Программа логопедических коррекционно-развивающих занятий
материал по логопедии
Программа логопедических коррекционно-развивающих занятий для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskaya_programma_dlya_1-4_klassov.docx | 72.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 6 с. Троицкое»
Программа
логопедических коррекционно - развивающих занятий
для обучающихся 1 - 4 классов
на 2022 - 2023 учебный год
Составитель:
Титова Анна Владимировна
2022 г.
Пояснительная записка
Актуальность и перспективность программы
Традиционно речь рассматривается, как необходимый компонент гармонично развивающейся личности. Ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и мышление, позволяя совершенствовать мыслительные операции. В непосредственной зависимости от речи находится становление эмоций, характера, личности в целом, что подтверждает наличие тесной связи между эмоциональным, когнитивным и речевым развитием на которую указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.
Неотделимостью речи от других аспектов развития объясняется ее признание одним из главных показателей психического развития ребенка. Все психические процессы у ребенка - воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец). Все достижения и проблемы растущего человека отражаются в речи, развитие которой определяется рядом факторов. К ним относятся: сохранность нейрофизиологических механизмов, богатое языковое и социальное окружение, организованная соответствующим образом предметная среда, а также выраженное желание взаимодействовать с другими людьми. На фоне этого в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, которые вызывают трудности в общении с окружающими, закомплексованность, мешают детям осваивать школьную программу, т.к. нарушения устной речи, как правило, переносятся на письмо.
В последние годы увеличилось количество обращений родителей у детей, которых не сформирована фразовая речь, имеется недоразвитие лексики, грамматики, нарушены фонематические процессы, а также в речи присутствуют различные дефекты звукопроизношения. Речь представлена простыми предложениями. При этом остаются сохранными слух и интеллект. Данное недоразвитие речи принято относить к общему недоразвитию речи. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети, из-за своего нарушенного речевого развития, становятся неуспевающими учениками, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
Это и определило необходимость составления «Рабочей программы логопедических коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1-4 классов». Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа-России»).
Актуальность рабочей программы определяется распространенностью нарушений устной и письменной речи, необходимостью своевременного оказания этим детям коррекционно-логопедической помощи, позволяющей предупредить вторичные отклонения в развитии, снизить риск дезадаптации и свести к минимуму сложности в освоении общеобразовательных программ по родному русскому языку.
При отборе содержания основывалась на следующие принципы:
- Принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития речи в норме;
- Принцип комплексности (тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей) способствует более высоким темпам общего и речевого развития обучающихся;
- Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых;
- Принцип единства диагностики и коррекции;
- Принцип возрастной адекватности: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Таким образом, цель работы учителя-логопеда: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Задачи коррекционно-развивающей логопедической работы в начальной школе:
- Создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности – элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.
- Комплексная коррекционная логопедическая работа по преодолению речевой недостаточности с целью формирования полноценных навыков устной и письменной речи учащихся в соответствии с возрастом.
- Развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий; развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
- Развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
- Формирование умения планировать сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками, проявлять инициативу в поиске и сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Формирование личностных, познавательных и регулятивных действий, логических действий, анализа, сравнения, синтеза, установление причинно-следственных связей.
- Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоения правил слова и предложения, графической формы букв, развитие знаково-символических действий – замещение, моделирование и преобразование модели.
- Формирование языкового чутья, развитие адекватных возрасту форм и функций речи.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16.
- Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утвержении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Инструктивное письмо «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.
- Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г
Общая характеристика учебного курса
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. Это курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса коррекция нарушений устной и письменной речи является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Место курса.
С учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся подгрупповые (не более 3 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность логопедических занятий 2 раза в неделю, в зависимости от речевого нарушения. Продолжительность индивидуального занятия 20 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи.
Содержание учебного курса
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.
Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка используется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. с балльно-уровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.
Логопедическая диагностика учащихся включает:
- Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи,
- Обследование фонематического слуха,
- Обследование лексического строя речи,
- Обследование грамматического строя,
- Обследование процесса письма и чтения.
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
- Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия;
- совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
- Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
- уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;
- дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
- формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
- Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
- уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций;
- развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Предполагаемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:
- Различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу;
- Определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- Различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;
- Списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:
- Различать предложение, словосочетание, слово;
- Анализировать слова по звуковому составу;
- Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- Подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи);
- Писать под диктовку предложения и тексты;
- Правильно читать вслух целыми словами;
- Соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;
- Отвечать на вопросы по прочитанному;
- Высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
- Пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
- Устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:
- Производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
- Дифференцировать звуки по акустическому сходству;
- Подбирать к слову родственные слова;
- Владеть навыками словообразования и словоизменения;
- Подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
- Дифференцировать предлоги и приставки;
- Составлять распространенные предложения;
- Определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;
- Составлять план связного высказывания.
По окончании 4 класса:
- Должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова (безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);
- Учащиеся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- Учащиеся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- Учащиеся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
- Учащиеся должны находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- Учащиеся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- Учащиеся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно сопоставлять, и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию, составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Литература
- Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998г.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. -М.: "Творческий центр" 2005г.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательн
- Каше Г.А, Исправление недостатков произношения, чтения и письма у учащихся. - М.: "Государственное учебно-педагогическое издательство Министерство просвещения РСФСР" 1960 г.
- Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.,2001г.
- Логопедия: учебник для студ. дефектологич. факультетов пед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону, «Феникс».2001 г.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001г.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007г.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989г.
- Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.М.,1983 г.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г.
Перспективное планирование логопедических занятий для учащихся 1- 4-х классов с ФНР, ФФНР, ОНР
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. | Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Познавательные УУД: - уметь находить заданный звук в словах и обозначать его фишкой, - выбирать заданную букву правильно, - писать элементы букв, - делать звуковой анализ слов, - различать звуки и буквы, слоги и слова, слово и предложение, - выделять части слова, главные и второстепенные члены предложения, - различать части речи, и т.д. | Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства, - строить монологическое высказывание, - использовать речь для регуляции своего действия. | Регулятивные УУД: - оценивание правильности выполнения своих действий, - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, - осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль, по результату и способу действия, - аргументировать и координировать свою позицию. | |
Задачи | Виды работ, игры и упражнения | ||||
Диагностика устной и письменной речи. Уровень подготовки к школе | Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи | Индивидуальная диагностика | |||
Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи. | 1. Развитие общих речевых навыков. 2. Знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание. 3. Знакомство с понятием темп речи. 4. Знакомство с понятием интонационная выразительность. 5. Знакомство с Правилами речи. | 1. Игры на развитие дыхания: «Одуванчик», «Бабочки», «Чья птичка дальше улетит» и т.п. 2. «В лесу», «Не разбуди Катю». 3. Скороговорки. 4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев). 5. «Определи с какой интонацией сказана фраза (. ? !)», «Скажи с разной интонацией». | |||
В мире звуков. Звуки окружающего мира. | 1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать. 2. Развитие умения различать звуки окружающего мира. | 1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п. 2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?» (животные), «Звуки природы». | |||
Комплекс общих упражнений для развития артикуляционных органов. Артикуляционная гимнастика. | Развитие общих речевых навыков. 2. Знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание. 3. Знакомство с понятием темп речи. 4. Знакомство с понятием интонационная выразительность. 5. Знакомство с Правилами речи. | 1.Упражнение «Сделать трубочку» 2.Упражнение «Открыть широко рот» 3.Упражнение «Почистить зубы» | |||
Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика. | 1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать. 2. Развитие умения различать звуки окружающего мира. | 1.«Надуй шарик» - Дети надувают щеки и медленно выдыхают, помогая руками 2.«Задуй свечу» - Губы вытянуты трубочкой, идет направленная струя воздуха. 3.«Подуй в окошко (на язычок») - Язык чуть выдвинут вперед и широкий лежит на нижней губе. Посередине образуется желобок. Воздух идет через желобок, прикрытый верхней губой. | |||
Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика. | Развитие общих речевых навыков. 2. Знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание. 3. Знакомство с понятием темп речи. 4. Знакомство с понятием интонационная выразительность. 5. Знакомство с Правилами речи. | Силовая гимнастика: а) упражнения с присоской; б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости; в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух проходит по обоим углам рта - сразу или поочередно. | |||
Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика. | 1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать. 2. Развитие умения различать звуки окружающего мира. | Силовая гимнастика: а) упражнения с присоской; б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости; в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух проходит по обоим углам рта - сразу или поочередно. | |||
Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки. Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика. | 1. Развитие умения различать звуки окружающего мира и звуки речи. | 1.«Что звучало?» 2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу». | |||
Артикуляционная гимнастика. | 1. Знакомство со строением артикуляционного аппарата. 2. Отработка упражнений общей артикуляционной гимнастики. | 1. Работа с зеркалами и логопедическими профилями. 2. Артикуляционные упражнения. | |||
Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика. | 1. Тренировка плавного выдоха. Развитие силы и длительности выдоха. 2. Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. 3. Знакомство с понятиями плавность речи и тембр голоса, модуляция голоса (высота). 4. Знакомство с понятием сила голоса (тише, громче). | 1. «Задуй свечу», «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?». 2. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот - нос», «Рот - рот». 3. Дыхание с задержкой под счет. 4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В лесу!». | |||
Общая моторика. Речь с движением. | 1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений. | 1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Игры с передвижением под музыку. 2. Игры с мячом. 3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д. 4. «Расскажи стихи руками». | |||
Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика. | 1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений. | 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Пальчиковая гимнастика с предметами. 3. Игры и задания с различны-ми предметами (мозаика, шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки, пластилин и т.д.) | |||
Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память. | 1. Развивать слуховое восприятие, внимание и память. 2. Развивать фонематический слух. 3. Развивать вербальную память. | 1. «Отгадай, кто сказал?», «Повтори ритм», «Где позвонили?». 2. «Доскажи словечко», «Рифмы». 3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди место звука в слове». 4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что изменилось?», «Повтори и добавь». | |||
Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление. | 1. Развивать зрительное восприятие, внимание и память. 2. Развивать логическое мышление. | 1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?» и т.п. 2. «Запомни и нарисуй» и т.п. 3. Игры и упражнения с сериями картинок, лото и т.п. | |||
Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. Графические упражнения. | 1. Развивать зрительные, пространственные и временные представления детей. 2. Развивать зрительно-моторную координацию. 3. Развивать графо-моторные навыки детей. | 1. Рисование бордюров, узоров. 2. Графические диктанты. 3. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя напротив). 4. «Круглый год», «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Что сначала, что потом» и т.п. 5. «Четыре точки» и другие игры с карандашом. | |||
Предложение. Слово. | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». Грамматическая основа предложения. | Упражнение в выделении главных слов в предложении. Упражнение в выделении предложений из рассказа. | |||
Звуки и буквы. | Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза | Звуки и буквы. Алфавит. | |||
Гласные и согласные. | Уточнение акустико-артикуляторных признаков гласных и согласных звуков | Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. | |||
Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. | Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Слогообразующая роль гласных. Понятие «слог». | Упражнения: понятие «слог»; слогообразующая роль гласного; звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов (далее различной слоговой структуры) | |||
Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных | Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Гласные I и II ряда Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. | Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. | |||
Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. | Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. | |||
Различение звонких - глухих согласных звуков | Развитие звукобуквенного анализа и синтеза Уточнение акустико-артикуляторных признаков согласных звуков. | Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | |||
Различение шипящих – свистящих звуков | Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Уточнение акустико-артикуляторных признаков согласных звуков. | Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | |||
Различение аффрикат | Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Уточнение акустико-артикуляторных признаков согласных звуков. | Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | |||
Различение соноров | Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Уточнение акустико-артикуляторных признаков согласных звуков. | Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | |||
Состав слова. Словообразование | Формирование навыка словообразования с помощью приставки и суффикса. | Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня и других частей слова. Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов, словообразовании | |||
Словоизменение. Согласование слов | Формирование навыка словоизменения, согласования различных частей речи по числам, родам, падежам | Тренировочные упражнения в словоизменении и согласовании. | |||
Предлоги | Формирование общего понятия о предлогах и употреблении их в речи. | Тренировочные упражнения в выделении и написании е предлогов. | |||
Дифференциация предлогов и приставок. | Формирование общего понятие о предлогах, приставках и употреблении их в речи. | Тренировочные упражнения в выделении предлогов и приставок их применение на письме. | |||
Предложение | Формирование смыслового значения слова Усвоение предложения как единицы речи. | Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета, синонимов, антонимов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. | |||
Текст | Обучение письменному ответу на вопросы | Упражнение в составлении плана изложения. Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения. | |||
Итоговая проверочная работа. | Оценить усвоение пройденных тем | Проверочный диктант | |||
Диагностика уровня устной и письменной речи. | Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи | Индивидуальная диагностика |
Перспективное планирование логопедических занятий для учащихся 1-4-х классов по коррекции звукопроизношения
№ п\п | Постановка произношения звуков | Введение поставленных звуков в речь | Речевой материал |
1. | Формирование артикуляторной базы | Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению. | Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов. |
2. | Постановка звуков | Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза. | Составляется из правильно произносимых звуков |
3. | Продолжение постановки звука, отработка звука (автоматизация) | Введение в речь первого поставленного звука; а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте; б) устный и письменный анализ и синтез слов. | Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например, закрепляется [л] исключаются [л'], если ребенок не произносит [р], [р'] - также) |
4. | Дифференциация звуков сходных по звучанию | Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков. | Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки. |
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от временного периода их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться. В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи. |
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 1-2-х классов
с ОНР, ФНР, ФФНР
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия | Примечания | ||||||
Входная диагностика | ||||||||||
Диагностика устной речи | ||||||||||
Диагностика письменной речи | Для 2-х классов 2 часа | |||||||||
Предложение | ||||||||||
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. | ||||||||||
Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | ||||||||||
Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. | ||||||||||
Упражнение в выделении предложений из рассказа. | ||||||||||
Звуки и буквы | ||||||||||
Звуки и буквы. Алфавит. | ||||||||||
Гласные и согласные | ||||||||||
Гласные звуки и буквы. | ||||||||||
Согласные звуки и буквы. | ||||||||||
Уточнение гласного [а] | ||||||||||
Уточнение гласного [о] | ||||||||||
Уточнение гласного [у] | ||||||||||
Уточнение гласного [ы] | ||||||||||
Уточнение гласного [и] | ||||||||||
Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. | ||||||||||
Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. | ||||||||||
Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. | ||||||||||
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. | ||||||||||
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. | ||||||||||
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов. | ||||||||||
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов. | ||||||||||
Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных | ||||||||||
Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. | ||||||||||
Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. | ||||||||||
Твердые и мягкие согласные перед гласными [ы] – [и] | ||||||||||
Твердые и мягкие согласные перед гласными [а] – [я] | ||||||||||
Твердые и мягкие согласные перед гласными [о] – [ё] | ||||||||||
Твердые и мягкие согласные перед гласными [у] – [ю] | ||||||||||
Дифференциация гласных [о] – [у] | ||||||||||
Дифференциация гласных [ё]-[ю] | ||||||||||
Дифференциация гласных второго ряда. | Эти темы даются в случае необходимости | |||||||||
Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слова). Второй способ обозначения мягкости. | ||||||||||
Разделительный мягкий знак. | ||||||||||
Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. | ||||||||||
Проверка знаний и умений по теме «Дифференциация твердых и мягких согласных». (Диктант, самостоятельная работа по карточкам, тестовая работа на выбор.) | ||||||||||
Различение звонких - глухих согласных звуков | ||||||||||
Звуки [б], [б׳], буква «Б». | ||||||||||
Упражнение в различении [б] - [п] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||||||||||
Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | ||||||||||
Звуки [в], [в׳], буква «В». | ||||||||||
Упражнение в различении [в] - [ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||||||||||
Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | ||||||||||
Звуки [г], [г׳], буква «Г». | ||||||||||
Звуки [к], [к׳], буква «К». | ||||||||||
Различение звонких и глухих [г] - [к] в устной и письменной речи. | ||||||||||
Звуки [х], [х׳], буква «Х». | ||||||||||
Различение [г]-[к]-[х] в устной и письменной речи. | ||||||||||
Звуки [д], [д׳], буква «Д». | ||||||||||
Звуки [т], [т׳], буква «Т». | ||||||||||
Звук [ж], буква «Ж». | ||||||||||
Звук [ш], буква «Ш». | ||||||||||
Различение звонких и глухих [ж] - [ш] в устной и письменной речи. | ||||||||||
Звуки [з], [з׳], буква «З». | ||||||||||
Звуки [с], [с׳], буква «С». | ||||||||||
Различение звонких и глухих [з] - [с] в устной и письменной речи. | ||||||||||
Различение шипящих – свистящих звуков | ||||||||||
Различение [ж] - [з] в устной и письменной речи. | ||||||||||
Различение [ш] - [с] в устной и письменной речи. | ||||||||||
Звук [щ], буква «Щ». | ||||||||||
Различение [щ] - [с’] в устной и письменной речи. | ||||||||||
Звук [ч], буква «Ч». | ||||||||||
Звук [ц], буква «Ц». | ||||||||||
Различение [ч] - [ц] в устной и письменной речи. | ||||||||||
Различение аффрикат | ||||||||||
Различение согласных [ч] - [т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||||||||||
Различение согласных [ч] - [щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||||||||||
Различение согласных [ц] - [с] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||||||||||
Различение соноров | ||||||||||
Звуки [р], [р׳], буква «Р». | ||||||||||
Звуки [л], [л׳], буква «Л». | ||||||||||
Различение [р] - [л] в устной и письменной речи. | ||||||||||
Итоговая диагностика | ||||||||||
Итоговый диктант | ||||||||||
Диагностика устной и письменной речи | Для 2-х классов 2 часа | |||||||||
Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей! |
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 3-х классов с ОНР
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия | Примечания |
Входная диагностика | ||||
Диагностика устной речи | ||||
Диагностика письменной речи | ||||
Диагностика письменной речи | ||||
Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов | ||||
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. | ||||
Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | ||||
Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. | ||||
Упражнение в выделении предложений из рассказа. | ||||
Слово. Смысловое значение слова. | ||||
Образные слова и выражения в нашей речи. | ||||
Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. | ||||
Связь слов в предложении. | ||||
Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). | ||||
Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. | ||||
Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. | ||||
Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение. | ||||
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. | ||||
Работа с деформированными предложениями. | ||||
Составление предложений по опорным словам. | ||||
Состав слова. Словообразование | ||||
Родственные слова. Корень | ||||
Родственные слова. Корень слова. | ||||
Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. | ||||
Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов. | ||||
Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня. | ||||
Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова. | ||||
Родственные слова и слова с омонимичными корнями. | ||||
Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями. | ||||
Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». | ||||
Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними. | ||||
Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах. | ||||
Приставка | ||||
Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. | ||||
Тренировочные упражнения в выделении приставок. | ||||
Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. | ||||
Приставки пространственного значения. | ||||
Приставки временного значения. | ||||
Многозначные приставки. | ||||
Приставки, сходные по буквенному составу. | ||||
Разделительный твердый знак. | ||||
Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком. | ||||
Разделительный мягкий знак. | ||||
Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. | ||||
Суффикс | ||||
Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи. | ||||
Тренировочные упражнения в выделении суффиксов. | ||||
Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи. | ||||
Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы. | ||||
Суффиксы профессий. | ||||
Суффикс прилагательных. | ||||
Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени. | ||||
Словоизменение. Согласование слов | ||||
Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи. | ||||
Тренировочные упражнения в выделении окончаний. | ||||
Морфологический состав слова. Закрепление материала. | ||||
Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа. | ||||
Употребление имен существительных разного рода. | ||||
Употребление имен существительных в косвенных падежах. | ||||
Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. | ||||
Согласование прилагательных и существительных в падеже. | ||||
Согласование глагола и существительного в числе. | ||||
Согласование глагола и существительного в роде. | ||||
Согласование глагола и существительного во времени. | ||||
Предлоги | ||||
Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи. | ||||
Тренировочные упражнения в выделении предлогов. | ||||
Предлоги у, около, к, от, по. | ||||
Предлоги на, над, под, с (со), из-под. | ||||
Предлоги в (во), из, за, из-за. | ||||
Предлоги между, возле, перед. | ||||
Дифференциация предлогов и приставок. | ||||
Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок. | ||||
Тренировочные упражнения в соотношении предлогов и глагольных приставок. | ||||
Итоговая проверочная работа | ||||
Итоговый диктант. | ||||
Диагностика устной и письменно речи | ||||
Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей! |
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 4-х классов с ОНР
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия | Примечания | |||
Входная диагностика | |||||||
Диагностика устной речи | |||||||
Диагностика письменной речи | |||||||
Диагностика письменной речи | |||||||
Повторение | |||||||
Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог. | |||||||
Повторение. Деление слов на слоги. | |||||||
Правила переноса слов. | |||||||
Ударение. Ударный и безударный слог. | |||||||
Повторение «Состав слова» | |||||||
Корень. Родственные слова. | |||||||
Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов | |||||||
Приставка. Образование новых слов. | |||||||
Окончание. | |||||||
Разбор слов по составу. Составление слов из морфем. | |||||||
Правописание безударных гласных в корне слова | |||||||
Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов | |||||||
Непроизносимые согласные в корне слова. | |||||||
Буквы «О», «Ё» после шипящих в корне слова. | |||||||
Дифференциация предлогов и приставок. | |||||||
Разделительный Ъ и Ь. | |||||||
Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог. | |||||||
Части речи | |||||||
Имя существительное. Изменение существительных по числам. | |||||||
Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация существительных разного рода. | |||||||
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. | |||||||
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей. | |||||||
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного падежей. | |||||||
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа. | |||||||
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога. | |||||||
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа. | |||||||
Имя прилагательное. Согласование существительных и прилагательных в числе. | |||||||
Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | |||||||
Глагол. Согласование существительных и глаголов в числе. | |||||||
Согласование существительных и глаголов в роде. | |||||||
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. | |||||||
Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени. | |||||||
Понятие о неопределенной форме глагола. | |||||||
Согласование глагола и существительного в роде, числе | |||||||
Согласование глагола и существительного во времени. | |||||||
Предложение | |||||||
Речь. Предложение как единица речи. | |||||||
Слово. Смысловое значение слова. | |||||||
Образные слова и выражения в нашей речи. | |||||||
Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. | |||||||
Связь слов в предложении. | |||||||
Упражнение в установлении связей слов в предложении. | |||||||
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. | |||||||
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. | |||||||
Работа с деформированными предложениями. | |||||||
Составление предложений по опорным словам. | |||||||
Текст | |||||||
Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности. | |||||||
Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. | |||||||
Упражнение в делении текста на отдельные предложения. | |||||||
Составление связного текста из деформированных предложений. | |||||||
Деление текста на части и озаглавливании их. | |||||||
Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их. | |||||||
Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы. | |||||||
Обучение письменному ответу на вопросы. | |||||||
Работа над изложением. Составление плана изложения. | |||||||
Упражнение в составлении плана изложения. | |||||||
Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения. | |||||||
Написание изложения по самостоятельно составленному плану. | |||||||
Работа над сочинением. Составление плана рассказа. | |||||||
Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему. | |||||||
Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов. | |||||||
Сочинение по данному началу. | |||||||
Сочинение по данному концу. | |||||||
Сочинение-повествование. | |||||||
Сочинение-описание. | |||||||
Сочинение-рассуждение. | |||||||
Итоговая проверочная работа | |||||||
67. | Сочинение или изложение | ||||||
68. | Диагностика устной и письменно речи | ||||||
Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей начальной школы, обучающихся по программе VIII вида 2 вариант.
Данная программа предлагает систему игровых занятий для комплексного психического развития умственно отсталых школьников. Основной целью коррекционно-развивающей программы является развитие («доведени...
Логопедическое коррекционно-развивающее занятие в 1 классе "Дифференциация звуков /ч-щ/".
Занятие предназначено для учащихся 1 класса. Задания все проводятся в игровой форме и направлены на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза; слухового и зрительного вни...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий для ребёнка с ОВЗ по типу 5.1
Методика предусматривает проведение занятий в индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.Данная программа заключается в том, чт...
«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»
Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий при помощи комплекса «БОС-Психомат»
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий при помощи комплекса «БОС-Психомат» направлена на работу с учащимися, имеющими признаки школьной дезадаптации.Актуальность программы связана с...
Интегрированное логопедическое коррекционно-развивающее занятие для детей с сложной структурой дефекта
ТЕМА: ВЕСНАЦЕЛЬ: актуализация словаря по теме «Признаки весны»ЗАДАЧИ: развитие слухового восприятия; развитие мышления, памяти, внимания, мелкой моторикиОборудование: демонстрационный мате...
Технологическая карта занятия (логопедическое коррекционно-развивающее занятие) в 1 классе
Тема занятия: Обозначение мягкости с помощью буквы «Ё».Лексическая тема: Домашние животные.Форма занятия: подгрупповое.Цель: Формирование умения правильно обозначать на письме мягкие...