ТЕМА: «Специфика коррекционно-логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью и ДЦП»
статья
Выступление учителя-логопеда МБОУ «Гатчинская НОШ №5» Федоровой Екатерины Викторовны на заседании МО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_uchitelya-logopeda_mo.oktyabr_2021.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление учителя-логопеда МБОУ «Гатчинская НОШ №5» Федоровой Екатерины Викторовны на заседании МО, проводимое в октябре 2021 года.
ТЕМА: «Специфика коррекционно-логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталость и ДЦП»
Коррекционно-логопедическая работа строится на знании особенностей нарушения речи у детей с ДЦП и последовательной работы. Необходимо всегда учитывать взаимосвязь речевых, двигательных и психических нарушений в развитии ребенка. В результате этого, вся работа логопеда взаимосвязана со стимуляцией развития всех сторон, психических и сенсорных функций. Следовательно, осуществляется формирование речи как целостной психической деятельности.
Работа над речью тесно связана с медицинским лечением, направленным на развитие двигательных функций. Эта взаимосвязь является важным комплексным условием.
При подборе эффективных и адекватных приемов для коррекции речи, необходимо учитывать связь между речевыми нарушениями и двигательными расстройствами, поражение артикуляционной и общей моторики. При поэтапной и последовательной логопедической работе следует учитывать функции, которые сохранились у ребенка. Нужно опираться не на календарный возраст детей, а актуальный уровень нарушения речи.
Важно одновременно развивать нарушения артикуляционной моторики и функциональные возможности кистей рук. Так как положение анатомической близости корковых зон, связаны с зонами иннервации речевого аппарата и иннервации мышц рук. Необходима стимуляция двигательно-кинестетического анализатора, для выполнения целенаправленных артикуляционных действий, требуется развивать самоконтроль.
Выделяется 5 форм ДЦП (по К.А. Семеновой):
1. Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
2. Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга, что приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться (тетрапарез).
3. Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
4. Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах – непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
5. Атонически-астатическоя форма, при которой поражается мозжечок. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц. Речь такого ребенка растянутая, медленная, язык занимает всю ротовую полость.
- У детей с ДЦП нарушено сенсомоторное развитие, ребёнок может не реагировать на зрительные и слуховые раздражители. В связи с этим страдает фиксация взора и локализация источника звука.
- У детей с ДЦП наблюдается недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.
- У детей с диагнозом церебральный паралич при нарушении работы артикуляционного аппарата нарушено, прежде всего, фонематическая сторона речи, присуще твердое нарушение произношения звуков.
- Нарушение голоса у детей разнообразны и зависят от классификации дизартрии. Чаще встречаются дети, у которых слабый, тихий, истощенный голос, в процессе разговора они не могут произвольно менять высоту голоса. Также голос очень часто глухой, хриплый, назализированный, сдавленный, гортанный, напряженный.
- Мелодико-интонационная сторона речи при ДЦП также нарушена, это влияет на разборчивость, эмоционально выразительную окраску. Нарушения голоса связано с параличами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок гортани.
Коррекционно-логопедическая работа проводится в игре. Для того чтобы выявить и изучить структуру нарушения речи, необходимо динамическое наблюдение за ребенком. Важно развивать все, включая двигательно-кинестетические анализаторы (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).
Работа логопеда проводится в тесном контакте со специалистами образовательного учреждения: педагогом-психологом, дефектологом, а также поддерживается тесная связь с психоневрологом, педиатром, методистами ЛФК, родителями ребенка.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
- Развитие игровой деятельности;
- Развитие речевого общения;
- Расширения знаний и представлений об окружающем мире;
- Развитие сенсорных функций;
- Развитие внимание, памяти, мышления;
- Развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев для подготовки к овладению письмом.
Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений у детей с ДЦП, большую положительную роль играет элементы логопедической ритмики (логоритмика), основанные на синтезе слова, движения и музыки. Это объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Использование средств логоритмики в работе по развитию речи на логопедических занятиях с обучающимися с ДЦП позволяет решать широкий круг задач:
- Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций.
- Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков.
- Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
- Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабиться, снять напряжение.
Также на логопедических занятиях для детей с УО и с ДЦП (обучающиеся с ТМНР) отводится время для применения комплекса миогимнастических упражнений, которые направлены на профилактику и исправление зубочелюстных аномалий, прикуса.
Биоэнергопластика – еще одна здоровьесберагающая технология в логопедии. Это своего рода творческая игра со сказочным персонажем. Это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Выработка полноценных движений в занимательной и увлекательной форме особенно важна для обучающихся с ТМНР. Цель этой технологии: развитие координации движений, развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Применение на логозанятиях Су-джок терапии.
Краткий вывод: формировать речь у детей с детским церебральным параличом это трудный процесс, в котором логопедическая работа должна иметь взаимосвязь с лечением и специальной коррекционно-развивающей работой, учитывая психофизическое и личностное развитие.
Учитель-логопед
Федорова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии...
Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития....
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация: В статье описаны особенности развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, представлены особенности восприятия, мышления, памяти, воображен...
Мастер-класс по теме: «Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»
Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержа...
Особенности коррекционной логопедической работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
ull;Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются наиболее сложной группой аномальных детей. •На фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности особенно отчетливо в...
Сказкотерапия как условие развития связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
В наше время перед педагогами стоит задача по формированию социально активной личности. Одним из важнейших признаков такой личности являются ясная и правильная речь, изложение своих мыслей в свободной...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие речи, ребенок, сказки, легкая степень нарушения интеллектаКлючевые слова на английском языке: primary school age, speech development, child, fairy ta...