Улучшаем качество чтения - 4
консультация по логопедии (3 класс)
В материале представлены техники улучшения скорости чтения. Содержание материала может быть полезно педагогам, родителям и учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uluchshaem_kachestvo_chteniya-4.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
Улучшаем качество чтения -4
Сегодня мы поговорим о конкретных техниках быстрого чтения. Используя их, вы и ваш ученик существенно повысите скорость изучения материала (чтение) и его объем (охват). Параллельно будут улучшаться процессы внимания и памяти. А как мы знаем, это основные процессы обработки получаемой информации и их работоспособность помогает нам заметно качественнее учиться и работать.
- Линейное чтение
В этой технике нужно читать слово за словом и строку за строкой, как нас учили в школе.
Это очень эффективный способ при прочтении сложных материалов. Ускорить данную технику можно с помощью движений рукой и расширения области зрения.
- Метод беглого скольжения
Эта техника является как бы продолжением предыдущей, вы читаете по такому же принципу, но не фиксируете каждое слово, а скользите по тексту, выделяя важные части.
Эта техника предполагает чтение первой строки каждого абзаца. Она не подходит для изучения профессиональных и учебных текстов.
- Сканирование
Эту технику часто путают со скольжением, но это не совсем так. Сканируя, вы ищете какую-то информацию в тексте, например, свою фамилию в списке.
Такой способ чтения отлично подходит для поиска ответов на вопрос. Вы просто читаете вопрос, запоминаете то, что вам нужно найти и ищете ответ в тексте.
- Быстрая визуальная последовательность
В этом случае текст дробится на отдельные слова, которые появляются друг за другом с большой скоростью на экране устройства (компьютера, телефона или планшета).
Существует программа, которую вы устанавливаете на часто используемое устройство, и в которую в дальнейшем будете загружать книги. Эта техника позволяет читать в несколько раз быстрее, но с ней труднее запоминать и понимать прочитанное.
Минимальное время тренировки для любой техники составляет 20 минут в день, оптимальное – 30 минут. Если хотите добиться результатов быстрее, увеличьте занятия до часа, делая перерывы каждые 10 минут.
Еще один важный момент! Чтобы освоить любую технику скорочтения, нужно избавиться от артикуляции и регрессий.
Артикуляция – проговаривание звуков, которое существенно замедляет процесс чтения и запоминания.
Предлагаем несколько способов подавления артикуляции:
- Во время чтения едите счет от одного и до бесконечности. Поясню, когда вы читаете, то проговариваете не слова, а цифры. Этот способ является самым простым и эффективным.
- При этом способе нужно произносить одно слово, читая следующее. Это гораздо сложнее, чем первый способ, и без тренировки выполнить проблематично.
- Смысл этого способа заключается в проговаривании во время чтения стихов или куплетов из песни. Таким образом человек программирует свою дикцию на произношение знакомого, но отвлеченного материала, что сделать гораздо проще, чем проговаривать только что прочитанный (неизвестный) текст.
- Этот способ называют «методом речевых помех». Смысл в том, что в процессе чтения нужно выстукивать рукой особый ритм:
- Удар ладони – пауза в 0,2 сек
- Удар ладони – пауза в 0,2 сек
- Удар ладони – пауза в 0,4 сек
- Удар ладони – пауза в 0,4 сек
- Удар ладони – пауза в 0,8 сек
- Удар ладони – пауза в 0,8 сек
- Удар ладони – пауза в 0,8 сек
- Удар ладони – пауза в 0,8 сек
Ритм нужно выстукивать как можно четче, потому как внимание концентрируется не на произносимом тексте, а на движении и самом ритме, именно это и позволяет читать быстрее, при этом, не используя артикуляцию.
- Читая, увеличивайте или замедляйте скорость чтения, это избавит от привычки проговаривать текст.
- Выберите такой темп чтения, при котором слова будут восприниматься, но проговаривать вы их не будете успевать. На мой взгляд, это самый хороший способ избавления от артикуляции!
- Этот способ можно назвать самым приятным – читая, включайте фоном музыку. Это должна быть легкая музыка, которая не помешает сосредоточиться. В процессе чтения просто следите за мелодией.
Основная задача при избавлении от артикуляций – поставить себя в максимально неудобное положение. Чтобы найти свой способ – пробуйте разные. Через время вы обязательно добьетесь того, что артикуляция при чтении вам будет не нужна.
Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток — самый распространенный.
Главная причина регрессии – ваша привычка. Многие люди перечитывают текст по два раза для надежности «а вдруг что-то пропустил важное». От привычки возвращаться можно избавиться следующими способами:
- Засеките две минуты и начните читать. Ручкой ведите под строкой, которую читаете, старайтесь концентрировать внимание именно на ручке. Переставляйте ручку со строки на строку, задайте темп и придерживайтесь его.
- Во время чтения «с ручкой» нельзя останавливаться и возвращаться к уже прочитанному. Так как основная задача на первое время: увеличить скорость и избавиться от регрессии.
- Следите за тем, чтобы не останавливаться на одной строчке более одной секунды, даже если потеряли суть написанного и перестаете воспринимать текст.
- Три минуты. Засеките три минуты и возьмите ручку. Теперь на прочтение одной строки тратьте 0,5 секунды. Скорость чтения не должна изменяться на протяжении всех трех минут. Наверняка вы вообще ничего не поймете из прочитанного, но это не имеет значения. Сейчас у вас другая задача – скорость и избавление от регрессии.
Сохранение скорости – самая непростая задача, особенно когда велико желание вернуться и перечитать текст снова.
Этот способ – наиболее эффективный тренажер по скорочтению, потренировавшись, вы легко будете прочитывать около 600 слов в минуту.
Продолжим разговор о техниках.
- Расширение восприятия
Для увеличения скорости чтения, необходимо развивать периферическое зрение. Наш глаз даже если смотрит в центр, то видит его углы. Те, кто читает медленно, читают текст от начала строки и до конца, если же натренироваться и начинать с центра, то времени на чтение понадобится гораздо меньше.
Например, такое предложение: «Раньше они любили ходить в кино парами или предпочитали не посещать кино вовсе». Если вы начнете чтение со слова «ходить» и закончите словом «не посещать», то вы прочтете только 5 из 11 слов. Тем самым вы уловите суть и увеличите скорость чтения.
- Деление на абзацы
Эта техника выполняет сразу две задачи: увеличивает скорость и не снижает степень восприятия информации. Вы делите текст на абзацы, объединяя группы предложений в единый смысловой блок.
То есть, все фразы одного абзаца должны относиться к одной теме. Чаще всего, тема абзаца понятна по его первому предложению. Прочитав его, вы уже понимаете смысл, а весь остальной абзац можно прочесть с помощью «сканирования». Таким образом, вы сокращаете время чтения в 3-4 раза.
- Чтение с помощью пальца
Эта техника дублирует суть способа избавления от регрессии с ручкой. Принцип тот же, только вместо ручки вы используете палец. Если вы читаете на электронном устройстве, то вместо пальца можно использовать трубочку, свернутую из бумаги.
- Фотографирование
Это очень интересная методика обучения технике скорочтения. Такое название она получила потому, что читатель как бы «фотографирует» всю страницу взглядом, пытаясь понять суть написанного. Эта техника подходит для просмотра большого количества текста на знакомую тематику.
- Диагональное чтение
Этой техникой пользуются в основном те, кто самостоятельно научился быстро читать. Диагональное чтение схоже с предыдущим приемом, но с использованием периферического зрения. Как читать по диагонали:
- проведите мысленную линию от верхнего левого угла страницы в нижний правый;
- двигайтесь взглядом по этой диагонали, стараясь охватить как можно больше слов одновременно;
- не вчитывайтесь в отдельные слова, составляйте целостный образ материала;
- выделяйте ключевые фразы и пропускайте обороты без смысловой нагрузки;
- не возвращайтесь к отдельным кускам текста, пока не прочитаете материал целиком.
Эта техника также подходит для текстов на знакомую тему. Она слабо применима для детей, ведь ребенок вряд ли сможет уловить суть материала по отдельным фразам.
Техникой диагонального чтения владели некоторые известные люди. Владимир Ильич Ленин читал более 2500 слов в минуту. Иосиф Сталин владел выдающейся библиотекой и читал каждый день не менее 500 страниц. Он использовал цветные карандаши для выделения ключевых слов и мыслей текста. Несколько за один сеанс чтения. В следующей статье мы рассмотрим дополнительные техники для улучшения скорости чтения.
Дорогу осилит идущий!
УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!
Продолжение следует……
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».
Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....
Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку
Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".
Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...
Урок по литературному чтению 1 класс «Чтение слов с изученными буквами. Формирование навыков чтения»
Формирование навыков чтения, умения работать с текстом...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...