Мастер-класс для родителей "Как вырастить гения"
методическая разработка по теме

Петрова Ирина Юрьевна

Очень часто, в погоне за современными тенденциями моды, мы забываем о простом. Стремясь «сделать» своего ребёнка самым-самым, мы не жалеем средств, руководствуясь призывом «Всё самое лучшее – детям…» И, как обидно бывает, если наши ожидания не оправдались.

В данной статье, на примере самых простых экспериментов, рассматривается значимость  чтения, как основы дальнейшего всестороннего развития ребёнка.

Статья может быть использована для проведения мастер-класса на родительском собрании не только в начальной школе, но и в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Как вырастить гения»

(Слайд 1) Здравствуйте, друзья! Меня зовут …. Я работаю учителем начальных классов и проведу мастер-класс, тему которого мы постараемся сформулировать  вместе чуть позже.

В фольклоре одного народа есть сказка «Общее счастье». В ней рассказывается о том, как в большой семье однажды пропало счастье. Оно ушло потому, что каждый стал думать только о себе и забыл о других. Как и в большинстве случаев, у этой сказки хороший конец – счастье вернулось,  благодаря усилиям всех.

(Слайд 2) Мы, взрослые, ещё вчерашние девчонки и мальчишки, сегодня твёрдо стоим на ногах. Каждый из нас выбирая свой путь, стремясь к любой цели, хочет оказаться…где? Конечно же наверху лестницы. Но начало жизненного пути каждого человека определяет ( слайд 3) семья, которой мы обязаны многими жизненными установками. 

Сегодня мы родители. Каждый из нас хочет, чтобы наш (Слайд 3 Щ) ребёнок: был умным, добрым, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка, занимался спортом. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты.

Но, каждый ребенок уникален.  И нам нужно научиться любить не воображаемого идеального ребенка, а настоящего, своего. Такого, какой есть!

Уместно вспомнить слова Самуила Маршака:

«Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся,

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

 Кто, жить готовясь, в детстве не живёт»».

Итак, семья, ребёнок, а теперь ещё и школа. (Слайд 3 Щ)

Наш ребёнок придя в школу становится… учеником. (Слайд 4)

Обратимся к ключевым словам. Всего три карточки, три слова.

Семья   школа  ученик

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия!

Действительно, тема нашего занятия «Совместные действия школы и семьи в достижении успешности ученика»

(Слайд 5) Кратко эту тему можно представить в виде формулы Мы вместе, семья и школа, объединяя усилия, знания вместе, можем помочь ребёнку стать успешным.

 (Слайд 6) Слово «успешный» образовано от слова «успех».

Успех –это слово имеет три значения:

  1. Удачное достижение поставленной цели
  2. Общественное одобрение, внимание, признание чего-либо
  3. Удача в освоении, изучении чего-либо.

Объединитесь по три человека, и с помощью этих значений сформулируйте определение «успешный ученик» и запишите на карточке. 

Что значит быть успешным учеником? Какими качествами должен обладать ребёнок, чтобы стать успешным учеником? На эти вопросы мы постарались уже ответить. А, что же мы с вами, как родители,  можем делать в повседневной жизни, не затрачивая специальных средств и усилий, чтобы помочь нашим детям быть более успешными?

Предлагаю вам стать свидетелями необычного эксперимента, в ходе которого мы узнаем, что является началом успешного обучения.

(Слайд 7 Внимание)

Сейчас вам надо хором назвать цвет шрифта, которым написано слово.  Готовы? Начали! ( слово совпадает с цветом шрифта)

Легко! Не правда ли?

А теперь немного усложним задачу… (Цвет  не совпадает со словом)

Почему мы видим жёлтый, а говорим красный? 

Разгадка такова. В мозге возникает конкуренция двух сигналов. Один поступает из зоны, благодаря которой мы видим цвет, другой - из зоны, отвечающей за чтение. В результате мы или задерживаемся с названием цвета, или выбираем какой-то один путь. Прежде всего мозг выбирает чтение.

Значимость чтения подтверждает и другой эксперимент.

Передайте карточки, объединившись парами.

Я попрошу вас в парах прочитать следующую фразу. (Слайд 17)

 (Слайд 18)

 Всё верно. На карточках написано - РОМАН ПРЕКРАСЕН.

Всё дело в том, что мы, взрослые, умеем читать. Поэтому, не видя букв, мы прочитываем слово. Функция чтения для нас настолько важна, что мозг умеет читать слова не видя букв полностью. Это великое свойство мозга. Умея читать, мы домысливаем слова.

Не читающий ребёнок такое задание не выполнит. Его мозг не развит в такой степени, как у читающего человека.

Поэтому в детском возрасте нужно сформировать такую систему поддержки чтения, чтобы читать хотелось всю жизнь. Но, чтобы хотелось читать, прежде всего это должно получаться.

 (Слайд 19) Рассмотрите иллюстрацию. На рисунке наглядно показано, как мозг проецируется на кисти рук.

Развивать  умение читать, а значит и развивать мозг, можно не только прямым воздействием, просто чтением.

Доминирующий вклад в развитие мозга вносят ни буквы, ни цифры, а развитие мелкой моторики рук. Уместно вспомнить слова Канта «Рука – это мысль выпущенная наружу.»Нужно обязательно придумывать для детей занятия развивающие мелкую моторику. Что это может быть?

Сегодня выпущено огромное количество различных пособий, приспособлений для развития моторики, но наша задача найти способы не требующие временных и материальных затрат. Использовать на отдыхе, в дороге, на берегу моря, в любую свободную минуту то, что под рукой.

1.А под рукой у вас  чистый лист бумаги. Что с ним можно сделать? Смять. Сильнее. Плотно сжимая комок.

Что вы ощущаете? (напряжение) А теперь разгладьте лист двумя руками ребром ладоней, подушечками пальцев, основанием ладони. А теперь ещё раз сомните. Сильнее. Туже сминайте. Попробуйте разгладить одной рукой. Как тяжелее?  То, что вы делаете, совершают сами руки? Нет, это мозг посылает сигналы, как делать.

2. Следующее упражнение. На промокашке нарисована фигура. Постарайтесь оборвать эту фигуру по контуру. Обратите внимание, что все держат лист по-разному. Кто-то прижимает одной рукой лист к столу, другие работают обеими руками. Почему? Это ваш мозг работает и даёт команду, как поступить.

Можно усложнить задачу. Без контура создать заданный образ. Для этих упражнений можно использовать любую бумагу, газету, даже туалетную бумагу.

Очень важно, все действия, которые выполняет ребёнок оречевлять. Это могут быть стихи, прибаутки, всё, что хотите, что любит ваш ребёнок. Вспомните, развитием моторики и речи мы начинаем заниматься с ребёнком с самого раннего возраста. «Сорока –белобока», «Полетели- полетели, на головку сели» и другие любимые детьми стишки. Мы оречевляем действия.

  1. Возьмите несколько пуговиц. Выложите их в ряд сверху вниз. А теперь соберите этой же рукой не перекладывая. Теперь возьмите пуговицы в другую руку. Выложите их снизу вверх. Снова соберите. Чувствуете напряжение? Чем чаще это будут делать дети, тем лучше будет получаться. Но ведь можно выкладывать мелкие камешки, семечки, орешки. Можно выкладывать различные фигурки.

Доказано, что дети с синдромом Дауна могут научиться читать, если их учат лепить руками, рисовать, делать любые мелкие движения руками, играть на музыкальных инструментах.

А слепые дети. Ведь их тоже учат читать, и основным органом восприятия рельефных изображений является осязание. Наверное уместно вспомнить крылатую фразу  И.Канта: «Рука – это мысль, вышедшая наружу.»

Закончить практическую часть хотелось бы пословицей, которую мы составим вместе. В волшебном мешке у меня лежат буквы. Ваша задача взять свою букву и с закрытыми глазами «узнать» её. Начнём превращения.

«Чтение – лучшее учение!» - эти слова принадлежат Александру Сергеевичу Пушкину. Какая великая сила скрывается за этой фразой.

Дети узнают о волшебстве книжного чтения задолго до того, как научатся читать. И если с радости началось у ребёнка самостоятельное чтение, то таким же радостным будет для него и учение.

Кто- то всё же скажет: «Можно быть умным и не читая.»

Подчеркну ещё раз: разобраться в праве читать или не читать и его последствиях сам ребёнок, пока он мал, не может. Помочь ему осознать это, пробудить интерес к чтению лучших книг, помочь талантливо их прочесть – задача взрослых, будь это родитель, учитель, библиотекарь, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и  интеллектуальной мощи России.

Ребёнок – читатель умеет быть интересным самому себе, способен к самообразованию. У него достаточная степень развития таких процессов, как память, внимание, воображение, и, что актуально сейчас. Человек. Знающий свою культуру, свой язык, открыт к восприятию другой культуры, иных языков. Ради этого стоит сказать:»Положи своё сердце у чтения.»

Подводя итог занятия,  давайте вернёмся к теме: (Слайд 22)  

Семья +  школа = успешный ученик

Что теперь мы можем сделать для того, чтобы ребёнок был более успешным. Продолжите предложения:

(Слайд 23)  На практическом занятии сегодня я узнала…

 (Слайд 24) В заключении я хотела бы вас попросить из другого волшебного мешка достать предмет, который будет принадлежат только вам и связать его с темой нашего занятия.  (ассоциативные связи)

Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения.» Этими словами я хочу закончить наше занятие. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

сценарий внеклассного мероприятия с элементами мастер-класса "Пряничные мастера"

Занятие предназначено для детей 6-8 лет. Дети знакомятся с историей появления тульского пряника, рецептом приготовления и способами росписи пряников. Также в мероприятии могут принять участие и родите...