Артикуляционная гимнастика (упражнения)
тренажёр по логопедии
Сборник упражнений для артикуляционной гимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnye_uprazhneniya.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Омской области
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Омской области
«Омский педагогический колледж № 1»
Комплекс артикуляционных упражнений
Выполнила:
Головень Вероника Юрьевна
Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков
- «Заборчик»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет до 5.
- «Качели»
Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.
Описание: рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.
- «Блинчик»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
- «Горка»
Цель: научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка.
Описание: рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).
- «Почистим нижние зубки»
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.
Описание: сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается
( зубы можно чистить и снаружи и внутри).
- «Волшебная палочка»
Цель: напряжение и расслабление различных мышц артикуляционного аппарата
Описание: улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или спичку) и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее.
- «Наказать непослушный язычок»
Цель: способствовать расслаблению мышц языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.
Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков
- «Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «Ш».
Описание: рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.
- «Чашечка»
Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.
Описание: рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.
- «Трубочка»
Цель: развитие подвижности губ.
Описание: поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
- «Грибок»
Цель: вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
- .«Хоботок»
Цель: учить губы вытягивать вперёд и смыкать их.
Описание: вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд.
- «Щеточка»
Цель: развивать подвижность языка.
Описание: рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта.
- «Маляр»
Цель: отработать движения языка вверх и его подвижность.
Описание: сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад.
Комплекс артикуляционных упражнений для звука [Л], [Л′]
«Заборчик»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет до 5.
2. «Улыбочка»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы растянутыми.
Описание: максимально растянуть губы в стороны и удерживать в улыбке на счёт от одного до пяти. Зубы не видны.
3. «Иголочка»
Цель: вырабатывать умение удерживать язык узким и напряжённым.
Описание: открыть рот, узкий, напряжённый язык выдвинуть вперёд, удерживать под счёт от одного до пяти.
4. «Качели»
Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
5. «Индюк»
Цель: отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).
Комплекс артикуляционных упражнений для звука [Р], [Р′]
1. «Улыбочка»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы растянутыми.
Описание: максимально растянуть губы в стороны и удерживать в улыбке на счёт от одного до пяти. Зубы не видны.
2. «Хоботок»
Цель: учить губы вытягивать вперёд и смыкать их.
Описание: вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд.
3. «Грибок»
Цель: вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
4. «Барабан»
Цель: отрабатывать подвижность языка в верхнем положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).
5. «Лошадка»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку, укреплять мышцы языка.
Описание: широко открыть рот, улыбнуться. Присосать язык к нёбу. Медленно, с напряжением, опуская вниз нижнюю челюсть и растягивая подъязычную связку, оторвать его от нёба. Должен раздаться громкий щелчок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
Организация проведения артикуляционной гимнастики. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи....
Комплекс игровых упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука Л
Разработка содержит картинный материал и рекомендации по выполнению комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука Л....
"Артикуляционная гимнастика и дыхательно - голосовые упражнения"
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).Для выработки полноц...
Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников
Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников...
«Играем дома – артикуляционная гимнастика (статические упражнения)»
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для укрепления мышц речевого аппарата, отработки определенных п...
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть п...