Артикуляционные сказки
материал
Благодаря артикуляционным сказкам дети с желанием выполняют артикуляционные упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnye_skazki.odt | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционные сказки
Проблема нарушения звукопроизношения у детей весьма актуальна в настоящее время. Это отрицательно сказывается на овладение детьми грамотой, общей успеваемости в школе и на социализации личности в целом. Помочь ребёнку преодолеть нарушения звукопроизношения нужно как можно раньше. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы артикуляции – язык, губы, щеки, мягкое нёбо, правильная и сильная воздушная струя, развитый голосовой аппарат. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Причём для каждого звука положение органов артикуляции специфично. Их можно выполнять в общепринятой форме, а можно в форме сказки.
«Домик для Язычка»- знакомство с органами артикуляцией.
Стихи | Действия органов артикуляции |
Открываем ротик-дом. Кто хозяин в доме том? В нём хозяин – Язычок. Он удобно в доме лёг. | Широко открывать рот. |
В этом доме две стены. Это щеки нам видны. Могут стены в дом втянуться, А потом, как шар, раздуться. | Надувать и втягивать щёки. |
Пол есть тоже в доме нашем. Челюсть нижнюю покажем. Это челюсть нижняя В домике подвижная. | Вращать нижнюю челюстью |
Потолок вверху, внутри. Это нёбо. Посмотри. Можно к нёбу прикасаться, Постучать и там остаться. | Широко открывать рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу. |
Вход в дом двери закрывают. Двери разные бывают. Двери – зубы. Осторожно. Закрываются надёжно. | Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы. |
Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться. | Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку». |
Язычок наш не скучает. В доме сказки сочиняет. Сказки он расскажет И картинки нам покажет. |
«Домашняя» - закрепляет у детей названия органов артикуляции.
Стихи | Действия органов артикуляции |
Язык в ротике живёт. Никогда не устаёт. | Широко открывать рот и максимально высовывать язык изо рта. |
Очень любит чистоту В домике своём – во рту. | Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ. |
Двери шире открывает: Воздух свежий он впускает. | Открывать и закрывать рот. |
И пока он убирает, Домик свой не запирает. | Широко открывать рот и удерживать его в таком положении 10 секунд. |
А теперь наш Язычок Моет нёбо-потолок. | Максимально открыть рот. Проводить широким языком по нёбу вперёд-назад. |
Время даром не теряет: Губы-двери вытирает. | Рот открывать и не закрывать. Сделать язык широким. «Обнять» языком всю верхнюю губу, облизать её, убирая язык вглубь рта. |
Моет двери он вторые – Наши зубы. Ротик шире. | Рот держать широко открытым. Облизывать языком верхние и нижние зубы с внутренней и внешней стороны. |
Чистит стены. Это щёки. Взял щетинистые щётки. | Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть. Проводить языком по внутренней стороне щёк, массируя их. |
Вот теперь он всё убрал, На лошадке поскакал. | Рот открыть и не закрывать. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывать его к нёбу. Растягивать подъязычную связку. |
«Прогулочная» - закрепляет у детей названия органов артикуляции.
Стихи | Действия органов артикуляции |
Язычок гулять выходит, Домик он кругом обходит. | Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы. |
Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам. | Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта. |
Смотрит, как расчёска - зубы Нам причёсывает губы. | Проводить нижними зубами по верхней губе, а верхними – по нижней, массируя её. |
Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке | Рот закрыть. Широко улыбнуться, растягивая губы. |
А теперь наоборот: губки тянутся вперёд. | Собрать губки в «трубочку», вытянуть вперёд. |
Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом. | Рот максимально открыть. Проводить широким языком вперёд-назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щёк. |
На качелях оказался. Вверх взлетел и вниз спускался. | Открыть рот. Тянуться то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. |
Догадаться кто бы мог. Язычок наш, как грибок. | Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. |
Язычок гармошкой стал, Поиграл и не устал. | Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку. |
То иголка, то лопата Язычки у вас, ребята. | Высунуть язык изо рта. Попеременно делать язык узким и широким. «Иголка» - язык напряжен и выдвигается вперёд. «Лопата» - язык расслаблен и лежит на нижней губе. |
Надоели превращенья: Лижет Язычок варенье. | Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать. |
Любит он покушать сладко. После скачет, как лошадка. | Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывать его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку. |
«Учебная» - комплекс упражнений способствует тренировке ориентирования в пространстве.
Стихи | Действия органов артикуляции |
Язычок знаком вам, дети Мы его улыбкой встретим. | Широко улыбаться, растягивая губы. |
Это язычок пришёл. Вправо он сейчас пошёл. | Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком к правому уху. |
Все, что нужно, увидал И налево зашагал. | Тянуться языком к левому уху. |
Погулял совсем немножко, Широко открыл окошко. | Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 секунд. |
Он окно не закрывает, Кверху кончик поднимает. | Держать рот широко открытым. Тянуться языком к носу. |
Он окно не закрывает, Книзу кончик опускает. | Держать рот широко открытым. Тянуться языком к подбородку. |
Язычок не устаёт: Тянется теперь вперёд. | Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперёд. |
В прятки поиграть он рад: Отступает шаг назад. | Приоткрыть рот. Оттягивая язык вглубь рта. |
Поиграл с тобою в прятки И помчался на лошадке. | Щелкать языком. Рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке. |
Говорит он: «До свиданья!» Тебе машет на прощанье. | Рот открыть, улыбнуться. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю. |
«Спортивная» - комплекс упражнений способствует тренировке ориентирования в пространстве.
Стихи | Действия органов артикуляции |
Язычок на спортплощадке Занимается зарядкой. | Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево. |
Хотя это нелегко, Потянулся высоко. | Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к носу. |
Наклонился низко, К подбородку близко. | Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к подбородку. |
Ловко сделал мостик, Вниз запрятал хвостик. | Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка. |
А теперь Язык, как мячик, За зубами сверху скачет. | Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов. |
Поспешил на ипподром, На лошадку сел верхом. | Широко открыть рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывать его к нёбу.. растягивать подъязычную связку. |
Язычок остановился. В гриб на ножке превратился. | Держать рот широко открытым, улыбнуться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 секунд. Тянуть подъязычную связку. |
Язычок теперь гимнаст. Закрутился вверх у нас. | Рот открыть. Поднять язык за верхние зубы. Закрутить его наверх. Придерживать зубами. |
А теперь он развернулся, Лёг и в трубочку свернулся. | Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь. |
Язычок чуть-чуть устал. Он спокойно полежал. | Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удерживать в таком положении 10 секунд. |
«Зоологическая»- учит имитировать движения некоторых животных.
Стихи | Действия органов артикуляции |
В зоопарк пойдем теперь. Открываем шире дверь. | Открывать широко рот и закрывать его. |
Нас встречает добрый слон. Длинный хобот тянет он. | Тянуть губы вперёд «хоботком» |
Если очень захотеть, Можно хоботом вертеть. | Вращать вытянутыми губами по кругу. |
Улыбнулись нам подружки – Большеротые лягушки. | Широко улыбнуться, растягивая губы. |
Жираф вытянул вверх шею. Очень он гордится ею. | Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу. |
Зебры – резвые лошадки – Бойко скачут по площадке. | Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку. |
Зебры – резвые лошадки – Бойко скачут по площадке. | Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкнуть языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку. |
Потянула зебра ножку, Постояла так немножко. | Держать рот широко открытым, улыбнуться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 секунд. Тянуть подъязычную связку. |
А у зебры есть полоски. Их рисуем кистью плоской. | Рот открывать и не закрывать. Проводить широким языком по нёбу вперёд-назад. |
Посмотри: хамелеон. Хвост закручивает он. | Рот широко открыть. Поднять язык за верхние зубы и закрутить его наверх. Придерживать его зубами. |
Вот пантера. Зверь другой. Спину выгнула дугой. | Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка. |
Спину выгнула дугой…. Язычок, скорей домой! | Спрятать язык. Закрыть рот. |
Интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой» - для разминки и повторение упражнений.
Текст сказки | Упражнения |
Толстые внуки приехали в гости, С ними худые, лишь кожа да кости. Толстые внуки приехали тоже, С ними худые – лишь кости да кожа. | Чередование упражнений «Толстушки-худышки» |
Бабушка с дедушкой всем улыбались, Поцеловать они всех потянулись. Утром проснулись – в улыбочку губы, - | «Лягушка» «Трубочка» «Лягушка» |
Чистили мы свои верхние зубы. Влево и вправо, внутри и снаружи,- С нижними зубками тоже мы дружим. Губки сожмём мы и рот прополощем, | «Чистим зубки снаружи» |
И самоваром пыхтим что есть мочи. | «Шарики», «Самовар» |
Блюда поставим – положат блины нам. | «Блинчик» |
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. | «Дуем на блинчик» |
Блинчик жуём. Завернём и надкусим | «Кусаем язык», «Жуём блинчик» |
Следующий блинчик – с вареньем закусим. | «Вкусное варенье» |
Чашки поставим, чтоб чаю налили, | «Чашечка» |
На нос подули – мы чай остудили. | «Фокус» |
Чаю попили – никто не обижен. | «Не разбей чашечку» |
Вкусный был завтрак – мы губки оближем. | «Облизываем губы снаружи по кругу» |
Бабушка шила, а Барсик с катушкой Бегал как будто с живою зверюшкой. | «Катушка» |
Бабушке нашей всегда помогаем – Нитку в иголку мы быстро вдеваем. | «Иголочка» |
Бабушка швы на машинке строчила И на «зигзаг» её переключила. Петли иголкой она обметала, Пуговки круглые попришивала. | «Змейка» «Часики» «Кружок» «Хомяк» |
Дедушка сделал для внуков качели – Все покачаться на них мы успели. | «Качели» |
После качелей мы в прятки играли: Прятались на чердаке и в подвале. | «Бульдог» «Обезьяна» |
Дедушка скачет на лошади ловко, звонкие вязнут на глине подковки. Вот замедляет лошадка шажочки, | «Лошадка» |
Вот на опушке мы видим грибочки. | «Грибок» |
Мы их в корзинки скорее собрали, | «Гармошка» |
Лошади «тпрру!» мы у дома сказали | «Кучер» |
Вот из сарая индюшка пришла, Важно сказала: «Бл-бл-бл-бла»! | «Индюк» |
Сказка «Приключения Язычка» - упражнения, помогающие правильно произносить звуки [Р] и [ Р’]
Текст сказки | Упражнения |
Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слонёнок. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слонёнка. | «Лягушка», «Слонёнок» |
У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. | «Киска сердится» |
Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она перестала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску. | «Погладить/почесать киску» |
Возле дома Язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки. | «Парус» |
Пустил язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплыла. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил | «Маляр» |
Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился Язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок. | «Гриб» |
Насобирал Язычок полную корзину грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх- а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай изобразим, как стучит дятел. | «Дятел» |
Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошёл. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар. | «Комарик» |
Не поймал Язычок комарика и грустный пошёл дальше. Вдруг он услышал весёлые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку. Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлую песенку наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке. | «Гармошка» |
Сыграл зайчик свою весёлую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебя за это дам порулить!» и стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик. | «Заведи мотор» |
Помог Язычок зайчонку мотор завести, и поехали они к зайчонку на огород поливать капусту. |
Сказка «Весёлая прогулка»
Текст сказки | Упражнения |
Жил-был язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? | «Иголочка» «Часики» «Качели» |
Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был….. ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик.. | «Кружок» |
Убежал ёжик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!» | Дыхательное упражнение: вдох носом, на выдохе произносим: «Ах, как пахнет!» |
Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе со всеми поиграем в футбол. | «Футбол» |
Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто дальше мяч загонит. | Дыхательное упражнение: дуть на ватный шарик |
После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях! Давай и мы покачаемся на качелях. | «Качели» |
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посредине двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк. | «Индюк» |
Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Давай и мы поможем Язычку. | «Месим тесто» |
Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик. | «Блинчики» |
Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать. Посмотри внимательно, вс1 ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем. . | «Вкусное варенье» |
Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка. | «Чашечка» |
Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!» Перед сном Язычок пошёл умываться и … правильно, чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки. | «Чистим зубки» |
После того как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем! Умылся Язычок и пошёл спать. | Имитировать полоскание рта. |
Список литературы
1.Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ООО»Издательство ГНОМ и Д», 2010.
2.Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Для детей 4-7 лет. – С.П.: Издательский Дом «Литера» 2009.
3. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика
При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...
Методическая разработка по логопедии на тему: СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)
При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...
Сказка для диагностики артикуляционной моторики «В гостях у бабушки с дедушкой»
Сказка для диагностики артикуляционной моторики «В гостях у бабушки с дедушкой» поможет проверить уровень сформированности артикуляционной моторики в занимательной форме...
Артикуляционная гимнастика с движениями. «Сказка о Веселом Язычке. В зоопарке»
Данные упражнения помогут развить мышцы артикуляционного аппарата весело и интересно....
Сказки для артикуляционной гимнастики
Сказки для артикуляционной гимнастики...
Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.
В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная сказка "Зоопарк"
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для детей дошкольников осн...