Конспект урока: Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? (2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Титова Екатерина Борисовна

Конспект урока

 Предметная область: окружающий мир.

 УМК: «Перспективная начальная школа».

 Тип урока: изучение нового материала.

 Тема: Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? (2 класс)

 Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, исследовательских) через включение учащихся в исследовательскую работу по теме: «Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx57.53 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.35 МБ
Файл prilozhenie.docx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предметная область: окружающий мир.

УМК: «Перспективная начальная школа».

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? (2 класс)

Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, исследовательских) через включение учащихся в исследовательскую работу по теме: «Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • оказывать помощь соученикам;
  • осуществлять рефлексию.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:

  • контролировать и оценивать  свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;
  • работать по плану;
  • осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

  • осознавать познавательную задачу;
  • извлекать нужную информацию;
  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • осуществлять анализ, сравнение.

Коммуникативные:

  • сотрудничать с участниками группы;
  • уметь доказывать своё мнение;
  • строить высказывания в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:

  • сравнивать различные виды грибов, способы питания;
  • доказывать необходимость выделения грибов по способу питания в особую группу живой природы.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, слайды и иллюстрации с изображением грибов, корзин, тарелки с выращенным плесневым грибом – мукором, лупы, учебники, неполная «Схема строения гриба».

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний

Целеполагание.

Открытие нового знания.

Физминутка

Продолжение работы

Практическая работа

Закрепление

Рефлексия

СЛАЙД 1

Приветствие (под фонограмму «Звуки леса»)

-Улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

Определение готовности обучающихся к работе.

-Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь!

И с усердием трудитесь!

-Окружающий нас мир интересно познавать!
Его тайны и загадки мы готовы разгадать.

- На какие 2 вида делятся объекты природы?

СЛАЙД 2

- Отгадайте загадки  различных объектах живой и неживой природы.

Один костер весь мир согревает.

На землю упало пуховое одеяло,
Лето пришло – одеяло всё сошло.

Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.

Маленький, удаленький сквозь землю прошёл – красную шапочку нашёл.

Отгадки появляются на слайде.

- Какой группы нет в схеме?

СЛАЙД 3

- О чем будем говорить?

- Что уже знаете о грибах?

- А как вы думаете, вы всё знаете о грибах?

Учитель показывает детям хлеб с плесенью.

- Посмотрите и скажите, что у меня в руках?

- Как вы думаете, это имеет отношение к теме нашего урока?

- А какое имеет отношение плесень к теме нашего урока, мы сегодня и разберёмся.

- Сформулируйте тему урока.

СЛАЙД 4

- Цель урока.

 

- Исследовать грибы и говорить о них мы сегодня будем по плану:

План:

1. Строение гриба.

2. Питание грибов.

3. Местообитание.

4. Практическая работа с лупой.

5. Грибы в жизни человека. Помощь при отравлении грибами.

План вывешивается на доску.

Докажите, что грибы – это объекты живой природы.

СЛАЙД 5

- Однако, ученые относят грибы в отдельную группу природы. Почему? Давайте попробуем найти ответ на данный вопрос в учебнике. Откройте содержание учебника, найдите нужную тему. Прочитайте абзац на стр.109.

- Отличие - в способе питания растений. Прежде чем говорить о том, чем питаются грибы, рассмотрим вопрос о строении гриба. Сейчас вы будете работать каждый в своей группе. Давайте вспомним правила работы в группе.

СЛАЙД 6

 - Чтобы ваша работа была быстрой и эффективной, распределите роли внутри группы: чтец, оформители, выступающий,  хронометрист.

- Сейчас вы продолжите изучать тему урока. Прочитайте следующие три абзаца в учебнике на странице 110. И на основе прочитанного дополните схему: «Строение гриба». На эту работу вам даётся 5 минут.

- Итак, говоря о грибах, какие из них мы чаще всего имеем в виду?

На доске – изображения шляпочных грибов.

- Назовите части шляпочных грибов, как вы дополнили схему.

СЛАЙД 7

- Смотрите на экран и повторяйте движения за мальчиком.

- Посмотрите на наш план. О чём дальше будем говорить?

- Прочитайте дальше информацию о питании грибов.

- Где чаще растут грибы?

- Почему?

- Чем же отличается гриб и растение?

- Грибы поглощают питательные вещества из мёртвых останков растений и животных.

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

- Рассмотрите внимательно слайд. На деревьях можно увидеть наросты в виде тарелочек – это трутовики, которые разрушают древесину. Их споры не проникают в здоровые деревья. Но вот если поранили кору дерева, то спора, попавшая в рану, разрастается в грибницу, превращая древесину в труху. А на поверхности дерева появляются тарелочки гриба-трутовика.

- Мы с вами говорим о шляпочных грибах, которые растут в лесах. Но, оказывается, необязательно идти в лес, чтобы увидеть грибы. Вспомните тему урока.

СЛАЙД 10

- Ребята, как вы думаете можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?

- Исследуйте в группе с помощью лупы эту загадку. Рассмотрите внимательно, что находится на тарелке.

- Итак, что вы увидели?

- Правильно, ребята, это плесень. Это плесневый гриб, который называется мукор. Для того чтобы увидеть грибы, оказывается, необязательно ходить в лес. Плесень в виде пушистого налёта на корке хлеба – это тоже грибы.

СЛАЙД 11

- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом?

- Учёные выделили плесень в группу грибов, поэтому она размножается, как и шляпочные грибы – спорами.

- А откуда взялись эти споры? Что ещё вы увидели через лупу?

- На концах пушка образуются чёрные точки. Это головки со спорами. Когда споры созрели, головки лопаются. Потоки воздухи разносят эти споры по всему помещению. Поэтому никто плесневые грибы не сажает, а они вырастают на забытом кусочке хлеба, в невымытой кастрюле.

- А встречали вы такие же грибы дома? 

 СЛАЙД 12

- Плесневые грибы поселяются на пищевых продуктах. Испорченные плесенью продукты есть нельзя, так как ими можно отравиться.

СЛАЙД 13

- Ну, а если все же случилась беда, вы отравились грибами, то помощь окажет только врач. 

СЛАЙД 14

(первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе, которые проявляются через 2-4 часа после употребления грибов)

Стук в дверь.

Входит доктор (ребенок старшеклассник).

- Здравствуйте, ребята!

- Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!

- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:

1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать “скорую помощь” по телефону … “03”.

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.

– И вообще,  (грозит пальцем) детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!

– Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники! Ну, мне пора! Рад был вам помочь!

«Доктор» уходит.

- А теперь повторим всё, о чём мы сейчас говорили. Поиграем в игру “Верите или нет”. У каждой группы на столе лежит изображение гриба с утверждением. Вам нужно его прочитать. Если оно верное, то вы кладёте гриб в корзинку со словом «Да», если неверное – то в корзинку со словом «Нет».

Учитель показывает образец с первым утверждением.

- Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела?

- Плодовое тело состоит из шляпки и ножки?

- Грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу?

- Гриб часть пищи всасывает из почвы, а часть из корней деревьев?

- Грибница вредит корням деревьев, около которых растёт?

- Трутовики разрушают кору деревьев?

- Плесень, которую можно увидеть на кусочке хлеба, в банке с вареньем – это тоже грибы?

- Плесневые грибы относятся к шляпочным грибам?

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось её решить?

- Ребята, от каждой группы задайте одноклассникам 1 вопрос по теме урока.

- Выберите любое высказывание на доске и продолжите его.

- Какое у вас настроение? Покажите «лайком» на доске.

СЛАЙД 15

- Спасибо за работу!

Проверяют готовность своего рабочего места.

- Объекты живой и неживой природы.

- Солнце.

- Снег.

- Дерево.

- Облака.

- Бабочка.

- Гриб.

- Грибы.

- О грибах.

- Это отдельное царство природы. 

 

- Нет.

 

- Плохой хлеб с плесенью.

- Да.

- Грибы.

- Познакомиться с новыми видами грибов.

Вспоминают признаки объектов живой природы.

Ученики читают текст учебника (стр. 109, 1 абзац). Дети делают вывод, что отличие - в способе питания растений.

Читают правила работы в группе.

Распределяют роли.

Читают в группах текст о строении гриба (стр. 110). С помощью учебника дополняют рисунок (плодовое тело, шляпка, ножка, грибница).

- Шляпочные.

- Плодовое тело: шляпка, ножка; грибница.

- О питании грибов.

Читают в группе о питании грибов (стр. 110-111).

 - В лесу, у деревьев, на пнях.

- Грибы получают питание от корней дерева.

 - Способом питания.

- Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?

Предположения детей.

- Плохой хлеб.

- Плесень.

- Нет. У неё нет шляпки.

- Чёрные точки.

Ответы детей.

- Здравствуйте, доктор!

- Да.

- Запомнили.

- Спасибо, доктор! До свидания!

Дальше дети в группах обсуждают то утверждение, которое у них есть. 1 человек от группы зачитывает утверждение и кладёт его в корзину.

- Да.

- Да.

- Нет.

- Да.

- Нет.

- Да.

- Да.

- Нет.

Выбирают подходящий «лайк» Картинки по запросу лайк и крепят на доску.

Личностные: мотивация к учению.

Регулятивные: осуществление самоконтроля.

Познавательные: развитие познавательной активности.

Познавательные: анализ и синтез.

Познавательные: ориентировка в схеме.

Познавательные: осознание необходимости открытия нового знания.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Регулятивные: планирование —составление плана и последовательности действий.

Познавательные: анализ.

Познавательные: поиск в учебнике необходимой информации.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Познавательные: поиск в учебнике необходимой информации; моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: осуществление самоконтроля.

Познавательные: поиск в учебнике необходимой информации.

 

 

Познавательные: анализ; участие в дискуссии, построение рассуждения.

Познавательные: наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых понятий.

Личностные: опора на опыт учащихся.

Познавательные: поиск выхода из сложившейся ситуации.

 

 

 

Познавательные: применение и полученных знаний; построение рассуждений, выводов.

 

Регулятивные: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Прогнозируемый результат:

Предметные результаты:

  • уметь доказывать необходимость выделения грибов по способу питания в особую группу живой природы;
  • расширить знания детей о взаимосвязях живых организмов в природе;
  • уметь работать с лупой.

Метапредметные результаты:

  • уметь понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • действовать по плану и планировать свои учебные действия;
  • уметь, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • выполнять логические действия.

Личностные результаты:

  • формировать уважительное отношение  к природе;
  • формировать навыки  работы в группах.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Слайд 5

Что мы хотим выяснить? Почему грибы выделяют в особое царство? Познакомиться с новыми видами грибов?

Слайд 7

Строение гриба

Слайд 8

Чем питаются грибы? Грибы поглощают питательные вещества из мёртвых останков растений и животных.

Слайд 9

Гриб - трутовик

Слайд 10

Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?

Слайд 13

Плесневые грибы поселяются на пищевых продуктах. Испорченные плесенью продукты есть нельзя , так как ими можно отравиться.

Слайд 14

Тошнота Рвота Боли в животе

Слайд 15

Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....

Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании:  «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...

Окружающий мир 3 класс конспект урока с презентацией "В царстве грибов"

Урок объяснения нового материала 3 класс УМК "Школа России" А. Плешаков "В царстве грибов"....

"Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба"

урок по окружающему миру для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по педагогике на тему "Кого можно считать лидером? " 2 класс

Конспект урока по педагоги на тему "Кого можно считать лидером? " 2 класс...

Конспект урока - Что можно узнать о человеке по его речи?

Конспект урока - Что можно узнать о человеке по его речи?...