Артикуляционная гимнастика (упражнения)
тренажёр по логопедии

Головень Вероника Юрьевна

Сборник упражнений для артикуляционной гимназии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnye_uprazhneniya.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Омской области

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Омской области

«Омский педагогический колледж № 1»

        

        

Комплекс артикуляционных упражнений

                                                               
                                                                     

                                                           Выполнила:

                                                                        Головень Вероника Юрьевна


Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков

  1. «Заборчик»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет до 5.

  1. «Качели»

Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.

Описание: рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

  1. «Блинчик»

Цель:  вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

  1. «Горка»

Цель: научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка.

Описание: рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).

  1. «Почистим нижние зубки»

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.

Описание: сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается

( зубы можно чистить и снаружи и внутри).

  1. «Волшебная палочка»

Цель: напряжение и расслабление различных мышц артикуляционного аппарата

Описание: улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или спичку)  и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее.

  1. «Наказать непослушный язычок»

Цель: способствовать расслаблению мышц языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков

  1. «Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «Ш». 

Описание: рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

  1. «Чашечка»

Цель:  выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями. 

Описание: рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

  1. «Трубочка»

Цель: развитие подвижности губ.

Описание: поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

  1. «Грибок»

Цель: вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

  1. .«Хоботок»

Цель: учить губы вытягивать вперёд и смыкать их.

Описание: вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд.

  1. «Щеточка»

Цель: развивать подвижность языка.

Описание: рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта.

  1. «Маляр»

Цель: отработать движения языка вверх и его подвижность.

Описание: сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад.






Комплекс артикуляционных упражнений для звука [Л], [Л]

«Заборчик»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет до 5.

2. «Улыбочка»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы растянутыми.

Описание: максимально растянуть губы в стороны и удерживать в улыбке на счёт от одного до пяти. Зубы не видны.

3. «Иголочка»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык узким и напряжённым.

Описание: открыть рот, узкий, напряжённый язык выдвинуть вперёд, удерживать под счёт от одного до пяти.

4. «Качели»

Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

5. «Индюк»

Цель: отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).

Комплекс артикуляционных упражнений для звука [Р], [Р]

1. «Улыбочка»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы растянутыми.

Описание: максимально растянуть губы в стороны и удерживать в улыбке на счёт от одного до пяти. Зубы не видны.

2. «Хоботок» 

Цель: учить губы вытягивать вперёд и смыкать их.

Описание: вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд.

3. «Грибок»

Цель: вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

4. «Барабан»

 Цель: отрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).

5. «Лошадка»

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку, укреплять мышцы языка.

Описание: широко открыть рот, улыбнуться. Присосать язык к нёбу. Медленно, с напряжением, опуская вниз нижнюю челюсть и растягивая подъязычную связку, оторвать его от нёба. Должен раздаться громкий щелчок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р]

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

Организация проведения артикуляционной гимнастики. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи....

Комплекс игровых упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука Л

Разработка содержит картинный материал и рекомендации по выполнению комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука Л....

"Артикуляционная гимнастика и дыхательно - голосовые упражнения"

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артику­ляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).Для выработки полноц...

Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников

Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников...

«Играем дома – артикуляционная гимнастика (статические упражнения)»

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для укрепления мышц речевого аппарата, отработки определенных п...

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть п...