Программа внеурочной деятельности "Хочу вырасти успешным" для 4 классов
рабочая программа (4 класс)

Барышкова Ольга Владимировна

ЦЕЛИ курса – формирование у учащихся мотивации достижения школьной, личностной успешности, а также создание необходимых условий для оценки своих личностных качеств, необходимых для достижения успеха. На занятиях у младших школьников формулируется психологическая .готовность к выбору профессии. Воспитывается серьёзное отношение к своему будущему. Для активизации детей на занятиях используются профориентационные игры и мультфильмы о профессиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»

ПРОГРАММА

занятий внеурочной деятельностью

«Хочу вырасти успешным»

направление - социальное

для учащихся 4 классов

Разработала:

Барышкова Ольга Владимировна, педагог-психолог,

высшей  квалификационной категории

2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Хочу вырасти успешным» для учащихся 4 классов.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Российское общество вступило в такой период своего развития, когда произошло неосознаваемое многими, но болезненное в целом переосмысление приоритетов в общей направленности мотиваций личности. Направленность «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» сменилась на ориентацию под девизом: «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе». Поменялось само содержание понятия успешности. Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности современного общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям - это повседневная реальность, заданный параметр современной цивилизации.

В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе, других видах общественно полезной деятельности. Об успешности человека говорят, когда признают его успех, удачу в достижении желаемого. Следовательно, об успешности можно говорить как о социальном качестве, поскольку успешность оценивают люди и сам человек, опираясь на современные общественные нормы, ценности, обычаи. Успешность можно назвать одним из социальных параметров личности, своеобразным индикатором социального статуса человека. Успех осознается человеком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных стараний и усилий.

Применительно к младшему школьному возрасту об успешности можно говорить как о некоем достижении (достижениях) ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, сверстников).

В младшем школьном возрасте, как правило, наиболее интенсивно формируется одно из звеньев самосознания - потребность в признании. Но признание ребёнка возможно только в ситуации его успешности. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но и потерять стремление к этому. Депривация потребности в признании может вызвать у младших школьников не только снижение самооценки, но и неадекватные защитные реакции. При активном типе поведения защита оборачивается агрессией, компенсируя школьную неуспешность в других видах деятельности. При пассивном же поведении появляется неуверенность в себе, застенчивость, лень, апатия, уход в фантазии или болезни - реальные или симулированные. Помочь ребёнку найти ресурсы и области для достижения успешности – одна из задач школы.

Одним из ведущих ресурсов успешности является мотивация. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Одним из направлений повышения учебной мотивации и, следовательно, успешности младших школьников является профориентационная работа. Ребенку очень важно уже в начальной школе понимать, знания по каким учебным предметам необходимы для получения различных профессий.

На сегодняшний день предлагается много программ, направленных на личностное развитие младших школьников, но нет программы, позволяющей целенаправленно формировать качество успешности. В связи с этим возникла необходимость в разработке специальных занятий, направленных на формирование умения достигать успеха.

        ЦЕЛИ курса – формирование у учащихся мотивации достижения школьной, личностной успешности, а так же создание необходимых условий для оценки своих личностных качеств, необходимых для достижения успеха.

Достижение этих целей предполагает решение следующих ЗАДАЧ:

  1. формировать у младших школьников представление о себе как умелом и успешном человеке;
  2. способствовать поиску детьми собственных ресурсов для достижения успехов;
  3. развивать у обучающихся навыки построения жизненных целей;
  4. учить школьников принимать на себя разные виды ответственности;
  5. формировать психологическую готовность к выбору профессии;
  6. воспитывать у школьников серьёзное отношение к своему будущему.

РАЗВИВАЮЩАЯ программа «Хочу вырасти успешным» используется как курс внеурочной деятельности по социальному направлению для учащихся 4 классов (10-11 лет).

НАУЧНЫЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа разработана в соответствии с основными целями и задачами ФГОС НОО о развитии социальной компетентности учащихся и с учетом закономерностей возрастного развития младших школьников.

Теоретическую основу программы составили:

  1. Идеи Выготского Л.С. о том, что социально организованное обучение создает зону ближайшего развития ребенка, является необходимым и всеобщим моментом в процессе его развития.
  2. Идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, смысл которых в том, что результатом такого обучения должно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимать основания собственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия.
  3. Теория игровой деятельности Д.Б. Эльконина, суть которой – в игре ребенок учится соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивая моральные и нравственные нормы.
  4. Теоретическое содержание понятия «сензитивность» (Ю.Б. Гиппенрейтер, Г.М. Цукерман и др.), которое применительно к младшему школьному возрасту означает, что в течение этого периода у ребенка активно реализуется потенциал развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов, усвоение социальных норм нравственного развития.

При разработке данной программы использованы разделы двух авторских программ. Из программы уроков психологии в начальной школе Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему «Я» взят раздел «Мои силы, моли возможности». А из программы уроков психологии в начальной школе Кривцовой С.В. «Жизненные навыки» - раздел «Ответственность».

В содержание программы также включены разделы: «Хочу вырасти успешным человеком: что для этого нужно?», «Стремиться к цели или ждать чуда?».

В разделе «Профессиональная компетенция» используются мультфильмы кинокомпании Навигатум «Калейдоскоп профессий». К занятиям данного раздела нами разработаны игры, позволяющие лучше понять изучаемые профессии. В данном разделе нами вводится понятие «профессиограмма». И продуктом знакомства с профессиями являются составленные на занятиях учащимися профессиограммы.

Для реализации программы разработаны методические рекомендации, которые позволяют в полном объёме достичь поставленных целей и задач (см. приложение 1).

Данная программа направлена на формирование УУД, определенных ФГОС НОО к выпускнику начальной школы.

        Личностные результаты:

  • способность к самооценке, включая осознание своих возможностей;
  • ориентация на понимание причин своего успеха/ неуспеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • готовность и способность школьников к саморазвитию.

Метапредметные результаты 

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные УУД: 

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД:

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений;
  • владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом содержании;
  • осуществлять подведение под понятие на основе выделения существенных признаков и их синтеза.

Для достижения планируемых результатов объём группы не должен превышать 10-15 человек, что позволяет более эффективного организовать игровую деятельность, повысить активность детей на занятиях и их рефлексию.

Не рекомендуется проводить занятия в том же помещении, где у школьников проводятся уроки. Помещение для занятий должно быть просторным, так как формы пространственной организации постоянно меняются. Поэтому помещение должно иметь две зоны: учебную и игровую.

СТУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из 6 разделов и рассчитана на 34 часа в год/ 1 час в неделю.

Разделы

Цели

Кол-во часов

I.

Хочу вырасти успешным человеком: что для этого нужно?

- Развивать у детей мотивацию на достижение успешности.

- Формировать понимание, что успешным может быть каждый, если он трудолюбивый.

- Расширить знания о портрете «успешного человека» и составляющих успешности.

3

II.

Стремиться к цели или ждать чуда?

- Учить детей ставить жизненные  цели с соблюдением правил.

- Развивать мотивацию на преодоление препятствий при достижении целей.

- Формировать целеустремленность.

3

III.

Мои силы, мои возможности.

- Расширить знания детей о способностях.

- Мотивировать на исследование своих способностей и возможностей.

- Помочь школьникам осознать свою уникальность и неповторимость.

- Учить поиску собственных ресурсов, помогающих в достижении успехов.

3

IV.

Хочу вырасти ответственным человеком: что для этого нужно?

- Формировать понимание важности ответственности в достижении успешности.

- Познакомить с разными видами ответственности.

- Учить принимать на себя разные виды ответственности.

3

V.

Профессиональная компетенция.

- Расширить знания детей о мире профессий.

- Формировать устойчивые профессиональные интересы, намерения, перспективы.

- Учить составлять профессиограммы.

19

VI.

Моё будущее.

- Дать детям возможность задуматься о своем будущем, попытаться структурировать его.

- Помочь детям в осознании, что будущее начинается в настоящем.

3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы, разделы

Кол-во

часов

Примечания

Раздел I. Хочу вырасти успешным человеком: что для этого нужно? (3 часа)

1

Добиваться успеха или надеяться на удачу?

1

мультфильм «Вкус успеха»

2

Кого мы считаем успешным?

1

сказка А. Саликова «Тайна другого Берега»

3

Области успешности. Мои успехи.

1

практическая работа «Мои успехи»

Раздел II. Стремиться к цели или ждать чуда?

(3 часа)

4

Зачем человеку нужна цель в жизни?

1

притча «Все в твоих руках»

5

Как стать целеустремленным?

1

Сказка Г. Кононенко «Я иду к своей звезде». Практическая работа «Мои цели».

6

Тяжело сегодня, легко завтра.

1

мультфильм «Целеустремленный шарик»

Раздел III. Мои силы, мои возможности (3 часа)

7

Способности.

1

И. Мишин «Сказка о Скрипке»

8

Мои способности.

1

Практическая работа «Мои способности»

9

Ресурсы успешности. Мои ресурсы.

1

практическая работа «Мои ресурсы»

Раздел IV. Хочу вырасти ответственным человеком: что для этого нужно? (3 часа)

10

Зачем нужна ответственность?

1

сказка «Свет волшебной луны»

11

Ответственность в школе.

1

сказка «История про Таню»

12

Ответственность: шаг за шагом. Я в ответе за свой выбор.

1

практическая работа

«Моя ответственность

Раздел V. Профессиональная компетенция. (19 часов)

13

Кем я хочу стать?

1

мультфильмы о профессиях (кинокомпания «Парамульт»), игры по профессиям, составление профессиограмм

14

Самоопределение.

1

15

Профессиональная компетенция. Классификация профессий.

1

16

Ч-Ч: педагог (тренер)

1

17

Ч-Ч: журналист (менеджер)

1

18

Ч-Ч: врач (стоматолог)

1

19

Ч-П: ветеринар.

1

20

Ч-П: агроном (сити-фермер)

1

21

Ч-П: повар - кондитер

1

22

Ч-ХО: архитектор (закройщик)

1

23

Ч-З: логист

1

24

Ч-З: энергоаудитор

1

25

Ч-Т: программист

1

26

Ч-Т: строители (автослесарь)

1

27

Ч-Т: электромонтер (сантехник)

1

28

Ч-Т: машинист крана (стропальщик)

1

29

Ч-Т: металлург (вальцовщик)

1

30

Ч-Т: резчик труб (сварщик)

1

31

Центр занятости населения

1

Раздел VI. Моё будущее (3 часа)

32

Хочу в будущем – делаю сейчас.

1

33-34

Выставка - презентация «Каким я вижу своё будущее».

2

В учебно-тематическом планировании в разделе «Профессиональная компетенция» на некоторых занятиях указано две профессии. На занятии рассматривается одна профессия на усмотрение психолога или можно предоставить выбор детям.

Ведущей технологией на занятиях является игровая, направленная на осмысленное закрепление знаний о профессиях. (см. приложение 1)

Для оценки результативности занятий используется методика «Отношение учеников к своим успехам» (Середа С.Ю.)

Инструментарий:

  • мультфильмы о профессиях кинокомпании Навигатум «Калейдоскоп профессий»;
  • сказки (программа уроков психологии в начальной школе Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему «Я», программа уроков психологии в начальной школе Кривцовой С.В. «Жизненные навыки»)

РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

        Данная программа может быть использована только педагогом-психологом.

Учебно-методические материалы:

  1. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1-4 классах/ Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2014.
  1. Жизненные навыки. Уроки психологии 1-4 классах: Рабочая тетрадь школьника/ Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2014.
  2. Смирнов А., Поливаев А. Навигатум: Калейдоскоп профессий: Руководство по сопровождению серий мультсериала. - Промо-выпуск: Кинокомпания «Парамульт», 2017.
  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы). - М.: Генезис, 2015.
  4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я». 4 класс. Рабочая тетрадь школьника. - М.: Генезис, 2015.

Материально-техническое оснащение:

  1. Помещение, имеющее две зоны: учебную и игровую.
  2. Оборудование: телевизор, компьютер.
  3. Выход в интернет.
  4. Инструментарий: тетради, ручки, альбомы, цветные карандаши, ватман, мяч.

Программа рассчитана на 1 учебный год: 34 часа/ 1 час в неделю. Может реализоваться только в групповой форме.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Разделы

Результаты

I.

Хочу вырасти успешным человеком: что для этого нужно?

Выпускник научится:

- различать понятия «успех» и «удача»;

- знать качества «успешного человека» и составляющие успешности;

- понимать, что успешным может быть каждый, если он трудолюбивый.

Выпускник получит возможность научиться:

- выделять свои успехи в различных областях;

- рассчитывать необходимые ресурсы для достижения успешности;

- мотивироваться на успешность.

II.

Стремиться к цели или ждать чуда?

Выпускник научится:

- понимать необходимость постановки целей для достижения успешности;

- осознавать, что на пути к цели встречаются препятствия, которые важно преодолевать, чтобы достичь успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

- правильно ставить цели;

 - быть целеустремленным.

III.

Мои силы, мои возможности.

Выпускник научится:

- осознавать свою уникальность и неповторимость;

- знать этапы развития способностей и виды способностей.

Выпускник получит возможность научиться:

- исследовать свои способности и возможности;

 - искать ресурсы, помогающих в достижении успехов.

IV.

Хочу вырасти ответственным человеком: что для этого нужно?

Выпускник научится:

- осознавать роль ответственности в достижении успешности;

- знать виды ответственности.

Выпускник получит возможность научиться:

- принимать на себя различные виды ответственности.

V.

Профессиональная компетенция.

Выпускник научится:

- анализировать профессии, зная классификацию профессий по Климову;

- расширит знания о мире профессий.

Выпускник получит возможность научиться:

- исследовать свои профессиональные интересы;

- составлять профессиограммы.

VI.

Моё будущее.

Выпускник научится:

- задумываться о своём будущем,

- понимать, что будущее начинается в настоящем.

Выпускник получит возможность научиться:

- структурировать своё будущее;

- рассматривать возможные варианты будущего.

Система организации внутреннего контроля реализации программы осуществляется через ведение журнала внеурочной деятельности и контролируется заместителем директора по УВР 1 ступени 1 раз в четверть. А также через посещение занятий по плану ВШК заместителем директора по УВР 1 ступени и заместителем директора по НМР.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

При реализации данной программы нами были заложены качественные показатели успешности:

  1. успешность в учебе,
  2. успешность в выполнении домашних заданий,
  3. успешность в дополнительных занятиях (секции, кружки),
  4. успешность в дружбе,
  5. успешность в играх,
  6. успешность в общении с взрослыми,
  7. успешность в общении с родителями,
  8. успешность в творческой деятельности.

Данные показатели оцениваются на этапе начала и завершения реализации программы.

Для отслеживания динамики качественных показателей успешности используется методика «Отношение учеников к своим успехам» (Середа С.Ю.)

        Количественные показатели:

  • динамика качественных показателей в процентах;
  • динамика количества школьников, прошедших данный курс.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Разделы 1-4 являются основой для более осознанного изучения раздела 5 «Профессиональная компетенция».

Работа над разделами 1-4 предполагает прохождение нескольких этапов.

1-й этап. Введение в понятие может проходить в форме беседы, чтения сказки, просмотра мультфильма с последующим обсуждением.

2-й этап. Дальнейшая работа предполагает обсуждение и анализ различных жизненных ситуаций с привлечением социального опыта самих ребят. Для этого этапа используются такие формы работы, как групповая дискуссия, моделирование ситуаций, практические работы и др.

3-й этап. После обсуждения и анализа, ребята готовы формулировать личные принципы поведения, планы действий в тех или иных ситуациях. Такую работу они выполняют индивидуально и в группах, составляя правила, памятки, вырабатывая алгоритмы действий.

Работа над разделом 5 «Профессиональная компетенция» ставит своей целью последовательно провести школьника по 3-м этапам знакомства с любой профессией или сферой деятельности: любопытство, вовлечение, направление.

1 этап - любопытство. Это стадия формирования устойчивого и активного любопытства к какому-то роду деятельности, сфере или даже к конкретной профессии. Профессия должна понравиться и вызвать настоящий интерес.

2 этап - вовлечение. Любопытство и интерес перерастают в желание узнать больше: получить расширенную информацию о профессии и смежных видах деятельности.

3 этап - направление. На этом этапе интерес и полученные знания переводятся в практическую плоскость: учеба в кружках, участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; стремление получить любой практический опыт, чтобы оценить «моё - не моё».

В данном разделе используются мультфильмы компании «Парамульт». Мультфильм - привлекательная для школьников форма подачи материала. Через них дается комплексное и системное представление о мире профессий. Мультсериал охватывает все типы профессий из различных отраслей и видов деятельности. Встречаются рабочие и инженерные специальности, алгоритмические и творческие, социальные и экстремальные, охватывающие все типы профессий по Климову.

Сценарий занятия построен таким образом, что через одну профессию рассматривается целая группа – по схожим компетенциям, смежным направлениям, объединенным в одном производственно-технологическом процессе. Таким образом, сериал позволяет полностью закрыть потребность школьников в знакомстве с миром профессий.

Мультсериал пробуждает искреннее любопытство и интерес к профессии или отрасли. После чего уже можно рассказывать о её нюансах, преимуществах и предлагать получать необходимые профессиональные навыки в кружках.

Отдельно следует сказать о главных героях мультсериала. Это братья Дотошкины, понятные и нормальные ребята, они вызывают доверие. Димка задает в лоб непростые вопросы, которые требуют прямого и честного ответа. Это ценится школьниками и вызывает доверие. («А сколько вы зарабатываете? А престижна ли такая работа?») При обсуждении сериала со школьниками снимаются основные психологические барьеры. Ведь обсуждаются поступки, мотивы и будущее героев, а не школьников. Это даёт определенную смелость и раскрепощённость в ответах, предположениях, в самом ходе дискуссии.

Каждая серия представляет собой связанный игровой сюжет, внутри которого всегда есть:

  • Знакомство с представителем профессии и с его рабочим местом.
  • Подробное описание функционала данной профессии: чем приходится заниматься, зачем, для чего и кого.
  • Требуемые личные и профессионально важные качества.
  • Где можно получить профессию, в каких учебных заведениях, как долго длится учеба.
  • Насколько востребована данная профессия, в том числе и в будущем.
  • Какие карьерные и материальные перспективы в данной профессии.
  • Кому может подойти данная профессия.

Схема проведения занятий по мультфильмам о профессиях:

  1. Вступительное слово по теме занятия и игра, стимулирующая интерес к просмотрю мультфильма.
  2. Просмотр мультфильма.
  3. Обсуждение мультфильма (дискуссия).
  4. Составление профессиограммы.
  5. Закрепление полученных знаний в игре.
  6. Резюме занятия.
  7. Домашнее задание.

Рассмотрим  принципы работы по каждому пункту схемы.

Вступительное слово – это презентация темы занятия. Цель - показать, что заданная тема не так проста, как кажется, и этим возбудить у учеников интерес к предлагаемой теме. Задача психолога в беседе «переиграть» школьников, «поймать» их на различной односторонности суждений и этими ловушками вовлечь в активное обсуждение. Успех вступительного слова в большей степени зависит от импровизации психолога. В ходе вступительной беседы выясняется, что ребята не имеют глубоких знаний о теме занятия. Есть лишь поверхностные представления, основанные на стереотипах. Итогом данного обсуждения является подготовка к заинтересованному и, как следствие, крайне внимательному усвоению профориентационного материала.

Далее следует игра, которая стимулирует дополнительный интерес к просмотру мультфильма и дальнейшему обсуждению по теме. В игре задаются вопросы, которые не имеют правильного ответа, назовем их альтернативными. Вопросы задаются с помощью мячика. Психолог кидает мячик ученику и задает альтернативный вопрос. Ученик ловит мяч и высказывает собственное мнение. Правильных ответов не существует и психологу нечего объяснять. Данные вопросы нужны только для того, чтобы ученики сами себе задали эти вопросы и попробовали сами себе на них ответить, то есть заинтересовались темой занятия. Ученик отвечает и возвращает мяч психологу. Психолог тут же кидает мяч другому ученику и адресует следующий вопрос. Если у ученика нет собственного мнения, то он кидает мяч тому ученику, у которого оно есть. Если ни у кого нет, мяч возвращается к психологу, который задает следующий вопрос. Если, помимо высказанного, у другого ученика есть собственное мнение, то мяч адресуется и ему тоже. Все версии должны быть озвучены. Эффект мяча в том, что ученики, не опасаясь быть высмеянными или осужденными за неправильный ответ, могут говорить любые свои версии, а остальные ученики над этим тоже автоматически задумаются. Таким образом, в игру будет вовлечена вся группа и появится интрига к предстоящему мультфильму.

Далее озадаченные, запутанные ученики смотрят мультфильм с большим интересом, чтобы разобраться, что к чему. Психолог проводит его обсуждение. Ребятам задаются вопросы разного уровня сложности, в зависимости от возраста: гипотетические, открытые, риторические. В обсуждении важно не получение правильного ответа, а та дискуссия, которая может сформироваться вокруг поднятой психологом темы (вопроса). Даже можно сказать больше: если не удалось завязать дискуссию, в которой ученики общаются, возможно спорят друг с другом, то этот занятие скорее всего не удалось. И наоборот, любая поднятая дискуссия вовлекает учеников в осознанное восприятие темы. Она останется в памяти, а может даже станет толчком к вовлечению в тему (в профессию или изучение отрасли).

После дискуссии составляется профессиограмма изучаемой профессии, которая позволяют ребенку зрительно увидеть целостную картинку профессии. Если в мультфильме не хватает каких-то данных для её составления, то дети находят их через интернет или информацию дополняет психолог. Профессиограммы являются продуктом занятий по данному разделу. Следует отметить, что работа с профессиограммами введена нами.

Карточка-план профессиограммы для учащихся:

  1. Тип профессии по Климову.
  2. Чем занимается?
  3. Необходимые способности.
  4. Какие школьные предметы необходимо изучать для этой профессии.
  5. Качества характера, необходимые в этой профессии.
  6. Плюсы профессии.
  7. Минусы профессии.
  8. Мужская или женская профессия.
  9. Где можно получить эту профессию.
  10. Где можно работать.

Закрепление полученных знаний с младшими школьниками проводится в играх. Их цель - дополнительное и более осмысленное закрепление полученного материала. Тематика игр разнообразная.

Приведем пример игры «Алгоритмы в работе программиста». Группа разбивается на две команды. 1 тур – упрощенное знакомство с азами программирования. Задача команд – подробно написать последовательность действий для робота, сидящего на задней парте. Роботу нужно взять классный журнал со стола учителя и вернуться на место. Команды 5 минут прописывают последовательности и отдают их учителю. Он читает, а роботы делают то, что говорит учитель по написанному. Роботом является любой участник из команды противника. Команды выступают по очереди. Робот должен делать только то, что прописано в алгоритме. Ошибки роботов фиксируются.

2 тур – усложненное знакомство с программированием. Задача у робота не меняется, но на его пути препятствия (перегорожен проход, журнал упал на пол и др.). Командам необходимо прописать альтернативные решения. Затем проигрывание. Выигрывает команда, совершившая меньше ошибок по двум турам.

Отметим, что в руководстве Смирнова А., Поливаева А. по сопровождению серий мультсериала приводится пример только одной игры «Алгоритмы в работе программиста». Поэтому нами были разработаны игры по остальным профессиям.

По итогам занятия проводится краткое подведение итогов по полученным знаниям. По форме резюме представляет собой классическую рефлексию, когда ученики дают обратную связь по занятию в целом и по просмотренному мультфильму в частности.

Постоянным домашним заданием после каждого занятия является конкурс на лучший вопрос по содержанию прошедшего задания. Дома ученики составляют вопросы, которые могли бы лучше прояснить специфику профессии в рамках занятия.

А наиболее амбициозным и заинтересованным учащимся рекомендуется дать возможность проявить себя через более сложные домашние задания по пройденному материалу. Заданием может быть подготовка презентации по теме занятия, или, например, интервью родителей о профессии и т.п. Домашнее задание носит хотя и рекомендательный характер, но весьма желательно заинтересовать им как можно больше учащихся. Выполненное домашнее задание разбирается в начале следующего профориентационного занятия.

При изучении профессий внимание ребят обращается на профессии, которые сегодня почти не распространены в нашей стране, их можно отнести к профессиям будущего.

Следует обратить внимание, что в учебно-тематическом планировании в разделе «Профессиональная компетенция» на некоторых занятиях указано по две профессии. Но рассматривается одна по выбору детей или на усмотрение педагога-психолога.

Знакомство с профессиями может закрепляться с детьми классными руководителями вне курса «Хочу вырасти успешным» на экскурсиях в ветеринарную клинику, автосервис, архитектурное бюро и др. А также можно проводить профессиональные пробы. Например, профессиональные пробы кондитера и повара.

Итогом прохождения программы является раздел 6 «Моё будущее». На этих занятиях школьникам даётся возможность структурировать своё будущее, обсудить возможность вариантов будущего. Ребята готовят презентации с защитой «Каким я вижу своё будущее». И психологу важно подвести ребят к пониманию, что будущее начинается в настоящем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Как вырастить гения"

Очень часто, в погоне за современными тенденциями моды, мы забываем о простом. Стремясь «сделать» своего ребёнка самым-самым, мы не жалеем средств, руководствуясь призывом «Всё самое лучшее – детям…» ...

Проектная работа учащихся 2 класса "Подарок для мамы" Тип проекта: исследовательско-информационный. Цель проекта:вырастить комнатный цветок для мамы ко дню 8 Марта.

Тип проекта : исследовательско-информационный. Цель проекта:вырастить  комнатный цветок для мамы ко дню  8 Марта.Этапы проекта: подготовительный, исследовательская работа, проведение опытов,...

Урок окружающего мира по теме "Как вырасти высоким и стройным". УМК "Гармония" 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Как вырасти высоким и стройным". УМК "Гармония" 3 класс...

Конспект урока окружающего мира (2 класс ПНШ) "Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?"

Конспект урока с практической работой.Предварительно учащиеся проводят опыт по выращиванию плесени на хлебе....

Занятие по психологии для учащихся 4-х классов "Хочу вырасти здоровым человеком"

quot;Хочу вырасти здоровым человеком" Цели:познакомить участников занятия с понятием «эмоциональная грамотность»;научить понимать  свои чувства и эмоции, а также чувства и ...

Конспект урока: Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? (2 класс)

Конспект урока Предметная область: окружающий мир. УМК: «Перспективная начальная школа». Тип урока: изучение нового материала. Тема: Грибы. Можно ли вырастить грибы на ...

Рабочая программа "Вырастай-ка" для подготовки к 1 классу

Программа заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника...