Использование логопедических технологий с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ (умственной отсталостью)
статья по логопедии (4 класс)
В системе образования обучающихся с умственной отсталостью логопедические занятия являются важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Нарушения речи – распространённое явление среди детей с умственной отсталостью. Так же отрицательно влияет на общее психическое развитие ребёнка, затрудняет его общение с окружающими.
Нарушения звукопроизношения умственно отсталых детей встречаются гораздо чаще, чем у детей других категорий нарушений психического развития. Чаще всего нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные.
У большого количества детей с умственной отсталостью нарушения звукопроизношения связаны с дефектами строения артикуляционного аппарата. Артикуляционный аппарат это анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, язык, мягкое и твёрдое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, голосовые складки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_1.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Г.Н. учитель-логопед
ГБОУ РМ «Поводимовская школа-интернат»
Использование логопедических технологий с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ (умственной отсталостью).
В системе образования обучающихся с умственной отсталостью логопедические занятия являются важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Нарушения речи – распространённое явление среди детей с умственной отсталостью. Так же отрицательно влияет на общее психическое развитие ребёнка, затрудняет его общение с окружающими.
С учётом проявления нарушений речи А.К. Аксёнова выделяет 4 группы детей с интеллектуальным недоразвитием.
В первую группу входят дети с неточным произношением отдельных звуков (так называемая фонетическая дислалия). Им свойственны такие недостатки, как боковой, межзубный сигматизм, горловой или одноударный (р), боковой (л). Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины например: Ротацизм-дефект произношения звуков «р» и «рь». Сигматизм – недостатки произношения свистящих и шипящих звуков. Ламбдацизм – недостатки произношения звуков «л» и «ль». Капацизм- дефекты произношения звуков «к» и «кь». Гамацизм – дефекты произношения звуков «г» и «гь». Хитизм – дефекты произношения «х» «хь». Йотацизм – дефекты звука «й»
При относительной сохранности фонематического слуха дети данной группы не испытывают особых затруднений в овладении грамотой, поскольку подобные звуковые замены не имеют сходства с фонемами русского языка и не смешиваются с ними. К данной категории детей относится наши учащиеся как Владислав Д., Никита Б., Виктор К. и др.
Вторую группу составляют дети с фонетико-фонематическими нарушениями. В основе возникновения данных нарушений лежат дефекты восприятия звуков речи. Трудности с их дифференциацией. Некоординированность движений артикуляционного аппарата. Такие учащиеся с трудом осваивают навыки чтения, допускают специфические ошибки в письме. Положение осложняется, если у детей есть дефекты переферической части анализаторов (недостатки слуха, артикуляционного аппарата). Они испытывают значительные трудности при овладении навыками чтения и письма на протяжении всего процесса обучения. Именно эта группа детей составляет большую часть учащихся с нарушенным произношением. (например: Надежда С., Елена Е., Андрей И., Вячеслав П., Руслан А., Майя С., Кирилл И.)
В третью группу входят дети, страдающие заиканием. (Андрей И., Вячеслав П.). В школе для детей с ОВЗ (с умственной отсталостью) таких учащихся немного. И если заикание не сопровождается другими речевыми расстройствами, дети, как правило, успешно овладевают учебными навыками. (Игорь Ч.).
К четвёртой группе относятся дети с нарушениями речи алалического характера. Их речевое развитие находится на уровне лепета и характеризуется почти полным отсутствием речи (так называемые безречевые дети: Максим И., Василий Л., Ирина Д.). У этих детей различные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы т.е. звуковой стороны (фонетики), и смысловой стороны (лексики, грамматики). Причиной столь сложной формы речевого недостатка может быть глубокое поражение речевых зон на фоне общего недоразвития коры головного мозга. Дети этой группы не справляются с учебным материалом и занимаются по индивидуальной программе.
Нарушения звукопроизношения умственно отсталых детей встречаются гораздо чаще, чем у детей других категорий нарушений психического развития. Чаще всего нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные.
У большого количества детей с умственной отсталостью нарушения звукопроизношения связаны с дефектами строения артикуляционного аппарата. Артикуляционный аппарат это анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, язык, мягкое и твёрдое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, голосовые складки.
В моей практике встречались дефекты артикуляционного аппарата как: макроглоссия (Андрей И., Иван Н.) микроглоссия (Ангелина А.), подъязычная спайка (Юлия Д.), неправильный прикус (Сергей С.), короткая подъязычная уздечка (Никита И., Виктор К. (Есть два варианта решения проблемы: растяжения подъязычной уздечки; оперативное вмешательство)). Все эти дефекты органа речи, так же влияют на звукопроизношение.
Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении. Поэтому не прекращается поиск путей педагогического взаимодействия на разных возрастных этапах и в различных условиях.
Что такое педагогическая технология? (технос – искусство, мастерство, логос – учение). Б.Т. Лихачев дал свое определение: «Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».
Что можно отнести к логопедической технологии?
Технология логопедического обследования, которая проводится в начале и в конце года. По итогам обследования я составляю список детей, нуждающихся в логопедической помощи и оформляю речевую карту на каждого ребёнка. Обследуя детей младшего школьного возраста необходимо отметить общий уровень речевого развития (норма, ЗРР, особенности органов артикуляции), необходимо описать состояние звукопроизношения, обследование фонематического слуха, состояние лексико-грамматического строя и связной речи. Логопедическое обследование ребёнка необходимо для определения уровня его речевого развития.
Технология коррекции звукопроизношения. Коррекция звукопроизношения проводится на каждом логопедическом занятии с младшими классами. Существуют разные способы постановки звуков.
1. Постановка звука по подражанию. Это первый способ, который я применяю. По подражанию ставят шипящие звуки, парные мягкие, парные звонкие звуки; Первый способ основан на сознательных попытках ребёнка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук по подражанию логопеду. При этом кроме акустических опор, используются зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Работа предваряется развитием артикуляторной моторики при помощи артикуляционной гимнастики. Чем лучше подготовлен язык, тем более успешно будет найдена нужная поза для произнесения того или иного звука. Артикуляционные гимнастики провожу на каждом занятии. Такие действия часто приводят к положительным результатам при постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких. Этап постановки звуков успешно осуществляется в течение года у большинства детей. Однако из поставленных звуков лишь некоторые были автоматизированы, т.е. правильно произносились в речи остальные были не закреплены в речи, не употреблялись детьми. Основная причина является умственная отсталость, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.
2. Второй способ основывается на механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами и шпателями. Я ещё использую для постановки звуков всевозможные подсобные предметы – зубную щётку, чайную ложку, спички, ватные палочки и т.д. Использование знакомых предметов меньше пугают детей. И при соблюдении определённых гигиенических правил, использование подсобных предметов может быть очень эффективным. Традиционно использую для постановки звуков постановочные логопедические зонды. Этот способ использую когда ребёнку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. Так с механической помощью корректирую артикуляционный уклад органов речи.
3. Третий способ основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играет подражание и объяснение. В дополнение к этому применяется механическая помощь.
Постановочный логопедический зонд №1, №2 .Используется для постановки свистящих звуков.
Постановочный логопедический зонд №3. Используется для постановки шипящих звуков. Может быть использован как массажный шпатель.
Постановочный логопедический зонд №4. Используется для постановки звука л.
Постановочный логопедический зонд №5. Используется для постановки шипящих и заднеязычных звуков.
Постановочный логопедический зонд №6 (шариковый). Использую для постановки звука Р. Может быть использован для расслабляющего массажа.
Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. Проводятся различные дыхательные упражнения. Дыхательная гимнастика помогает не только при заикании, но и ускоряет процесс становления речи. Некоторые из гимнастик я часто использую на занятиях. Основные из них: «Насос», «Загнать мяч в ворота», «Кто дальше загонит мяч», «Сдуть снежинку». Каждая гимнастика имеет свою цель.
Например одна из гимнастик: «Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи). Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь чтобы он пролетел между двумя кубиками.
Суть дыхательных гимнастик в том, чтобы ребёнок вдыхал и выдыхал по правилам, чтобы умел контролировать своё дыхание.
Так же помогает «Голосовая гимнастика»: Пение гласных: АОИЕ. При этом регулировать громкость: громко, тихо, теперь всё тише и тише.
Технологии развития лексико - грамматической стороны речи. Для преодоления этой проблемы я провожу занятия для формирования лексико-грамматической стороны речи: лексический и лексико-грамматический. При лексическом подходе выбираю занятия на лексическую тему например: овощи, фрукты, мебель, дикие животные, весна, профессии, цветы.
При грамматическом подходе выбираю грамматическую тему. В зависимости от степени речевого нарушения проводится работа по расширению словаря, коррекция грамматического строя речи. Например: Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; Одушевлённые и неодушевлённые существительные; Единственное и множественное число; и др.
Кроме традиционных логопедических технологий в последнее время в логопедической практике активно внедряются и используются нетрадиционные для логопедии технологии: Нейропсихологические технологии, Кинезитерапия (движение, лечебная физкультура), Фитотерапия(траволечение), Аурикулотерапия (иглоукалывание), Ароматерапия (применение эфирных масел), Музыкотерапия, Хромотерапия (лечение цветом), Литотерапия (лечение камнями), Сказкотерапия, Песочная терапия и др.
Для достижения лучшего результата необходима связь логопеда с учителями, воспитателями, родителями. Необходимо выполнять рекомендации учителя-логопеда. Для успешного развития правильного звукопроизношения рекомендуется заниматься ежедневно примерно по 25-30 мин. Таким образом, при регулярных специально разработанных и проводимых логопедических занятиях, можно достигнуть положительной динамики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предновогодний утренник для детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью. 1 класс.
Предновогодний утренник для детей и родителей.Ах, как у вас на празднике красиво!Какая чудесная елочка!У нас сегодня весело,Позвали мы гостейИ шарики развесилиНа елочке своей....
по ознакомлению с окружающими и рисованию с детьми старшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Кто живёт на подоконнике?»
формировать и закреплять знания детей о комнатных растениях на примере тех растений, которые находятся в группе....
По конструированию с детьми старшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью
побуждать интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими, рассматривать и переносить полученные представления в конструктивную деятельность....
Использование логопедических технологий с детьми младшего школьного возраста в условиях логопункта
Статья содержит различные логопедические технологии которые можно применить в работе с детьми....
«Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования»
Доклад на VI Конференцию «Мир особого ребенка» г. Оренбург, 2018г. тема: «Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнитель...
ТЕМА: «Специфика коррекционно-логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью и ДЦП»
Выступление учителя-логопеда МБОУ «Гатчинская НОШ №5» Федоровой Екатерины Викторовны на заседании МО....
Использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста
В современной педагогической практике возникает насущная потребность в активном расширении методического потенциала, в особенности активных форм обучения. И на сегодняшний день самыми перспективн...