать наиболее рациональный, выделяя главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике. Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у ребёнка мышления, как важнейшего фактора, обеспечивающего эффективность его дальнейшего обучения в школе, успешность в профессиональной подготовке.

Освоение опыта прошлых поколений на основе биологической чувственности и первой сигнальной системы свойственно многим видам животных, включая человека. Но человек не столько природное, сколько культурное существо и только ему свойственна небиологическая аккумуляция опыта. Человек в отличие от любых других животных обладает по существу универсальным средством накопления, использования и передачи прошлого опыта. Социокультурный опыт практически с первых дней пребывания человека в социуме предстает перед ним в виде языка, в виде языковых выражений и живой разговорной речи. «Язык, - по выражению В. фон Гумбольдта, - есть орган, образующий мысль». Именно с помощью языка и по мере овладения им человек осваивает сложившиеся традиции поведения и общения, формы социальной организации.

Мышление является отражательной системой языка. Это непосредственная деятельность мышления, его материализация в устной и письменной речи. Вне мышления нет языка, как и, наоборот – вне языка нет мышления.

Поэтому первой предпосылкой освоения различных сторон социокультурного опыта особенно на начальном этапе допрофессионального образования естественным образом должно стать изучение родного языка в виде устной и письменной речи. Родной язык в дальнейшем помимо функции общения будет выполнять еще функцию метаязыка или языка посредника, с помощью которого осваиваются другие языки: язык математики, язык биологии, язык истории, иностранный язык, язык морали и т.п. Грамотное выражение собственных мыслей в языке и адекватное восприятие смысла языковых сообщений является объективно необходимым условием умственного развития ребенка. Иначе говоря, степень владения языком, а еще лучше языками, становится основным показателем интеллектуального развития человека.

Язык используется человеком, прежде всего, для выражения собственных знаний о мире, точнее для выражения результатов познания мира. Чтобы результаты познания мира не были искажены, необходимо определенное структурное соответствие между миром и языком. Очевидно, структура языка должна «соответствовать» структуре мира, чтобы адекватно отражать его. К числу структурных образований мира относятся отдельные объекты и отдельные события (факты), в которых отдельные объекты вступают в отношения между собой. Для отражения этих структурных образований в языке имеются соответствующие собственные структурные образования: отдельные слова или словосочетания для обозначения отдельных объектов и отдельные предложения для представления в них отдельных событий или фактов. С помощью слов и предложений мы выражаем в языке знание о мире.

Список литературы

  1. Арьяева Л.В. Пленова Т.Ф. Федотова Е.Ю.  Для чего учить? СПб., 2005, Изд-во АППО, 24с.
  2. Арьяева Л.В. Пленова Т.Ф. Федотова Е.Ю. Язык и речь учителя. СПб., 2006, Изд-во АППО, 32с.
  3. Воробьёва Г.А.Актуальные вопросы современной психологии и педагогики [Текст]: сборник докладов международной научной заочной конференции. Липецк: издательский центр «Де-факто»,2009.
  4. Жуйков С.Ф. психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку.-М.: Педагогика, 1979.-184с.
  5. Образование в эпоху перемен. Сборник научных трудов. Выпуск 5. СПб.; ГНУ ИОВ РАО, 2007.
  6. Федоров Б.И. Алгоритмы обучения. – СПб., Изд-во «Просвещение», 2004, 182с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на секции учителей немецкого языка на тему: "Ролевая игра на уроках немецкого языка, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Выступление на секции учителей немецкого языка на тему: "Ролевая игра на уроках немецкого языка, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"""...

Интегрированный урок рус.языка и литературного чтения в 4 классе по теме «Язык как средство общения»

Интегрированный урок рус.языка и литературного чтения в 4 классе  по теме «Язык как средство общения»...

Конспект урока по русскому языку “ Тема текста. Главная мысль текста»

Планируемые достижения учащихся: Предметные:      Узнать, что такое тема текста и главная мысль текста, воспроизвести эталон....

Технологическая карта урока по русскому языку "Заголовок, тема, основная мысль текста; их взаимосвязь. Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения определять тему и основную мысль повествовательного текста, его композицию.Задачи урока:Дидактические:1. Учить обучающихся верно определя...