"Артикуляционная гимнастика и дыхательно - голосовые упражнения"
материал по музыке по теме

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артику­ляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Предлагается ряд наиболее распространённых и простых дыхательно - голосовых упражнений, органично сочетающихся с артикуляционными.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут.

Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.

Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз).

Примерный комплекс упражнений

артикуляционной гимнастики

I. Упражнения для нижней челюсти:

  1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.
  2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.
  3. Легкое постукивание зубами —
    губы разомкнуты.
  4. «ЗАБОРЧИК» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

II.        Упражнения для губ:

1.  «УЛЫБКА» — растягивание разомкнутых губ (зубы сжать)  (рис. 1),

 2.         «ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») - вытягивание губ вперед, (рис. 2).

   (рис. 2)

3.        Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ».

(Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами).

  1. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

   5.Вытягивание нижней губы под верхнюю. 

III.        Упражнения для языка:

(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):

1.        «БОЛТУШКА» - движения языкомвперед-назад.

2.        «ЧАСИКИ» - вправо-влево, (рис.4).

  1. «КАЧЕЛИ» - вверх-вниз, (рис. 3а,6).
  1. Круговые движения языком.
  2. «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелканье) языком.

                                                                                 

      (рис. 4)                                                        (рис. 5)        

  1. «ЛОПАТКА» — широкий, мягкий,
    расслабленный язык лежит на нижней губе,
    (рис. 5).

7.«ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык

высунут вперед, (рис. 6).

               

8.«ЖЕЛОБОК» — высунуть широкий                                    
язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

9.«ГРИБОК» - широкий плоский язык присасывается к твердому
небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам,
(рис. 7).

         

            (рис.7)  

                                                                                               

10.        «ЧАШЕЧКА» — широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края
прижаты к верхней губе,
(рис. 8).

                                     (рис.8)

11.        «КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при это прижимается к нижним зубам.

12.        «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» -

 а) покусывание кончика широкого языка («ЛОПАТКА»), губы при этом в улыбке;

 б) пошлепывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленными губами.

                2.ДЫХАТЕЛЬНО – ГОЛОСОВЫЕ

                                  УПРАЖНЕНИЯ 

  (Примерный комплекс, дополняется в процессе артикуляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3-10 раз каждое упражнение).

  1.  Глубокий вдох через нос — продолжительный выдох через рот.
  1.  «ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» - втянуть нижнюю губу под
    верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по
    подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
  1.  «ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» - растянуть сомкнутые губы,
    тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.
  2.  Повторить упр. 2,3 с дополнением: шепотом произносить слог
    ФА на одном усиленном выдохе.
  3.  «ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ» - руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на
    ладони.
  4.  Повторить упр. 5 с дополнением: шепотом на одном усилен
    ном выдохе произносить слог
    ХА.
  5.  Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков
    сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О) Ы, И.

Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, но обязателен контроль положения артикуляционной позы (губ) в зеркале.

В дальнейшем (через неделю, две, месяц...) участие взрослого сводится только к беззвучному показу ребенку артикуляционной позы гласного звука. Ребенок отгадывает и самостоятельно произносит.

8.        Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков:

а)        АУ, УА. АО, ОА,АИ, ИА.УИ, ИУ...

б)        АУИ, АИУ. УАИ. УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА...

9.        Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:

а)        ФА-ФА, ХА-ХА...

б)        ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА...

в)        ФА-ФА         ФА-ФА-ФА

ХА-ХА          ХА-ХА-ХА

10.        Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:

а)        ХА-ХО-ХИ
ХО-ХИ-ХА
ХИ-ХА-ХО

б)        ФА-ФО-ФУ-ФЫ
ФО-ФУ-ФЫ-ФА
ФУ-ФЫ-ФА-ФО
ФЫ-ФА-ФА-ФУ

Примечание: звуки X, Ф берутся т. к. они наиболее легкие в произношении и практически почти всегда бездефектны.

Используемая литература:

Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно – голосовые упражнения./ В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко/-2- издание доп.- М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 16 с.

                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной, зрительной, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, физкультминутки, и релаксации для детей дошкольного возраста.

Комплексы дыхательной, зрительной, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, физкультминутки, и релаксации для детей дошкольного возраста....

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р]

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

Организация проведения артикуляционной гимнастики. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи....

Дыхательная и артикуляционная гимнастика в процессе формирования навыка певческого дыхания.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика в процессе формирования навыка певческого дыхания....

Мастер-класс для родителей:"Занимаемся дома.Важность дыхательной и артикуляционной гимнастики"

В работе даны конкретные рекомендации и упражнения по развитию дыхания и артикуляционной моторики....

Дыхательная и артикуляционная гимнастика для детей 2 - 4 лет

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса....

Дыхательная и артикуляционная гимнастика для детей 4 - 6 лет

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Д...