Сказки для артикуляционной гимнастики
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Предварительный просмотр:
СКАЗКИ О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ.
«Путешествие на лошадке»
Основой этой сказки является цоканье языка - упражнение «лошадка». Скачем на «лошадке» в лес (зимний, летний, осенний, в зависимости от времени года).
Детям нравится, когда у них уточняют, какого цвета их «лошадки».
-Прррууу! Остановились (вибрационные упражнения для губ). Описываем, что мы видим в лесу. Мы видим грибочки. Собираем грибочки. Дети выполняют упражнение «грибок». Можно задать вопросы о количестве и названии собранных грибов. Например: «Я собрал пять подосиновиков и две лисички». Собрали грибы, устали. Увидели на опушке леса домик. Осмотрели воображаемый домик и увидели в нем неокрашенный потолок. «Давайте покрасим потолок». Дети красят потолок в тот цвет, который им нравится. Выполняется упражнение «маляр». Можно задать вопрос: «какого цвета твой потолок?» (Мой «потолок» розового цвета).
Теперь можно отдохнуть. Давайте растопим печку и погреемся у огня. Закроем глаза, протянем руки, почувствуем тепло на пальчиках, на лице, во всем теле. Откроем глаза и подуем на язычки пламени. Вдох и долгий плавный выдох. Отдохнули и захотели покушать. Давайте будем печь блинчики и есть их с вкусным вареньем.
Дети выполняют упражнение «блинчики», «вкусное варенье».
Поели, а теперь пора отправляться в обратный путь. Вышли на поляну, вдохнули свежий воздух. Ой! Кого же мы слышим? Это дятел стучит и лечит деревья. Дети выполняют упражнение «дятел».
А теперь попрощаемся с осенним лесом и «поедем на лошадке» в садик. Дети любят в своих фантазиях создавать образ своей лошадки: «Я путешествовала на лошадке-принцессе с короной на голове, золотыми крыльями и со звездочкой во лбу». Вместо лошадки дети иногда выбирают образ зебры, антилопы и т.д.
«Путешествие в зоопарк на лошадке»
В зоопарке нас радостно встречают зверушки. Мы поскакали к индюкам. Они нас встречают веселым клокотанием. Упражнение «индюк» (широким языком водим по верхним губам «бл-бл-бл-бл») выполняем три раза: мама-индюшка, папа-индюк и маленький индюшонок. Во время выполнения упражнения можно менять интонацию голоса.
Поскакали дальше и увидели впереди слоника. Вытягиваем вперед губки. Поскакали снова и увидели хомячков. Выполняем упражнение «хомячок толстенький и худенький» (надуваем и втягиваем щечки). Вот мелькает беличий хвостик (выполняем упражнение «маятник»). А тут пробежал беленький зайчик (поднимаем и опускаем верхнюю губку).
Скачем дальше и видим в клетке сердитого волка: «У-у-у-у». Вытягиваем губки, затем нижнюю губку прикусываем верхними зубками. Опять поскакали и видим, как лосенок сосет молочко мамы-лосихи (чмокаем губками). Вдруг слышим, как рядом кто-то фыркает – это колючий ёжик (вибрация губками).
Ой! А здесь котенок застрял в кустиках. Мы должны ему помочь выбраться (губы в улыбке, медленно высовываем язычок через тонкую щель между губками). Наконец-то котенок выбрался. Молодцы! А теперь, ребятки, поскачем обратно в детский сад.
За одно занятие можно выполнить 3-4 упражнения. Вторая часть занятия посвящается развитию связной речи. Беседуем с детьми, подводим итоги, составляем и распространяем предложения. Например: «Кого мы встречали в зоопарке?» (индюков, хомячков, волка и так далее). «Какой был волк?» (страшный и злой). Мы видели волка. Мы видели злого волка. Необходимо прорабатывать слоговую структуру сложных слов (отхлопать по слогам, выложить слово из кубиков, из палочек, выполнить прыжки или шаги в медленном темпе по количеству слогов в слове).
- Ёжик что делает? (ёжик фыркает).
- Какой ёжик (фыр – ка – ю – щий).
«Путешествие домой к мамочке»
А сейчас наша волшебная лошадка станет «машиной времени», и мы с ее помощью окажемся утром у себя дома с мамочкой. Мы проснулись и побежали целовать своих родных – маму, папу, братика, бабушку и т.д. (выполняем упражнение «воздушный поцелуй»).
А теперь пойдем чистить зубки (выполняем чистящие движения кончиком языка слева направо, сверху вниз по зубкам, губы в улыбке).
- Улыбнитесь! Какие у вас красивые зубки! Теперь умываем наши щечки, губки, все лицо (поглаживание лица ладонями и подушечками пальцев).
Вышли из ванной. Ой! Какой вкусный запах из кухни! (Спокойный вдох носом, плавный выдох ртом). Мама печет блинчики, пойдем ей поможем (упражнение «блинчики»). Все вместе садимся за стол и едим блинчики с вареньем (жевательные движения боковыми краями языка, облизываем верхние и нижние губы). Очень вкусно! Благодарим мамочку и снова посылаем ей «воздушный поцелуй». Показываем, что мы сыты и больше не хотим есть, прижимаем губки к деснам и зубам.
Предлагаем мамочке посмотреть «фокус» - сдувание с кончика носа кусочка ватки или салфетки, когда воздух проходит через середину широкого поднятого язычка. Мама очень довольна нами. Прощаемся со всеми домашними и на нашей «лошадке» возвращаемся в детский сад.
Во второй части занятия-сказки составляем «живые предложения».
«Живое предложение» - это когда каждый ребенок запоминает по одному слову в предложении. Сначала логопед выстраивает детей в нужной последовательности. Дети по очереди говорят слова предложения (громко, отчетливо, выразительно). Затем можно усложнить задание, давая детям возможность самим выбрать правильную последовательность слов в предложении.
Мама пекла блинчики.
Теперь распространим предложение:
Какая мама? (Заботливая). Какие блинчики? (Вкусные).
Заботливая мама пекла вкусные блинчики.
Сказка о птенчике
Жил-был маленький птенчик. Как-то раз он остался в гнезде один. Мама с папой улетели за кормом. Птенчик очень хотел кушать и широко открывал рот. Он был храбрый и очень настойчивый (широко открываем рот и удерживаем 4-5 секунд, затем закрываем и отдыхаем; выполняем 3-4 раза).
Вот наконец-то прилетела мамочка и покормила птенчика (чмокающие движения щечками и вытянутыми губками).
После выполнения упражнения следуют ответы на вопрос: «В какого птенчика ты превращался?» - («Я был совенком», «Я был орленком», «Я был галчонком» и так далее).
Сказка о котенке
Жил-был маленький, рыженький и любопытный котенок по имени Тати. Тати ходил по комнате и все вокруг обнюхивал. На коврике выполняем упражнение «кошечка» (для общей моторики). Мы, как котенок Тати, будем все нюхать (спокойный вдох носом и долгий выдох через рот). Вот котенок увидел мешочек из-под игрушек. Тати очень хотел узнать, что же находится внутри мешочка. Котенок тихонько забрался в него и изнутри начал тыкать мордочкой по всему мешочку. А теперь в котеночка превращается наш язычок, а мешочком будет наш ротик (рот закрыт, языком изнутри массируем всю внутреннюю поверхность рта: дёсна, щеки, нёбо). Тати немного устал, выбрался из мешочка и пошел пить молочко (упражнение «котенок лакает молоко»).
Затем короткая беседа и составление предложений:
- Кем был наш язычок? (котенком Тати)
- Какой котенок? (гибкий, ловкий, любопытный) - Котенок что делает? (нюхает, лакает, залезает, тыкает и т.д.)
«Живое предложение» - тати лакает молоко.
Фонематический анализ и синтез слова «Тати».
Делим на слоги слова «вытягивает», «любопытный», «обнюхивает».
Сказка об улыбке
Жили-были два мальчика. Одного звали Витя, а другого – Коля. Они вместе катали машинки, строили башни, бегали по улице.
Однажды они не поделили игрушку и поссорились. Витя и Коля перестали играть вместе и долго не разговаривали друг с другом. Им было скучно и грустно. В это время рядом пролетела волшебная «улыбка». Она не любила, когда дети или взрослые ссорились. «Улыбка» покружилась рядом с Витей и села на его губки. Тут Коля увидел, как Витя улыбается ему. Коля улыбнулся в ответ и протянул Вите игрушку. «Улыбка» сотворила чудо – мальчики снова стали дружить и вместе играть.
Затем короткая беседа и составление предложений:
- Какая улыбка? (радостная, волшебная, удивительная, чудесная, веселая, красивая, широкая).
Составление предложений:
- Мы улыбаемся широко.
- Мы улыбаемся весело.
- Мы улыбаемся радостно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика
При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...
Артикуляционная гимнастика
Письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки С,...
Презентация . Артикуляционная гимнастика
В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...
Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида
Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....
Методическая разработка по логопедии на тему: СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)
При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...
Артикуляционная гимнастика с движениями. «Сказка о Веселом Язычке. В зоопарке»
Данные упражнения помогут развить мышцы артикуляционного аппарата весело и интересно....
Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.
В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....