Конспект урока: Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? (2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока
Предметная область: окружающий мир.
УМК: «Перспективная начальная школа».
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? (2 класс)
Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, исследовательских) через включение учащихся в исследовательскую работу по теме: «Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 57.53 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.35 МБ |
prilozhenie.docx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предметная область: окружающий мир.
УМК: «Перспективная начальная школа».
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? (2 класс)
Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, исследовательских) через включение учащихся в исследовательскую работу по теме: «Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- проявлять познавательную инициативу;
- оказывать помощь соученикам;
- осуществлять рефлексию.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:
- контролировать и оценивать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;
- работать по плану;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные:
- осознавать познавательную задачу;
- извлекать нужную информацию;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ, сравнение.
Коммуникативные:
- сотрудничать с участниками группы;
- уметь доказывать своё мнение;
- строить высказывания в устной форме.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
- сравнивать различные виды грибов, способы питания;
- доказывать необходимость выделения грибов по способу питания в особую группу живой природы.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, слайды и иллюстрации с изображением грибов, корзин, тарелки с выращенным плесневым грибом – мукором, лупы, учебники, неполная «Схема строения гриба».
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Организационный момент. Актуализация опорных знаний Целеполагание. Открытие нового знания. Физминутка Продолжение работы Практическая работа Закрепление Рефлексия | СЛАЙД 1 Приветствие (под фонограмму «Звуки леса») -Улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Определение готовности обучающихся к работе. -Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! И с усердием трудитесь! -Окружающий нас мир интересно познавать! - На какие 2 вида делятся объекты природы? СЛАЙД 2 - Отгадайте загадки различных объектах живой и неживой природы. Один костер весь мир согревает. На землю упало пуховое одеяло, Нам в дождь и в зной поможет друг, Без крыльев летят, Шевелились у цветка все четыре лепестка. Маленький, удаленький сквозь землю прошёл – красную шапочку нашёл. Отгадки появляются на слайде. - Какой группы нет в схеме? СЛАЙД 3 - О чем будем говорить? - Что уже знаете о грибах? - А как вы думаете, вы всё знаете о грибах? Учитель показывает детям хлеб с плесенью. - Посмотрите и скажите, что у меня в руках? - Как вы думаете, это имеет отношение к теме нашего урока? - А какое имеет отношение плесень к теме нашего урока, мы сегодня и разберёмся. - Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 4 - Цель урока.
- Исследовать грибы и говорить о них мы сегодня будем по плану: План: 1. Строение гриба. 2. Питание грибов. 3. Местообитание. 4. Практическая работа с лупой. 5. Грибы в жизни человека. Помощь при отравлении грибами. План вывешивается на доску. - Докажите, что грибы – это объекты живой природы. СЛАЙД 5 - Однако, ученые относят грибы в отдельную группу природы. Почему? Давайте попробуем найти ответ на данный вопрос в учебнике. Откройте содержание учебника, найдите нужную тему. Прочитайте абзац на стр.109. - Отличие - в способе питания растений. Прежде чем говорить о том, чем питаются грибы, рассмотрим вопрос о строении гриба. Сейчас вы будете работать каждый в своей группе. Давайте вспомним правила работы в группе. СЛАЙД 6 - Чтобы ваша работа была быстрой и эффективной, распределите роли внутри группы: чтец, оформители, выступающий, хронометрист. - Сейчас вы продолжите изучать тему урока. Прочитайте следующие три абзаца в учебнике на странице 110. И на основе прочитанного дополните схему: «Строение гриба». На эту работу вам даётся 5 минут. - Итак, говоря о грибах, какие из них мы чаще всего имеем в виду? На доске – изображения шляпочных грибов. - Назовите части шляпочных грибов, как вы дополнили схему. СЛАЙД 7 - Смотрите на экран и повторяйте движения за мальчиком. - Посмотрите на наш план. О чём дальше будем говорить? - Прочитайте дальше информацию о питании грибов. - Где чаще растут грибы? - Почему? - Чем же отличается гриб и растение? - Грибы поглощают питательные вещества из мёртвых останков растений и животных. СЛАЙД 8 СЛАЙД 9 - Рассмотрите внимательно слайд. На деревьях можно увидеть наросты в виде тарелочек – это трутовики, которые разрушают древесину. Их споры не проникают в здоровые деревья. Но вот если поранили кору дерева, то спора, попавшая в рану, разрастается в грибницу, превращая древесину в труху. А на поверхности дерева появляются тарелочки гриба-трутовика. - Мы с вами говорим о шляпочных грибах, которые растут в лесах. Но, оказывается, необязательно идти в лес, чтобы увидеть грибы. Вспомните тему урока. СЛАЙД 10 - Ребята, как вы думаете можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? - Исследуйте в группе с помощью лупы эту загадку. Рассмотрите внимательно, что находится на тарелке. - Итак, что вы увидели? - Правильно, ребята, это плесень. Это плесневый гриб, который называется мукор. Для того чтобы увидеть грибы, оказывается, необязательно ходить в лес. Плесень в виде пушистого налёта на корке хлеба – это тоже грибы. СЛАЙД 11 - Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? - Учёные выделили плесень в группу грибов, поэтому она размножается, как и шляпочные грибы – спорами. - А откуда взялись эти споры? Что ещё вы увидели через лупу? - На концах пушка образуются чёрные точки. Это головки со спорами. Когда споры созрели, головки лопаются. Потоки воздухи разносят эти споры по всему помещению. Поэтому никто плесневые грибы не сажает, а они вырастают на забытом кусочке хлеба, в невымытой кастрюле. - А встречали вы такие же грибы дома? СЛАЙД 12 - Плесневые грибы поселяются на пищевых продуктах. Испорченные плесенью продукты есть нельзя, так как ими можно отравиться. СЛАЙД 13 - Ну, а если все же случилась беда, вы отравились грибами, то помощь окажет только врач. СЛАЙД 14 (первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе, которые проявляются через 2-4 часа после употребления грибов) Стук в дверь. Входит доктор (ребенок старшеклассник). - Здравствуйте, ребята! - Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?! - Тогда слушайте внимательно и запоминайте: 1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать “скорую помощь” по телефону … “03”. 2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь: Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты. Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе. В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку. 3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории. – И вообще, (грозит пальцем) детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?! – Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники! Ну, мне пора! Рад был вам помочь! «Доктор» уходит. - А теперь повторим всё, о чём мы сейчас говорили. Поиграем в игру “Верите или нет”. У каждой группы на столе лежит изображение гриба с утверждением. Вам нужно его прочитать. Если оно верное, то вы кладёте гриб в корзинку со словом «Да», если неверное – то в корзинку со словом «Нет». Учитель показывает образец с первым утверждением. - Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? - Плодовое тело состоит из шляпки и ножки? - Грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? - Гриб часть пищи всасывает из почвы, а часть из корней деревьев? - Грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? - Трутовики разрушают кору деревьев? - Плесень, которую можно увидеть на кусочке хлеба, в банке с вареньем – это тоже грибы? - Плесневые грибы относятся к шляпочным грибам? - Какую ставили учебную задачу? - Удалось её решить? - Ребята, от каждой группы задайте одноклассникам 1 вопрос по теме урока. - Выберите любое высказывание на доске и продолжите его. - Какое у вас настроение? Покажите «лайком» на доске. СЛАЙД 15 - Спасибо за работу! | Проверяют готовность своего рабочего места. - Объекты живой и неживой природы. - Солнце. - Снег. - Дерево. - Облака. - Бабочка. - Гриб. - Грибы. - О грибах. - Это отдельное царство природы.
- Нет.
- Плохой хлеб с плесенью. - Да. - Грибы. - Познакомиться с новыми видами грибов. Вспоминают признаки объектов живой природы. Ученики читают текст учебника (стр. 109, 1 абзац). Дети делают вывод, что отличие - в способе питания растений. Читают правила работы в группе. Распределяют роли. Читают в группах текст о строении гриба (стр. 110). С помощью учебника дополняют рисунок (плодовое тело, шляпка, ножка, грибница). - Шляпочные. - Плодовое тело: шляпка, ножка; грибница. - О питании грибов. Читают в группе о питании грибов (стр. 110-111). - В лесу, у деревьев, на пнях. - Грибы получают питание от корней дерева. - Способом питания. - Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? Предположения детей. - Плохой хлеб. - Плесень. - Нет. У неё нет шляпки. - Чёрные точки. Ответы детей. - Здравствуйте, доктор! - Да. - Запомнили. - Спасибо, доктор! До свидания! Дальше дети в группах обсуждают то утверждение, которое у них есть. 1 человек от группы зачитывает утверждение и кладёт его в корзину. - Да. - Да. - Нет. - Да. - Нет. - Да. - Да. - Нет. Выбирают подходящий «лайк» и крепят на доску. | Личностные: мотивация к учению. Регулятивные: осуществление самоконтроля. Познавательные: развитие познавательной активности. Познавательные: анализ и синтез. Познавательные: ориентировка в схеме. Познавательные: осознание необходимости открытия нового знания. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Регулятивные: планирование —составление плана и последовательности действий. Познавательные: анализ. Познавательные: поиск в учебнике необходимой информации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Познавательные: поиск в учебнике необходимой информации; моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: осуществление самоконтроля. Познавательные: поиск в учебнике необходимой информации.
Познавательные: анализ; участие в дискуссии, построение рассуждения. Познавательные: наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых понятий. Личностные: опора на опыт учащихся. Познавательные: поиск выхода из сложившейся ситуации.
Познавательные: применение и полученных знаний; построение рассуждений, выводов.
Регулятивные: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: оценивание усваиваемого содержания. |
Прогнозируемый результат:
Предметные результаты:
- уметь доказывать необходимость выделения грибов по способу питания в особую группу живой природы;
- расширить знания детей о взаимосвязях живых организмов в природе;
- уметь работать с лупой.
Метапредметные результаты:
- уметь понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- действовать по плану и планировать свои учебные действия;
- уметь, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
- выполнять логические действия.
Личностные результаты:
- формировать уважительное отношение к природе;
- формировать навыки работы в группах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:
Что мы хотим выяснить? Почему грибы выделяют в особое царство? Познакомиться с новыми видами грибов?
Строение гриба
Чем питаются грибы? Грибы поглощают питательные вещества из мёртвых останков растений и животных.
Гриб - трутовик
Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?
Плесневые грибы поселяются на пищевых продуктах. Испорченные плесенью продукты есть нельзя , так как ими можно отравиться.
Тошнота Рвота Боли в животе
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....
Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.
Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании: «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...
Конспект урока информатики (можно использовать для проведения классного часа) 3-4 класс
Доступно для детей данной возрастной группы....
Окружающий мир 3 класс конспект урока с презентацией "В царстве грибов"
Урок объяснения нового материала 3 класс УМК "Школа России" А. Плешаков "В царстве грибов"....
"Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба"
урок по окружающему миру для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока по педагогике на тему "Кого можно считать лидером? " 2 класс
Конспект урока по педагоги на тему "Кого можно считать лидером? " 2 класс...
Конспект урока - Что можно узнать о человеке по его речи?
Конспект урока - Что можно узнать о человеке по его речи?...